Поученіе. Св. Никифоръ исповѣдникъ

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О скорбяхъ пастырскихъ.

  I. Св. церковъ празднуетъ нынѣ память св. Никифора, патріарха царьградскаго. Когда вступилъ при немъ на царство иконоборецъ Левъ Армянинъ, св. Никифоръ требовалъ, чтобы онъ своею рукою подписалъ обѣщаніе соблюдать догматы св.вѣры.

Но Левъ сочувствовалъ больше иконоборцамъ, потому онъ хотя и далъ обѣщаніе подписать догматы православной вѣры, но на дѣлѣ не исполнилъ его и вмѣсто этого объявилъ гоненіе на православныхъ. И вотъ начались заключенія, притѣсненія и тѣлесныя наказанія всѣхъ почитателей св. иконъ. Многіе устрашились гоненія и перешли къ иконоборцамъ. Положеніе патріарха было самое тяжелое! Онъ горячо молился Господу о сохраненіи церкви отъ еретиковъ, дѣйствовалъ на пасомыхъ и словомъ убѣжденія и всѣхъ умолялъ не бояться гоненій и держаться православія. Многіе внимали его слову. Но императору это было непріятно и онъ рѣшился самого патріарха склонить къ отступленію отъ православной вѣры. Онъ старался на него дѣйствовать и ласками и угрозами,—но ничто не помогало. «Напрасны твой труды, государь! Мы не можемъ измѣнить древняго преданія,—мы чтимъ изображенія святыхъ, какъ крестъ и евангеліе». Такъ отвѣчалъ св. Никифоръ, ни мало не боясь царскаго гнѣва. Св. патріархъ соборно молился Господу объ уничтоженіи ереси, открыто посреди церкви училъ и убѣждалъ всѣхъ почитать св. иконы. Тогда по повелѣнію императора, убѣдившагося въ непреклонности патріарха, явились воины, взяли св. Никифора и отправили въ заточеніе на одинъ островъ. Тринадцать лѣтъ св. исповѣдникъ провелъ тамъ въ душной темницѣ при непрестанныхъ оскорбленіяхъ и угнетеніяхъ, которыя мало-по-малу разстроили его здоровье; онъ скончался въ 828 году и былъ погребенъ при церкви св. муч. Ѳеодора въ монастырѣ, самимъ святителемъ основанномъ.

Черезъ 19 лѣтъ по смерти св. Никифора въ царствованіе благочестивой царицы Ѳеодоры св. патріархъ Меѳодій предложилъ ей перенести св. мощи Никифора въ Константинополь, на что она охотно согласилась. Св. мощи Никифора были обрѣтены нетлѣнными и благоухающими и съ торжествомъ были перенесены въ Царьградъ 13-го марта 84о г. и положены въ соборной церкви св. Софіи. Сама царица Ѳеодора съ сыномъ своимъ Михаиломъ присутствовала при этомъ торжествѣ.

II. Многоскорбенъ былъ путь пастырской жизни св. Никифора! Много скорбей переносили, исполняя свой долгъ, свое призваніе, и всѣ пастыри во времена древнія! Но не менѣе того достается на долю пастырскую этихъ скорбей и во всякое время. Укажемъ и изобразимъ эти скорби.

а) Что требуется отъ пастыря? Руководство душъ ко спасенію, — онъ долженъ давать правильное христіанское направленіе своимъ пасомымъ. Какъ отецъ въ семействѣ строго слѣдитъ за направленіемъ каждаго изъ своихъ домочадцевъ, такъ и пастырь церкви долженъ бодро стоять на стражѣ спасенія ввѣренныхъ ему душъ, строго наблюдая, какъ бы въ какой домъ, въ какое семейство не вкралось ученіе ложное, вредное. Но многіе ли нынѣ стараются поставить себя подъ это руководство? Многіе не убѣгаютъ ли отъ пастырей церкви, не отдаляются ли отъ нихъ? Не стараются ли избѣгать даже самой встрѣчи съ ними, даже простыхъ разговоровъ съ ними? И какая это великая скорбь для пастыря видѣть отдѣляющихся, а не приближающихся къ себѣ! Только духъ злобы, ненавистникъ служителей Христовыхъ, врагъ спасенія христіанъ, можетъ радоваться этой скорби пастырей.

б) Далѣе, пастырь долженъ проповѣдывать слово Божіе въ храмѣ. Но и здѣсь онъ встрѣчаетъ скорби. Одни совсѣмъ не ходятъ въ тѣ храмы, гдѣ проповѣдуется слово Божіе, потому что не любятъ слушать пастырскихъ поученій, другіе, пришедшіе, или сейчасъ же уходятъ, или заводятъ разговоръ, доказывая тѣмъ то же невниманіе, ту же нелюбовь къ просвѣщенію духовному, къ назиданію отъ пастыря. «Что онъ можетъ сказать особеннаго, хорошаго?» — говорятъ такіе, показывая тѣмъ, что имъ нужно не поученіе отъ слова Божія, а краснорѣчивое слово. Вотъ и новая скорбь для пастыря церкви! Онъ учитъ, а его равнодушно, разсѣянно и безъ любви слушаютъ; онъ желаетъ спасенія, просвѣщенія своихъ пасомыхъ, трудится для этого, а ему не сочувствуютъ, трудовъ не цѣнятъ, отъ его слова отвращаются, отъ его проповѣди нерѣдко выходятъ изъ храма, нарушая тѣмъ не только простое приличіе, но и церковное благочиніе и церковные законы. Не походитъ ли это на то, какъ еслибы отецъ поучалъ сына, а онъ вмѣсто того, чтобы слушать его, сейчасъ же бы ушелъ отъ него?

в) А что перечувствуетъ, переиспытаетъ душа пастыря при испытаніи совѣсти пасомыхъ во время исповѣди? Положительно можно сказать, что онъ сокрушается о каждомъ грѣхѣ не менѣе самого кающагося. Скорбь грѣшника есть вмѣстѣ и скорбь пастыря, выслушивающаго грѣхъ. А если кающійся не можетъ, не обѣщается отстать отъ своего грѣха, если къ тому же этотъ грѣхъ открытый, которымъ соблазняются и другіе, — войдите въ положеніе пастыря, какъ онъ разрѣшитъ такого грѣшника, какъ допуститъ до причащенія святыхъ Тайнъ? А если это тѣмъ не менѣе дѣлаетъ, то съ какою болью сердечною, съ какимъ страхомъ подвергнуться отвѣтственности за то предъ судомъ Божіимъ? Вообще закоснѣніе въ томъ или другомъ грѣхѣ, не православный образъ жизни того или другого семейства или лица, нежеланіе измѣнить его, никому такъ не больны, какъ пастырю. Это тѣмъ больнѣе для него, что онъ подъ часъ не знаетъ, съ какой стороны и какъ воздѣйствовать на нихъ: обличеніемъ, или кроткимъ вразумленіемъ, строгостію или ласкою; если строгостію, то какъ бы не ожесточить, если снисходительностію, любовію, — какъ бы не явить поблажку. И вотъ пастырю церкви остается одно: возносить молитву предъ престоломъ Божіимъ, да Самъ Господь, какимъ знаетъ способомъ, воздѣйствуетъ на ожесточившуюся душу грѣшника.

г) Но вотъ пастырь церкви и молится за своихъ пасомыхъ Онъ рано встаетъ на молитву, часто онъ совершаетъ Божественную литургію. Онъ молится о милости, мирѣ, здравіи, долгоденствіи, благопоспѣшеніи своихъ пасомыхъ, принесеніемъ безкровной жертвы онъ испрашиваетъ прощеніе грѣховъ ихъ. Но и тутъ не безъ скорби для пастыря. Чѣмъ за все это платятъ ему? Часто неблагодарностію, непростительнымъ невниманіемъ къ матеріальнымъ нуждамъ его, неуваженіемъ его, простирающимся до нежеланія получить благословеніе отъ него, боязнію встрѣтиться съ нимъ, при чемъ такая встрѣча считается худымъ признакомъ. Присоедините къ этому еще нареканія, поношенія и въ обществѣ и въ печати, такъ смѣло, такъ рѣзко расточаемыя на служителей церки. Не личность, не одно только человѣческое достоинство здѣсь оскорбляется и страдаетъ, а санъ, званіе,—больно то, что дѣти возстаютъ на Отцевъ, руководимые на руководителей, что, унижая служителей вѣры, хотятъ унизить самую вѣру. Какъ это походитъ на поступокъ Хама, сына Ноева, который, увидавши отца въ неприличномъ видѣ, насмѣялся надъ нимъ, пошелъ и разсказалъ братьямъ своимъ. Тяжкій грѣхъ на свою душу принимаютъ эти мнимые радѣтели, а на самомъ дѣлѣ хулители служителей алтаря Господня.

III. Братіе! Трудное служеніе пастыря старайтесь облегчать собственною ревностію къ богоугожденію, слѣдованіемъ добрымъ наставленіямъ пастыря, подражаніемъ добрымъ чертамъ жизни его. Тогда между вами и пастыремъ установится тѣсная, неразрывная связь. Господи! молитвами св. Никифора дай Своей церкви пастырей правоправящихъ слово Твоея истины, сотвори, чтобы и пасомые достойны были такихъ пастырей. (Сост. по кн. «Уроки изъ жизни святыхъ»1 св. П. Шумова).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий