Поученіе. Св. прор. Іеремія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Почему каждый пророкъ терпитъ поношеніе отъ современниковъ?

I. Нынѣ св. церковь совершаетъ память св. пророка Іереміи. Богъ призвалъ его къ пророческому служенію подъ конецъ царствованія Іосіи (въ ѴІІ вѣкѣ до Рождества Христова). «И было ко мнѣ, — говоритъ самъ Іеремія, — слово Господне: «Я освятилъ тебя и поставилъ пророкомъ для народовъ». Я же возразилъ: «о Господи Боже, я не умѣю говорить, ибо я еще молодъ». Но Господь сказалъ мнѣ: «не говори о своей молодости, ибо ко всѣмъ, къ кому пошлю тебя, ты пойдешь, и все, что повелю тебѣ, скажешь. Не бойся никого, ибо Я съ тобою. Скажи іудеямъ все, что Я повелю тебѣ, не малодушествуй предъ ними».

Наставленный Самимъ Господомъ и укрѣпленный обѣщаніемъ Его помощи, Іеремія ревностно приступилъ къ пророческому служенію. Онъ началъ строго обличать іудеевъ за отступленіе отъ истиннаго Бога и идолопоклонство, грозя имъ бѣдствіями грядущей войны. Но народъ не внялъ убѣжденіямъ пророка. Двадцать три года пророчествовалъ Іеремія, убѣждая своихъ соотечественниковъ оставить путь нечестія и возвратиться на путь истины. Являлся всюду, гдѣ было значительное собраніе народа, увѣщевалъ со слезами. Но на всѣ увѣщанія пророка іудеи отвѣчали насмѣшками, бранью, и даже покушались на жизнь его.

Бѣдствія, предсказанныя Іереміею іудеямъ, начались вскорѣ по смерти царя Іосіи. Іудеи избрали на царство второго сына Іосіи — Іоахаза. Но Фараонъ Нехао, возвращаясь съ Евфрата въ Египетъ, взялъ Іоахаза въ плѣнъ, поставилъ на его мѣсто перваго сына Іосіи — Іоакима и сдѣлалъ его своимъ данникомъ. Іеремія тогда началъ возглашать вслухъ жителямъ Іерусалима: «Такъ говоритъ Господь Богъ: Я пошлю на васъ племена сѣверныя и Навуходоносора, царя вавилонскаго, приведу ихъ на эту землю, разорю ее и обращу въ пустыню вѣчную. И будутъ эти народы въ рабствѣ у царя вавилонскаго семьдесятъ лѣтъ». Старѣйшины и священники іудейскіе, раздраженные этими словами Іереміи, хотѣли предать его смерти; благодаря заступничеству одного вельможи, ему замѣнили смертную казнь заключеніемъ въ темницѣ. Между тѣмъ Навуходоносоръ, разбивъ египетскаго царя, взялъ Іерусалимъ, захватилъ изъ храма много священныхъ сосудовъ и многихъ отроковъ знатнаго рода переселилъ въ Вавилонъ; когда же Іоакимъ отказался отъ покорности Навуходоносору и пересталъ платить дань, Навуходоносоръ вторично овладѣлъ Іерусалимомъ и отвелъ Іоакима и его мать плѣнными въ Вавилонъ, гдѣ Іоакимъ вскорѣ и умеръ. Сынъ его Іехонія царствовалъ только сто дней. Послѣ него Навуходоносоръ возвелъ на престолъ третьяго сына царя Іосіи, Седекію. Въ царствованіе Седекіи іудейскій народъ дошелъ до крайняго нечестія и развращенія. Седекія весьма заблуждался, думая измѣной Навуходоносору и союзомъ съ царемъ египетскимъ упрочить свое положеніе. Тщетно Іеремія отклонялъ его отъ этого, предсказывая, что за измѣну Іерусалимъ будетъ сожженъ, а Седекія будетъ отведенъ въ плѣнъ. И дѣйствительно, когда Навуходоносору стала извѣстна измѣна Седекіи, онъ послалъ сильное войско на Іерусалимъ; городъ былъ разрушенъ, храмъ и дворецъ сожжены. Сыновья Седекіи были заколоты предъ глазами отца, а самъ онъ былъ ослѣпленъ и въ цѣпяхъ отведенъ въ Вавилонъ, гдѣ и умеръ въ темницѣ. Большая часть жителей Іудеи были переселены въ Вавилонъ, и лишь малая часть осталась въ своей землѣ. Такъ исполнилось предсказаніе Іереміи о разореніи Іерусалима вавилонскимъ царемъ. Раздраженные іудеи побили св. пророка камнями.

II. а) Размыслимъ, братіе, о томъ, почему каждый пророкъ, вмѣсто чести, которой онъ достоинъ, терпитъ въ земной жизни безчестіе, котораго не заслуживаетъ? Потому, сл., что онъ становится выше своихъ современиковъ, ясно видитъ ихъ заблужденія, пороки и нечестіе, а видя ихъ, сильно обличаетъ, требуя покаянія и исправленія. Зависть, не терпящая возвышенія надъ собою, заблужденія, пороки и нечестіе, не терпящія обличенія, раждаютъ первоначально досаду на обличителя, потомъ месть, и наконецъ безчестіе. Аще отъ міра бысте были, сказалъ Спаситель ученикамъ Своимъ, міръ убо свое любилъ бы. Ньнѣ же отъ міра нѣсте, сего ради ненавидитъ васъ міръ. Аще Мене изгнаша, и васъ ижденутъ (Іоан. XV, 19, 20), т. -е. если бы вы, какъ бы такъ говорилъ Спаситель, стояли наравнѣ со всѣми, и не замѣчали ни чьихъ недостатковъ, заблужденій и пороковъ; то сонмъ народа, называемый міромъ, любилъ бы васъ, какъ своихъ клевретовъ и сообщниковъ, раздѣляющихъ съ нимъ все, имъ любимое. Но поелику Я поставляю васъ выше этого сонма, чтобъ открыть, указать и обличить его заблужденія, пороки и нечестіе: то онъ и не можетъ любить васъ, какъ людей, тревожащихъ совѣсть, потрясающихъ сердца, нарушающихъ спокойствіе жизни требованіемъ подвиговъ покаянія и исправленія. Вмѣсто удовлетворенія справедливымъ вашимъ требованіямъ, существенно полезнымъ для самаго исправляемаго міра, міръ ненавидитъ васъ, и за ваши наставленія платитъ безчестіемъ.

б) И на чемъ основываетъ міръ свои сужденія, которыми безчеститъ каждаго пророка въ его отечествѣ? — На мнимомъ знаніи его. Но не безразсудно ли, сл., безчестить людей, чествуемыхъ Самимъ Богомъ, на основаніи знанія ихъ обстоятельствъ земной жизни? «Мы знаемъ», говорятъ обыкновенно одноземцы про своего согражданина, возвышающагося предъ ними и вѣдѣніемъ, и добротою, и благочестіемъ, «мы знаемъ этого человѣка съ дѣтства, знаемъ его отца и мать, знаемъ весь родъ его. Необыкновеннаго ничего нельзя ожидать отъ него». — Не отнимаемъ у васъ этого знанія: но вы знаете ли отношенія вашего согражданина къ Богу? Это отношеніе есть тайна, довѣдомая только ему одному, потому что никто же вѣсть отъ человѣкъ, яже суть въ человѣкѣ, точію духъ человѣка, живущій въ немъ (1 Кор; II. 11). Быть можетъ, въ то самое время, когда вы его безчестите, онъ молится за васъ Богу въ клѣти дома своего. — Быть можетъ, въ то самое время, когда вы предаетесь пиршествамъ и забавамъ, онъ въ постѣ и молитвѣ умилостивляетъ за васъ Господа. Быть можетъ, міръ, преслѣдующій безчестіемъ пророковъ, давно бы превратился въ первобытный хаосъ отъ нечестія своего, если бы сіи, святіи Божіи человѣцы, не поддерживали его своимъ благочестіемъ. Ибо сѣмя свято стояніе міра (Исаіи VI. 13), каждаго общества, града и вѣси. Уничтоженіе сего святаго сѣмени всегда сопровождалось гибелью. Всемірный потопъ, участь Содома и Гоморры, извѣстны всѣмъ и каждому. Когда же на землѣ оскудѣетъ вѣра, проповѣдуемая пророками, апостолами и учителями, и изсякнетъ любовь, внушаемая и поддерживаемая ими: тогда будетъ то, о чемъ безъ ужаса и мыслить нельзя.

III. Посему, вмѣсто безчестія, которымъ щедро награждали пророковъ соотечественники ихъ и современники, воздадимъ мы, сл., честь имъ и славу, какъ проповѣдникамъ истины среди заблужденій, какъ обличителямъ нечестія, для утвержденія и распространенія благочестія, на все полезнаго; не словами только выхваляя ихъ труды и подвиги, но и самою жизнію, осуществляя въ ней божественныя ихъ наставленія. Ибо мы составляемъ такое общество, которое зиждется на основаніи апостолъ и пророкъ, сущу краеугольну Самому Іисусу Христу (Ефес. II. 20). Аминь. (Сост. по кн. «Годъ въ нов. Іерусалимѣ», поучен. архим. Климента, ч. 2-я, изд. 1856 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий