Поученіе. Св. Препод. Мемнонъ

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 О пользѣ памятованія о Богѣ.

I. Св. преп. Мемнонъ съ юныхъ лѣтъ началъ служить Богу. За свою примѣрную жизнь въ монастырѣ былъ избранъ въ настоятели и удостоился дара чудотворенія, отчего и названъ чудотворцемъ. Однажды въ сухой, безводной пустынѣ извелъ изъ земли источникъ, нѣсколько разъ спасалъ мореплавателей отъ потопленія, прогонялъ словомъ саранчу и т. п.

Мемнонъ по русски значитъ памятливый, имя, которое недаромъ носилъ святый. От всегда памятовалъ о Богѣ, жилъ благочестиво и оттого и удостоился дара творить чудеса.

II. Препод. Мемнонъ, памятовавший всегда о Богѣ, научаетъ и насъ чаще вспоминать о Богѣ.

а) Памятованіе о Богѣ предохраняетъ отъ грѣха. Весьма полезно для человѣка то, что предохраняетъ его отъ грѣха. Грѣхъ — ужасное дѣло; грѣхъ возмущаетъ совѣсть, радость отнимаетъ, чести лишаетъ, душу убиваетъ, низвергаетъ человѣка во адъ, вѣчно терзаетъ, жжетъ, мучитъ грѣшника; грѣхъ опаснѣе змія, ужаснѣе убійцъ, страшнѣе тысячи смертей. Какъ же не считать полезнымъ того, что можетъ предохранять насъ отъ грѣха, отъ сего виновника безчисленныхъ несчастій? При памятованіи Бога у человѣка разумъ свѣтлѣе, совѣсть чувствительнѣе, страхъ Божій сильнѣе; а отъ того и отвращеніе къ злому дѣлу искреннѣе, живѣе, постояннѣе. Нѣтъ сомнѣнія, что съ памятованіемъ Бога соединено и таинственное дѣйствіе благодати Божіей, располагающее, воскрыляющее душу ко всему доброму, ко всему святому. Земля при приближеніи солнца богатѣетъ силою, могущею произращать плоды: душа чрезъ памятованіе Бога сближается съ Богомъ, чувствуетъ особенное побужденіе приносить плоды добродѣтели. При ясномъ, благоговѣйномъ памятованіи Бога грѣшить трудно и почти невозможно, а дѣлать добро легко и сладостно. Пророкъ Давидъ, какъ человѣкъ, имѣлъ наклонность ко грѣху. Что же онъ дѣлалъ, что употреблялъ, что предпринималъ для того, чтобы восторжествовать надъ своими грѣховными склонностями, чтобы сохранить себя отъ грѣха? Предзрѣхъ Господа предо мною выну... да не подвижуся (Псал. 15, 8), т -е. я никогда не выпускалъ изъ мыслей Бога для того, чтобы не одолѣли меня страсти, чтобы не увлекъ меня грѣхъ въ бездну погибели. Слѣдовательно, памятованіе Бога человѣку весьма необходимо, какъ средство, охраняющее его отъ грѣха.

б) Памятованіе о Богѣ нерѣдко возвращаетъ грѣшника на путь добродѣтели. Полезно памятованіе Бога людямъ праведнымъ, людямъ невиннымъ, но для людей, погрязшихъ въ безднѣ пороковъ, памятованіе Бога составляетъ главное, единственное благо, отъ котораго можетъ начаться поворотъ жизни грѣшника съ пути порока на путь добродѣтели. Сколь многіе грѣшники, вспомнивъ Бога, воздыхали о своемъ непотребствѣ, возчувствовали омерзѣніе ко грѣхамъ, побужденіе къ покаянію, совершенно перемѣнились, обратились къ Богу, сдѣлались святыми. Евангельская притча о блудномъ сынѣ можетъ служить сему доказательствомъ. Въ этой притчѣ представляется грѣшникъ великій, развратный, разстроенный, все доброе потерявшій. Что же? Едва сей несчастный вспомнилъ объ Отцѣ небесномъ — вспомнилъ о Богѣ, вдругъ за первою мыслію о Богѣ родилась въ душѣ его умилительная мысль о милосердіи Божіемъ, о щедротахъ Божіихъ къ людямъ; — и душа какъ бы просыпается отъ сна заблужденій, ободряеттся, исторгается изъ узъ грѣха и обращается къ Богу. Если бы сей грѣшникъ не помыслилъ о Богѣ, вѣрно бы погибъ навсегда въ безднѣ грѣховной. Лучъ благодатной мысли о Богѣ указалъ ему путь, ведущій изъ ада къ небу, ведущій ко спасенію. Грѣшникъ, кто бы ты ни былъ и каковъ бы ты ни былъ, вспоминай, сколько можно чаще, о Богѣ, и это памятованіе Бога не останется безъ плода для твоей несчастной души! Кто знаетъ, можетъ быть, и твоя душа, не пробудившаяся отъ сна грѣховнаго никакими грозными гласами терзаній совѣсти, разстройства здоровья, бѣдности, уничиженія, утраты родныхъ, и прочихъ томительныхъ бѣдствій жизни, пробудится при тихомъ свѣтѣ тихой мысли о Богѣ, какъ нерѣдко спящій крѣпко и при ударахъ громовыхъ легко просыпается и оставляетъ ложе при видѣ тихихъ, прекрасныхъ лучей солнца, восходящаго на весеннемъ тихомъ небѣ.

III Имѣя въ виду, сл.! душевную пользу, происходящую отъ памятованія Бога, будемъ хотя изъ любви ко спасенію души своей при всѣхъ нашихъ словахъ и дѣлахъ, при святости и грѣхахъ, при радости и горестяхъ, помнить Бога, а если, по немощи, и забудемъ о Немъ, то постараемся скорѣе выйти изъ сего забвенія, и обратимся къ Богу и умомъ и сердцемъ. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегородск. и арзамасск., ч. 1, изд. 4, 1853 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий