Поученіе. Св. препод. -муч. Евдокія

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 0 благотворности памяти о смерти

 I. Св. преподобно-мученица Евдокія, память коей совершается нынѣ, жила въ концѣ I и въ началѣ II вѣка. Родилась она въ финикійскомъ городѣ Иліополѣ (нынѣ Бальбекъ), по происхожденію и вѣрѣ была самарянка и отличалась рѣдкою красотою.

Увлеченная въ порокъ разврата, плѣняла многихъ своею красотою и чрезъ это нажила огромное богатство. Но Богъ предвидѣлъ возможность спасенія Евдокіи и привелъ ее ко спасенію Въ одномъ домѣ съ Евдокіею жилъ христіанинъ, — лишь тонкая перегородка раздѣляла ихъ жилища. У сего христіанина остановился ночевать возвращавшійся съ богомолья нѣкто инокъ Германъ. Инокъ, по своему благочестивому обычаю, въ полночь, проснувшись и помолившись, сѣлъ и началъ громко читать св. писаніе. Читалъ онъ о страшномъ судѣ, о блаженствѣ праведниковъ и мученіи грѣшниковъ. Изъ за перегородки Евдокія услышала чтеніе, благодать Божія коснулась сердца грѣшницы, она сознала свое грѣховное состояніе и содрогнулась при мысли, что ее, какъ грѣшницу, послѣ смерти, которая во всякую минуту можетъ прекратить ея жизнь, ждетъ грозный судъ Божій и мука вѣчная. Рано утромъ пригласила къ себѣ Евдокія Германа и просила помочь ей избѣжать адскаго мученія. Германъ посовѣтовалъ ей принять крещеніе, раздать все имѣніе, которое нажито грѣхомъ, и удалиться въ монастырь. Такъ и поступила Евдокія. Въ монастырѣ всѣ силы свои посвятила она трудамъ и подвигамъ иноческой жизни. Скоро сдѣлана была настоятельницею обители. Подвизалась св. Евдокія въ обители 56 лѣтъ и многихъ изъ язычниковъ обратила ко Христу, за что и была усѣчена, по приказанію градоначальника Викентія, съ радостію предавъ духъ свой, очищенный покаяніемъ и благочестивою жизнію, Христу Богу.

II. Что, какъ не навѣянное благочестивымъ чтеніемъ размышленіе о смерти, частномъ вслѣдъ за смертію судѣ Божіемъ, весьма грозномъ для грѣшныхъ и радостномъ для праведныхъ, отрезвило Евдокію отъ порочной жизни и обратило ее на путь спасительнаго покаянія?

а) Дабы доказать, что всякому человѣку нужно не позднее помышленіе о смерти, для сего довольно пользоваться обыкновеннымъ правиломъ благоразумія. Оно требуетъ, чтобы мы старались по возможности предусматривать будущіе случаи, особенно важные или трудные для насъ, и заблаговременно соображать и употреблять средства и способы, какъ бы встрѣтить ихъ съ пользою для себя, или по крайней мѣрѣ съ безопасностію. Земледѣлецъ прежде посѣва думаетъ о жатвѣ, и приспособляетъ посѣвъ къ полученію жатвы, сколь можно болѣе обильной. Лѣтомъ помышляетъ онъ о зимѣ, и заботится, какъ бы обиліемъ лѣта наполнить скудость зимы. Не болыпе ли нужно всякому помыслить и позаботиться о томъ, какъ бы не пропустить лѣта жизни и приготовить потребное на безплодную и суровую зиму смерти, какъ бы въ этой смертной жизни произвести добрый и благонадежный посѣвъ, дабы въ рѣшительное время воскресенія и суда, пожать, какъ изъясняется св. Іоаннъ Дамаскинъ, класы присно-жи- вопитанія, или, если угодно, дабы самимъ намъ прозябнуть,возрасти, процвѣсти и созрѣть доброю пшеницею, которую жатели ангелы соберутъ въ житницы небесныя.

б) Но мы часто позволяемъ себѣ небрежность въ соблюденіи правилъ благоразумія, думая, что нѣкоторая на время небрежность еще не бѣда. Посему надобно настоятельное доказать вамъ, какъ необходима для насъ мысль о смерти, и какъ опасно пренебречь и потерять ее. Такъ она необходима, что не только земная, смертная, но и райская, безсмертная жизнь не могла стоять безъ мысли о смерти. Богъ сотворилъ человѣка въ совершенствѣ, достойнымъ всесовершеннаго Творца; ввелъ его въ рай сладости, далъ ему плодъ древа жизни для нетлѣнія; отъ опаснаго древа познанія добра и зла предохранилъ его заповѣдію не вкушать отъ плода сего. Но этого было не довольно. Райская жизнь не была бы безопасна: для ея охраненія нужно было поставить грознаго стража—помыслъ смерти. Въ оньже аще день снѣс- те отъ него, смертію умрете (Быт. II, 17), сказалъ Господь: и райская жизнь была безопасна, доколѣ стоялъ подлѣ ея помыслъ смерти. Но какъ скоро успѣлъ исконный человѣкоубійца лукавствомъ своимъ удалить отъ человѣковъ мысль о смерти: Тие смертію умрете'''’ (Быт. III, 4): тотчасъ и убилъ грѣхомъ жизнь райскую. Что было съ Адамомъ, тому естественно быть и съ нами, потому что мы естественные наслѣдники Адама, если благодать и вѣра не сдѣлаютъ насъ наслѣдниками Богу и сонаслѣдниками Христу. Человѣкъ, наслѣдственно склонный ко грѣху, будетъ ли тверже противъ искушенія, нежели человѣкъ еще безгрѣшный, искушаемый ко грѣху, если отвергнетъ помощь, которая и для сего была необходима?—Конечно, нѣтъ! Итакъ если ты подкрѣпишь и оградишь себя благоразумнымъ и благочестивымъ помышленіемъ о смерти, какъ бдительною стражею: то, безъ сомнѣнія, оно поможетъ тебѣ охранить себя, хотя ис совсѣмъ отъ смерти, которая преступленіемъ Адамовымъ вошла въ міръ и во всѣхъ человѣковъ, за то отъ всего, что содѣлываетъ смерть страшною, бѣдственною, въ полномъ смыслѣ смертію. Но если, пренебрегая мыслью о смерти, мимо ея будешь устремляться только за удовольствіями чувственными, за пріобрѣтеніями земными, за мечтами твоего воображенія: то наконецъ, вмѣсто страха отъ одной мысли о смерти, котораго ты убѣгалъ, внезапно и неизбѣжно встрѣтишься съ ужасами дѣйствительной смерти, не тѣлесной только, которая есть болѣе признакъ смерти, нежели самая смерть, но и смерти второй, духовной, вѣчной, идѣже червь ихъ не умираете и огпь не угасаетъ (Марк. IX, 44).

III. Изъ сего размышленія можетъ возникнуть вопросъ: будетъ ли мысль о смерти, которую нѣкогда Самъ Богъ поставилъ оградою противъ вторженія въ міръ грѣха и смерти, — будетъ ли она довольно сильна и полезна, когда грѣхъ и смерть уже вошли въ міръ и въ немъ царствуютъ?—На это рѣшительный отвѣтъ даетъ намъ благочестивый ветхозавѣтный мудрецъ, который говоритъ: во всѣхъ словесѣхъ твоихъ поминай послѣдняя твоя, и во вѣки не согртаиши (Сир. VІІ, 39). Молитвами св. препод. муч. Евдокіи да укрѣпитъ въ нашей душѣ Господь спасительную память о смерти. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск., т. IV, изд. 1882 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий