Поученіе. Св. прор. Елисей

Прот. Григорій Дьяченко

Основанія, по какимъ должно почитать старшихъ возрастомъ.

I. Однажды пророкъ Елисей, день памяти коего празднуется нынѣ, входилъ въ городъ Веѳиль, жители котораго утопали въ нечестіи. Нечестіе ихъ дошло до того, что отцы не учили дѣтей своихъ благочестію.

Почтеннаго старца встрѣтила толпа дѣтей и начала смѣяться надъ внѣшними его недостатками, и надъ тѣмъ, что онъ не имѣлъ волосъ на головѣ. Дѣти кричали вслѣдъ его: «ступай, плѣшивый!» Съ грустью посмотрѣлъ на нихъ пророкъ Елисей и увидѣлъ, что въ сердцѣ ихъ нѣтъ ничего добраго; онъ осудилъ ихъ поступокъ, и Богъ подтвердилъ судъ своего пророка. Двѣ медвѣдицы вышли изъ лѣса и растерзали дѣтей. Ихъ погибло 42 человѣка.

II. Гнѣвъ Божій, погубившій по слову пророка Елисея дѣтей, оскорбившихъ свят. старца, — пророка, даетъ намъ, братіе, сегодня поводъ побесѣдовать съ вами объ основаніяхъ, по коимъ должно оказывать почтеніе и уваженіе старцамъ и вообще людямъ, старшимъ насъ возрастомъ.

Эти основанія, по коимъ должно уважать старцевъ, слѣдующія.

а) Глубокая старость весьма часто бываетъ наградой за благочестіе и послушаніе волѣ Божіей (Быт. 15, 15. Исаіи 65, 20. Зах. 8, 4). Уже за одно то, что надъ старцами почило благословеніе Божіе, выразившееся въ ихъ долголѣтней жизни, они заслуживаютъ нашего глубокаго почтенія. Грубость, непочтительность и безжалостность къ старцамъ въ священномъ писаніи поставляется между такими обнаруженіями нравственнаго невѣжества, какія свойственны только варварскимъ народамъ и наглымъ и безбожнымъ ругателямъ (Втор. 28, 50. Исаіи 47, 6. Плач. Іерем. 5, 12. Прем. Сол. 2, 10).

б) Старцы заслуживаютъ нашего глубокаго уваженія и потому, что имъ Богъ далъ долгую жизнь для выполненія какихъ-либо важныхъ цѣлей при служеніи Богу, церкви или отечеству. Такъ пророкъ Илія уже просилъ было себѣ смерти, но Богъ указалъ ему новое служеніе для блага народа израильскаго (3 цар. 19, 4). Исполнителей же добрыхъ дѣлъ, направленныхъ къ славѣ Божіей, должно сугубо почитать.

в) Долголѣтняя жизнь богобоязненныхъ людей заслуживаетъ уваженія и потому, что она въ высшей степени полезна для ихъ дѣтей и вообще для потомства (Прем. 2, 10): ихъ живые примѣры строгаго благочестія имѣютъ широкій просторъ, передаются отдаленнѣйшему потомству (внукамъ и правнукамъ). Праведный Іовъ, послѣ того какъ сталъ еще большимъ праведникомъ, вытерпѣвъ страшныя испытанія въ жизни, прожилъ долго и какъ же долго? Двойное число прежнихъ лѣтъ, такъ что видѣлъ и дѣтей четвертаго рода — правнуковъ (Іов. 42, 16), всего праведный Іовъ прожилъ 210 лѣтъ, а по 70 толковникамъ и болѣе. И даже чѣмъ менѣе въ послѣдующемъ поколѣніи или только въ извѣстной мѣстности ревнителей о духовномъ и божественномъ, тѣмъ больше небесный Промыслитель поддерживаетъ на землѣ такіе столпы вѣры и благочестія, которые по одному уже этому заслуживаютъ глубокаго почтенія.

г) Затѣмъ есть прямое повелѣніе уважать старца, кто бы онъ ни былъ. Господь чрезъ Моисея заповѣдуетъ Израилю касательно того, какъ должно вести себя въ отношеніи къ старцамъ: «предъ лицемъ сѣдаго возстани, и почти лице старче, и да убоишися Господа Бога твоего» (Лев. 19, 12), то есть кто бы и каковъ бы ни былъ старецъ, будь къ нему вѣжливъ и почтителенъ.

д) Наконецъ, здравый разумъ говоритъ намъ, что такъ какъ младшія поколѣнія обязаны всѣми и духовными и матеріальными благами жизни старшимъ, то въ силу одного этого младшіе должны уважать и благодарить старшихъ. Св. апостолъ Павелъ говоритъ: не хвалися на вѣтви; аще же хвалишися, не ты корень носиши, но корень тебе. Не высокомудрствуй же, но бойся (Римл. 11, 17, 21). «Вы листья, вы — юные побѣги на вѣтви, вѣтвь — на сукѣ, сукъ — на стволѣ, стволъ на корнѣ великаго древа общества и церкви, говоритъ по поводу этихъ словъ апостола преосвященный Никаноръ, архіепископъ херсонскій, обращаясь къ молодому поколѣнію. Не хвалися, слабый листъ! Не высокомудрствуй, юный побѣгъ!.. Живешь пока вполнѣ чужою жизнью, сосешь пока вполнѣ чужіе жизненные соки. Перечти вотъ всѣ твои добрыя дѣла, какія удалось тебѣ учинить со дня твоего рожденія до днесь. Ничего, или ничтожная какая-либо случайность, да и та обращена была вѣрнѣе къ кругу твоихъ сверстниковъ, а не къ пользѣ старшаго поколѣнія. Посмотри же наоборотъ: это старшее поколѣніе до днесь питало, берегло, одѣвало и воспитывало тебя своимъ трудомъ. Не хвалися же на вѣтви, легкій листокъ, въ порывахъ фантастическаго самодумства, что ты будешь лучше насъ, или ты уже теперь лучше насъ. Проживи съ наше, и тогда кинь въ насъ камень осужденія. И помни, что твои дѣти кинутъ такимъ же, или еще болѣе тяжелымъ камнемъ въ тебя. Аще ли же хвалишися, помни, что не ты корень носиши, но корень тебя; пусть онъ тамъ копошится въ землѣ, въ темени, въ перегноѣ; а ты, поддуваемый зефирами молодой фантазіи и пока еще неразочаровавшихся надеждъ, рвешься къ солнцу... Далеко не улетишь. Если предназначенъ къ жизни цѣлаго дерева, то пойдешь въ образованіе вѣтви или даже ствола, подобно намъ. Если же оторвешься отъ корня, то сгніешь, и только... Не высокомудрствуй же, но бойся». (См. «Слова, рѣчи, бесѣды» Никанора, архіеп. херсонск. и одесск., т. V, стр. 107—11).

III. Не мало старцевъ, которыхъ или по долгу начальника, или по христіанской любви должны вразумлять, или удерживать отъ какихъ-либо непохвальныхъ дѣйствій люди молодые. Но люди молодые и въ отношеніи къ таковымъ старцамъ должны поступать какъ можно мягче и почтительнѣе. Апостолъ Павелъ пишетъ молодому епископу Тимоѳею: «старца не укоряй, но умоляй, якоже отца, старицы, яко-же матери» (1 Тим. 5, 1, 2). Если съ сыновнимъ почтеніемъ должны относиться къ старцамъ даже тѣ изъ молодыхъ людей, которые имѣютъ власть надъ ними, то не болѣе ли почтительны къ нимъ должны быть другіе? (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий