Поученіе. Св. прор. Илія

Прот. Григорій Дьяченко

Горняя (т. -е. небесная) мудрствуйте, а не земная). (Кол. 3, 2).

I. Св. славный пророкъ Илія взятъ живой на небо, но еще прежде, нежели онъ вознесся туда самою плотію, онъ постоянно возносился туда душею; св. Илія потому, безъ сомнѣнія, и удостоился вознестись на небо плотію, что въ продолженіе всей своей земной жизни съ величайшею ревностію стремился туда душею, горняя мудрствовалъ, а не земная.

Такъ и мы, ежели желаемъ вселиться на небѣ сперва душами своими, по смерти тѣлъ, а потомъ и тѣлами, по воскресеніи ихъ, должны постоянно и неослабно, живя на землѣ, мудрствовать горняя, а не земная.

II. а) Кто мудрствуетъ горняя? Тотъ, у кого и умъ, и воля, и сердце заняты только горнимъ: кто о горнемъ помышляетъ, горняго желаетъ, къ горнему стремится; кто твердо помнитъ, что отечество наше на небесахъ (Евр. 11, 14), что настоящая жизнь есть только школа, гдѣ мы должны приготовиться для вѣчности и стараться воспользоваться всѣми средствами, какія далъ намъ Богъ для такого приготовленія; кто заботится исполнять волю Божію и на земли, какъ она исполняется на небеси; кто всѣмъ своимъ существомъ и всею дѣятельностію вышнихъ ищетъ, идѣже есть Христосъ одесную Бога сѣдя (Кол. 3, 1). Если такъ: то не очевидно ли, что этотъ человѣкъ идетъ впередъ, и идетъ именно къ небу? Онъ постепенно какъ бы отрѣшается отъ земли, разрывая одну за другою всѣ нити, привязывающія грѣшника къ землѣ, умерщвляя уды свои, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую, лихоиманіе и проч. (Кол. 3, 5). Онъ постепенно возвышается душею своею надъ тѣломъ, распиная плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), и такимъ образомъ ослабляя, утончая, какъ бы одухотворяя самую плоть, постепенно возвышается душею своею по лѣствицѣ нравственныхъ совершенствъ, которая верхнимъ концемъ досягаетъ неба. Онъ постепенно очищаетъ, возвышаетъ свою душу въ самомъ ея существѣ, дѣлаетъ ее ангелоподобною и богоподобною.

Какой же всему этому долженъ быть естественный исходъ? Когда придетъ смерть и разрѣшитъ душу отъ тѣла, прервавъ послѣднюю нить, удерживавшую ее на землѣ, — куда устремится эта душа какъ не на небо, къ которому стремилась она въ продолженіе всей жизни, къ которому уже такъ приблизилась и приготовилась, съ которымъ такъ сроднилась? А когда наконецъ, по волѣ Божіей, возстанутъ изъ гробовъ мертвецы, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Кор. 5, 10): куда отойдетъ и это тѣло, воскресшее и обновленное, какъ не на небо же, чтобы раздѣлить вмѣстѣ съ душею своею ея радости и вѣчное блаженство?

б) Кто мудрствуетъ земная? Тотъ, кто живетъ только для земли; кто и тѣломъ и душею, и мыслями, и желаніями, и дѣйствіями постоянно вращается въ вихрѣ земной суеты: кто любитъ міръ и яже въ мірѣ — похоть плоти, похоть очесъ и гордостъ житейскую (1 Іоан. 2, 16); кто печется о пріобрѣтеніи благъ земныхъ и прилагаетъ къ нимъ свое сердце, предается чувственнымъ удовольствіямъ, пристращается къ земнымъ почестямъ и отличіямъ. Такой человѣкъ чѣмъ болѣе живетъ, тѣмъ болѣе и болѣе привязывается къ землѣ, порабощаетъ душу тѣлу и постепенно подавляетъ ее, болѣе и болѣе огрубляетъ, оземленяетъ ее, заглушая въ ней всѣ высшія ея потребности. Куда же придетъ онъ по окончаніи настоящей жизни? Туда, безъ сомнѣнія, куда шелъ въ продолженіе жизни: душа его, по силѣ нравственнаго тяготѣнія, естественно устремится во глубину ада. А когда, въ день воскресенія, снова соединится съ своимъ тѣломъ: то неизбѣжно повлечетъ и его за собою въ ту же неисходную бездну.

III. Молитвами св. пророка и ревнителя по Бозѣ Иліи да удостоитъ Господь Богъ бдагодатію Своею всѣхъ насъ, братія, достигнуть нашего горняго отечества! (Сост. по проп. Макарія, митр. моск. т. 2, стр. 22).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий