Поученіе. Св. пророчица Анна

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Противъ празднословія въ храмѣ.

Святая Анна пророчица

 I. Когда Іисуса Христа, въ сороковой день по рождествѣ, принесла въ храмъ Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Іосифомъ, и тамъ исполнено было то, чего требовалъ законъ: св. пророчица Анна, дочь Фануилова, память коей совершается нынѣ, подошедши къ святому семейству, стала говорить всѣмъ присутствовавшимъ объ этомъ младенцѣ.

II. Она говорила въ храмѣ. Примѣръ ея не даетъ ли и нынѣ женщинамъ право говорить въ церкви?

Что общаго между сею боговдохновенною женою и тѣми женщинами, которыя позволяютъ себѣ въ церкви вести разговоры? — Та повѣдала о Спасителѣ не знавшимъ Его; а онѣ развѣ о спасеніи души рѣчь ведутъ? Та не во время общественнаго богослуженія говорила окружавшимъ; а онѣ отвлекаютъ отъ него вниманіе предстоящихъ. Та вдади отъ святилища бесѣдовала; а онѣ не всегда стараются обуздать уста свои и при подножіи алтаря Господня.

а) Апостолъ Павелъ заповѣдалъ христіанамъ: жены ваши въ церквахъ да молчатъ (1 Кор. 14, 34). Собственно сими словами воспрещается женщинамъ быть церковными проповѣдницами. Но если имъ не предоставлено даже и для назиданія бесѣдовать въ храмѣ, можно ли думать, что онѣ здѣсь имѣютъ право празднословія? Аще ли, продолжаетъ апостолъ, чесому научитися хотящія, въ дому своихъ мужей да вопрошаютъ (ст. 35). «Имъ, изъясняетъ святый Златоустъ, не позволено въ церкви не только говорить открыто, но и спрашивать о чемъ-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тѣмъ болѣе не позволительно говорить напрасно. Почему же апостолъ поставилъ ихъ въ такомъ подчиненіи? Потому, что женщина есть существо слабѣйшее. Ей надлежитъ быть до того молчаливою, что она не должна говорить въ церкви не только о житейскихъ, но и о духовныхъ предметахъ. Въ этомъ состоитъ для нея приличіе, въ этомъ ея стыдливость». (На 1 Кор. бес. 37. На 1 Тим. бес. 9). На основаніи заповѣди апостольской, и шестый вселенскій соборъ правиломъ семидесятымъ за непозволительное призналъ «женамъ во время божественныя литургіи глаголати».

б) Впрочемъ, отсюда отнюдь не слѣдуетъ, что мужчинамъ позволительно разговаривать въ церкви. Напротивъ, въ нихъ предполагается болыне сдержанности, и слѣдственно менѣе простительно имъ то неприличіе, за которое законъ и слабыхъ женщинъ осуждаетъ. Апостолъ, совѣтуя женамъ дома обращаться къ мужьямъ съ вопросами о томъ, чего не поняли въ церкви, симъ совѣтомъ возлагаетъ на мужчинъ ту важную обязанность, чтобы сами они были внимательны къ дѣйствіямъ богослужебнымъ,чтобы усвояли себѣ смыслъ чтенія и пѣнія церковнаго, и чрезъ истолкованіе непонятнаго способствовали духовному просвѣщенію своихъ семействъ. «Если женщинамъ не позволено въ церкви говорить о предметахъ необходимыхъ и душеполезныхъ; то это побуждаетъ ихъ быть болѣе скромными, а мужчинъ болѣе внимательными, такъ какъ они обязаны слышанное въ церкви передать женамъ по ихъ вопросамъ». (Влаж. ѲеоФ. толк. на 1 Кор. въ русск. пер. ст. 190).

III. Возглашаются при богослуженіи воззванія: «вонмемъ», «горѣ имѣимъ сердца». Эти и подобные возгласы служатъ напоминаніемъ, чтобы предстоящіе въ церкви хранили полное самообладаніе, не позволяя своимъ мыслямъ разсѣяваться , воображенію мечтать. Кто употребляетъ усиліе и привыкъ держать вниманіе на предметахъ богослуженія во все продолженіе его, тому не трудно обуздывать тогда и свой языкъ. Притомъ должно замѣтить, что соблазнительныя помышленія, скрываясь въ душѣ, вредятъ только ей, а неумѣстныя и нескромныя слова производятъ соблазнъ для молящихся и нарушаютъ стройность священнодѣйствованія. Не для взаимныхъ бесѣдъ сходимся сюда. Храмъ есть небо на землѣ. «Священнослуженіе хотя на землѣ совершается, но по чиноположенію небесному». (Злат. о свящ. кн. 3, гл. 4). Посему вѣрующіе обязаны вести себя въ церкви, какъ бы восхищены были на небо. Въ семъ мѣстѣ, небеси подобномъ, «да молчитъ всякая плоть человѣча». Ибо, какъ сказалъ одинъ святый отецъ, «разговоръ есть орудіе этого грѣшнаго міра, а молчаніе есть тайна будущаго вѣка». (Ис. Сир. сл. 42, стр. 221). Аминъ. (Извлеч. въ сокр. изъ „Слов. и Рѣч. “Сергія, архіеп. херсонск. и одесск., нынѣ митр. моск., т. II, пзд. 1893 г.).

Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий