Поученіе. Св. пророкъ Аввакумъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Попеченіе ангеловъ о людяхъ.

Пророкъ Аввакумъ

I. Воспоминаемый нынѣ церковію св. пророкъ Аввакумъ жилъ за 600 лѣтъ до Р. X. и пророчествовалъ о бѣдствіяхъ, которыя постигнутъ Іудею

. Дѣйствительно, царь халдейскій Навуходоносоръ взялъ Іерусалимъ, разорилъ городъ, храмъ и отвелъ въ плѣнъ множество народа. Тогда и пророкъ Аввакумъ ушелъ въ землю израильскую, но, по удаленіи Навуходоносора, возвратился на родину.

Онъ былъ человѣкъ бѣдный и жилъ земледѣліемъ. Вотъ однажды изготовилъ онъ обѣдъ для работниковъ, которые помогали ему жать поле его, какъ вдругъ увидѣлъ ангела Господня, который говорилъ ему: «Аввакумъ, отнеси этотъ обѣдъ Даніилу въ Вавилонъ, въ ровъ львиный».

Удивился Аввакумъ и отвѣчалъ ангелу: «Господи, я отъ роду не бывалъ въ Вавилонѣ и не знаю, гдѣ тамъ ровъ львиный».

Тогда ангелъ приподнялъ его отъ земли и понесъ въ Вавилонъ, столицу Халдейскаго царства. Туда было отведено множество плѣнныхъ іудеевъ, и, между прочими, отрокъ, по имени Даніилъ. Отрокъ этотъ сдѣлался потомъ великимъ пророкомъ Божіимъ; и даже царь халдейскій чествовалъ его за его мудрость. Но по зависти придворные сумѣли возстановить царя противъ Даніила, и пророкъ Божій былъ брошенъ въ львиный ровъ. Завистники надѣялись, что львы растерзаютъ его; но Господь Богъ хранилъ Своего вѣрнаго служителя, который оставался здравъ и невредимъ среди голодныхъ звѣрей. Къ этому-то пророку Даніилу и былъ посланъ Аввакумъ. Ангелъ поставилъ его близъ львинаго рва. «Даніилъ, сказалъ онъ, возьми обѣдъ, который посылаетъ тебѣ Господь». Даніилъ пообѣдалъ, и ангелъ отнесъ обратно Аввакума на мѣсто его жительства.

II. Возлюбл. братіе! Всеблагій Богъ, какъ премудрый и любвеобильный Отецъ, старшимъ братьямъ ввѣрилъ попеченіе о младшихъ братьяхъ, — святымъ ангеламъ ввѣрилъ попеченіе о человѣкахъ. Объ этомъ ясно учитъ слово Божіе. Апостолъ Павелъ говоритъ объ ангелахъ: не вси ли суть служебніи дуси, въ служеніе посылаеми за хотящихъ наслѣдовать спасеніе (Евр. 1, 14)?

а) Священное писаніе показываетъ намъ множество примѣровъ того, какъ ангелы Божіи различно благодѣтельствуютъ людямъ. Такъ, древле ангелы спасли Лота съ семействомъ отъ погибели въ нечестивомъ городѣ, выведши его заблаговременно изъ осужденнаго на погибель Содома (Быт. 19, 17). Ангелъ заключилъ уста львовъ, чтобы они не вредили Даніилу, вверженному въ ровъ львиный за вѣрность истинному Богу (Дан. 6, 13–23). Ангелъ сохранилъ отъ огня трехъ святыхъ отроковъ въ Вавилонѣ, брошенныхъ въ разженную печь (Дан. 3, 49). Но всѣхъ случаевъ явленія ихъ нельзя исчислить.

б) Святые ангелы, всегда предстоя предъ лицемъ Господа и пламенѣя любовію къ Нему, любятъ и младшихъ своихъ братьевъ — человѣковъ. Они всегда заботятся о томъ, чтобы мы, подобно имъ, любили Бога всею душею и служили Ему всѣми силами, и такимъ образомъ достигали своего спасенія. Св. ангелы внушаютъ намъ благія мысли, намѣренія и желанія; отклоняютъ отъ грѣховъ; предостерегаютъ отъ искушеній и соблазновъ; руководствуютъ и подкрѣпляютъ въ трудныхъ обстоятельствахъ жизни; своимъ покровомъ охраняютъ отъ навѣтовъ злыхъ духовъ, всегда враждующихъ противъ человѣка; ходатайствуютъ о насъ предъ престоломъ Всевышняго, и возносятъ молитвы достойно молящихся на алтарь, сущій предъ престоломъ Божіимъ, какъ это открыто было тайновидцу Іоанну (Апок. 8, 3. 4).

Іисусъ Христосъ Самъ свидѣтельствуетъ о томъ, съ какою любовію святые ангелы заботятся о спасеніи человѣковъ. Онъ говоритъ, что радость бываетъ предь ангелы Божіими о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 10). Отселѣ видно, что ангелы заботятся не только о тѣхъ, которые твердо идутъ путемъ спасенія, но и о тѣхъ, которые живутъ во грѣхахъ или уклоняются на распутія; ангелы съ любовію заботятся о возвращеніи заблуждающихся на путь спасенія, и потому радуются, когда грѣшникъ познаетъ свое заблужденіе и съ раскаяніемъ прибѣгаетъ ко Христу Спасителю, радуются о томъ, что погибающій отъ погибели возвращается къ жизни.

б) Святые ангелы не только въ настояящей жизни заботятся о человѣкѣ, служатъ его спасенію, наставляютъ его, подкрѣпляютъ, охраняютъ, утѣшаютъ въ скорбяхъ и болѣзняхъ; но не оставляютъ его и подъ конецъ жизни, заботятся о немъ и въ часъ смертный; разсѣеваютъ для благочестивой души облако предсмертнаго страха и сомнѣній; успокоиваютъ смущенную душу, подкрѣпляютъ въ ней вѣру, надежду и любовь къ Богу, питаютъ сыновнюю преданность всеблагому Отцу небесному. Когда наступаетъ минута разрѣшенія души отъ тѣла: тогда ангелы Божіи, какъ обитатели неба, пріемлютъ благочестивую душу, и сопровождаютъ ее въ небесныя обители, на лоно Авраама. Эту тайну открываетъ намъ Владыка неба и земли, Іисусъ Христосъ, въ притчѣ о богатомъ и Лазарѣ, говоря: бысть умрети нищему, и несену быти ангелы на лоно Авраамле (Лук. 16, 22).

Такъ святые ангелы близки намъ! такъ они любятъ насъ, человѣковъ, пламенѣя любовію къ Богу, создавшему ихъ и насъ, для прославленія имени Своего и для счастія и блаженства ихъ и нашего. Такъ ангелы много благотворятъ человѣкамъ!

III. Размышляя объ ангелахъ небесныхъ, столько пекущихся о насъ, будемъ, братія, благодарить Бога, такъ премудро и милосердо промышляющаго о нашемъ спасеніи, не только силою Своей вседѣйствующей благодати, но и чрезъ посредство Своихъ высшихъ созданій, святыхъ безплотныхъ духовъ.

Помышляя о святыхъ ангелахъ небесныхъ, какъ превосходящихъ насъ совершенствами, какъ благодѣтеляхъ нашихъ, всегда заботящихся о нашемъ спасеніи, и выну видящихъ лице Отца небеснаго, будемъ достойно почитать ихъ, прославлять совершенства ихъ, просить ихъ помощи и покровительства, молить ихъ о ходатайствѣ за насъ предъ престоломъ Господа Бога.

Помышляя объ ангелахъ небесныхъ, чистыхъ, святыхъ, выну славящихъ Господа, и мы должны одушевляться ревностію къ достиженію ангелоподобныхъ совершенствъ, стараясь проводить жизнь чистую и святую, чтобы всегда благоугождать Богу, подражая святымъ ангеламъ Его. Будемъ помнить, что ангелы Божіи о тѣхъ особенно и заботятся, которые боятся Бога и ищутъ своего спасенія. Сказано: ополчится ангелъ Господень окрестъ боящихся Его. И по ученію апостола, ангелы посылаются преимущественно на служеніе для тѣхъ, которые имѣютъ наслѣдовать спасеніе (Евр. 1, 14). Аминь. (Сост. съ доп. по «Проповѣд.» Евсевія, архіеп. могилев., т. II, изд. 1870 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий