Поученіе. Св. преподобномученикъ Евстратій печерскій

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Какъ можемъ мы сораспяться Христу.

  I. Воспоминаемый нынѣ церковью св. Евстратій, богатый житель города Кіева, раздалъ свое имущество бѣднымъ и поступилъ въ обитель преподобнаго Антонія. За свое великое воздержаніе онъ былъ названъ постникомъ.

Въ 1096 году половцы напали на Кіевъ и разорили Печерскій монастырь, сожгли церковь, разграбили монастырское имущество и взяли многихъ иноковъ въ плѣнъ; въ числѣ послѣднихъ былъ и Евстратій. Половцы продали его вмѣстѣ съ другими пятьюдесятью христіанскими плѣнниками одному еврею въ Корсунь. Еврей началъ побуждать плѣнниковъ къ отреченію отъ Христа, угрожая въ противномъ случаѣ уморить ихъ голодомъ. Мужественный Евстратій ободрялъ и укрѣплялъ своихъ товарищей, говоря: „не будьте, братія, отступниками отъ вѣры; черезъ смерть мы получимъ жизнь вѣчную“. Ободренные словами Евстратія христіане рѣшительно объявили еврею, что они скорѣе умрутъ, чѣмъ отрекутся отъ Христа. Еврей не замедлилъ исполнить угрозу, и всѣ они скончались голодною смертію, кто черезъ три дня, кто черезъ семь, иные черезъ девять дней. Евстратій, привыкшій къ продолжительному посту и воздержанію, четырнадцать дней провелъ безъ пищи и остался живъ. Въ день еврейской пасхи онъ былъ распятъ своимъ господиномъ на крестѣ, евреи, пригвоздивъ его къ кресту, еще издѣвались надъ нимъ, пока одинъ изъ нихъ не пронзилъ святого мученика копьемъ, тѣло его бросили въ море. Христіане извлекли тѣло изъ воды и привезли въ Кіевъ, гдѣ и похоронили въ пещерахъ преподобнаго Антонія.

II. Такъ св. Евстратій и видимымъ образомъ уподобился распятому Господу, оставивъ намъ примѣръ, да распнемся съ Нимъ и умертвимся Его ради житейскимъ сластемъ (по выраж. церк. пѣсн.).

а) „Но гдѣ Голгоѳа и крестъ, необходимые для такого распятія? “— Вездѣ, гдѣ мы съ тобою, слушатель.

Въ самомъ дѣлѣ, братіе, въ мірѣ семъ не можетъ быть недостатка и въ вещественныхъ крестахъ. Сколъ многіе изъ послѣдователей Христовыхъ въ разныя времена и въ разныхъ странахъ окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на крестѣ?—И теперь могутъ повторяться эти случаи;  ибо значительная часть рода человѣческаго доселѣ Распятаго, и готова преслѣдовать крестъ Его новыми крестами. Христіанинъ не обязанъ искать этихъ крестовъ, но когда они срѣтятъ его, долженъ итти на нихъ, не обинуяся.

Но эти кресты для немногихъ: есть другіе, совершенно неизбѣжные для каждаго, уклоненіе отъ коихъ всегда есть преступленіе; ибо распятіе на нихъ составляетъ сущность христіанства. И во-первыхъ, братіе, весь міръ внѣшній, въ которомъ мы живемъ и движемся, такъ устроенъ, что въ немъ каждая вещь можетъ содѣлаться для насъ крестомъ. Въ мірѣ, по замѣчанію великаго крестоносца Павла, бѣды въ рѣкахъ, бѣды во градѣхъ, бѣды въ пустыни, бѣды въ мори (2 Кор. 11, 26).

Во-вторыхъ, всякое общество человѣческое, къ коему мы, по необходимости, принадлежимъ, какъ члены, таково, что въ немъ встрѣчаютъ каждаго многіе кресты, и здѣсь, по замѣчанію того же апостола, бѣды отъ разбойникъ, бѣды отъ сродникъ, бѣды во лжебратіи, бѣды отъ языкъ (2 Кор. 11, 26).

Наконецъ, самый многочастный составъ униженнаго, превращеннаго грѣхомъ естества нашего образуетъ изъ себя для каждаго ужасное многокрестіе. Какой тяжкій, никогда неснимаемый для духа крестъ есть уже бренная и грѣховная плоть наша. Самый внѣшній видъ ея явно показуетъ сіе: ибо стоитъ только простертъ руки, чтобы увидѣть въ себѣ полный крестъ. Тѣмъ паче увидишь, когда прострешь ихъ на постоянную молитву; тѣмъ паче увидишь, когда прострешь ихъ на вспоможеніе ближнимъ, на защищеніе невинности гонимой, на пораженіе порока сильнаго и торжествующаго; тѣмъ паче увидишь, если сіи руки, кои ты рѣшился простерть на добро, любили и привыкли простираться на злое. Павелъ уже былъ распятъ для міра, уже давно жилъ новою жизнію во Христѣ; и однако же до того чувствовалъ по временамъ тягость креста плоти, что вопіялъ: окаяненъ азъ человѣкъ, кто мя избавитъ отъ тѣла смерти сея (Рим. 7, 24)? Итакъ, желающій быть распятымъ со Христомъ, не опасайся недостатка въ крестахъ.

б) Желаешь знать, возлюбленный, въ чемъ должно состоять самое распятіе наше?—Чтобы уразумѣть это, представь, что ты въ самомъ дѣлѣ на крестѣ. — Что было бы тогда съ тобой? —У тебя прекратилось бы свободное движеніе и въ рукахъ и въ ногахъ; весь міръ потерялъ бы для тебя цѣну; всѣ блага его содѣлались бы для тебя чуждыми, какъ бы несуществующими;, у тебя осталось бы одно на умѣ и въ сердцѣ: какъ бы скорѣе разрѣшиться отъ земли и плоти, и предать духъ Богу. Поставь же себя въ такое состояніе духа произвольно, силою вѣры и любви ко Христу;, и ты будешь распятъ со Христомъ. У распятаго со Христомъ нѣтъ движеній по своей волѣ, а всѣ—по волѣ Божіей;, его руки и ноги также недвижимы на зло и неправду, какъ у распятаго на крестѣ; міръ съ его благами и соблазнами для него не привлекателенъ; мысль объ окончаніи земного странствія, есть любимою его мыслію; онъ уже вознесенъ въ духѣ отъ земли на небо, и животъ его сокровенъ въ Богѣ. Будь таковъ и ты,— и будешь распятъ со Христомъ.

в) Но какъ можно держаться въ семъ крайне трудномъ для плоти положеніи духа?—А какъ, возлюбленный, держатся на крестѣ распятые?—Гвоздями. Пригвозди себя къ кресту самоотверженія во-первыхъ страхомъ Божіимъ и мыслію о Богѣ. Страхъ сей отрѣяетъ  всѣ грѣхи (Сирах. 1, 21) и соблазны, дѣлаетъ человѣка неподвижнымъ на зло и твердымъ въ добрѣ. Пригвозди себя ко кресту памятію о смерти. Кто имѣетъ предъ очами смерть свою, тотъ не простретъ рукъ къ плоду запрещенному. Пригвозди себя упованіемъ благъ вѣчныхъ., кои обѣщаны всѣмъ сражающимся до крови. Пригвозди себя наконецъ ко кресту любовію къ своему Спасителю, на немъ распятому. Любы сія, по самому естеству своему, вся терпитъ, вся уповаетъ и николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 7). И сихъ четырехъ гвоздей довольно къ удержанію на крестѣ самоотверженія самой тяжелой плоти.

Сей крестъ Христовъ ужасенъ только спереди, а за нимъ рай, не на небѣ только, а на землѣ. Обыкновенный крестъ отнимаетъ всю жизнь у распятаго; а крестъ Христовъ, отъемля жизнь мірскую, грѣховную, даетъ вмѣсто ея новую, въ Богѣ и Христѣ. Елико внѣшній человѣкъ тлѣетъ на семъ крестѣ,—свидѣтельствуетъ испытавшій едва не всѣ кресты въ мірѣ, — толико внутренній обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Елико избыточествуютъ скорби для распятаго со Христомъ, говоритъ онъже, толико избыточествуютъ и утѣшенія Святаго Духа. Въ самомъ дѣлѣ, можетъ личто-либо быть радостнѣе для человѣка, какъ возстать изъ гроба? Но то же совершается надъ тѣмъ, кто распинаетъ себя со Христомъ міру и грѣху; за смертію плоти слѣдуетъ духовное воскресеніе, которое, по самому существу своему, есть состояніе самое блаженное.

III. Итакъ, братіе, отложивъ всякое недоумѣніе и страхъ, пойдемъ за Господомъ нашимъ на крестъ самоотверженія. Зря вѣру и любовь нашу, Онъ, всемогущій и всеблагій, Самъ поспѣшитъ укрѣпить колеблющіяся стопы наши въ семъ святомъ и необходимомъ подвигѣ. Аминь. (Сост. по „Пропов.“ Иннокентія, архіеп. херс. и тавр. т. IV, 1873 г.).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий