Поученіе. Св. пророкъ Моѵсей

Прот. Григорій Дьяченко

Уроки изъ его оісизни: а) Промыслъ Божій въ жизни каждаго изъ насъ; б) не будемъ увлекаться блестящимъ внѣшнимъ положеніемъ, но служить единому Богу.

I. Между всѣми священными лицами Бременъ до пришествія Христова замѣчательнѣйшее есть пророкъ и Боговидецъ Моѵсей, память коего совершается нынѣ. Онъ избавилъ народъ еврейскій отъ рабства, чудесно извелъ его изъ Египта, далъ ему Богописанный законъ и привелъ его къ землѣ обѣтованной. Онъ первый священный и Богодухновенный бытописатель; его прославляла вся ветхозавѣтная церковь; на него почасту указывалъ Самъ Спаситель нашъ Христосъ, и съ нимъ бесѣдовалъ на Ѳаворѣ. Послушаемъ же, братіе, что повѣствуетъ о немъ святое бытописаніе.


Моѵсей родился въ Египтѣ въ самое злополучное время, когда именно вышло повелѣніе отъ египетскихъ царей бросать всѣхъ рождающихся еврейскихъ младенцевъ въ рѣку Нилъ. Мать Моѵсея, по рожденіи его, скрытно держала у себя три мѣсяца; наконецъ, предавшись въ волю Божію, взяла камышевую корзинку, осмолила ее, положила въ нее сына-младенца и опустила въ воду въ заливѣ рѣки Нила. Между тѣмъ оставила свою дочь, сестру Моѵсея, и велѣла ей издали наблюдать, что случится съ младенцемъ. И вотъ, по смотрѣнію Божію, идетъ дочь царя-Фараона въ то самое время и на то самое мѣсто, гдѣ плавала корзинка съ младенцемъ. Увидѣвъ корзинку, царевна приказала служанкамъ своимъ взять ее и, вскрывъ, увидѣла въ ней младенца плачущаго, поняла, что этотъ младенецъ долженъ быть изъ дѣтей еврейскихъ, и по чувству состраданія рѣшилась сохранить ему жизнь. Смотря на это, сестра Моѵсеева подходитъ къ царевнѣ и говоритъ ей: „не угодно ли, я призову кормилицу для воспитанія этого младенца", и, получивъ позволеніе, приводитъ къ ней свою мать. Такимъ образомъ Моѵсей избавился отъ смерти,возвратился въ лоно собственной своей матери, и уже безопасно воскормленъ ею и воспитанъ. Дивны судьбы Божій! Неизглаголанна премудрость, благость и сила Промыслителя міра!

Воспитанный отрокъ представленъ былъ матерію дочери Фараоновой, которая усыновила его себѣ и оставила при дворѣ царскомъ. Въ то время египтяне были на высокой степени просвѣщенія, а потому и Моѵсей, какъ царедворецъ, наученъ былъ, по свидѣтельству апостола и первомученика Стефана, всей премудрости египетской (Дѣян. 7: 22). Несмотря на то, Моѵсей, пришедъ въ совершенный возрастъ и видя бѣдственное положеніе своихъ собраній, душевно скорбѣлъ о нихъ и готовъ былъ лучше раздѣлять съ ними горькую ихъ участь, нежели оставаться въ славной долѣ у царя язычника. Случилось однажды, что онъ увидѣлъ египтянина, который билъ еврея, и въ пылу ревности, заступаясь за собрата, убилъ его и скрылъ въ пескѣ. Это однакожъ сдѣлалось гласнымъ и дошло до слуха самого царя- Фараона. Моѵсей, сохраняя свою жизнь, долженъ былъ тайно оставить царскій домъ и бѣжать изъ Египта. Пришедъ въ землю Мадіамскую, онъ остановился у одного благочестиваго мужа Іофора, вступилъ въ супружество съ дочерію его, Сепфорою, и сталъ проживать у него, занимаясь паствою овецъ. Въ одно время, находясь со стадомъ своимъ близь горы Хорива, Моѵсей увидѣлъ купину (кустарникъ), которая казалась горящею, но не сгорала. Въ намѣреніи узнать, что это такое, онъ подходитъ къ мѣсту, но вдругъ удерживается голосомъ, повелѣвающимъ ему снять съ ногъ сапоги, потому что мѣсто, на которомъ онъ стоитъ, свято. И вслѣдъ за тѣмъ слышитъ воззваніе: „Я Богъ отца твоего, Богъ Авраамовъ, Богъ Исааковъ и Богъ Іаковль; вижу страданіе людей Моихъ въ Египтѣ, слышу стоны и вопль ихъ и хочу вывесть ихъ изъ земли египетской въ землю, кипящую млекомъ и медомъ. Тыже иди теперь, Я посылаю тебя въ Египетъ къ царю Фараону, чтобы онъ отпустилъ народъ Мой“. Это говорилъ Самъ Богъ Израилевъ, явившійся Могсею въ горящей купинѣ. Моѵсей не разъ отрекался отъ столь труднаго для него порученія, но Богъ вооружилъ его Своимъ вѣчнымъ и всемогущимъ именемъ —Сый, сообщилъ ему Свою крѣпкую и высокую руку, и далъ въ помощь ему брата его, Аарона. Моѵсей, возвратясь въ домъ І0ф0ра, взялъ жену свою и дѣтей и отправился въ Египетъ, на пути же, по устроенію Божію, встрѣтившись съ братомъ своимъ, оба пришли къ соотечественникамъ своимъ, сынамъ Израилевымъ, въ Египетъ, и по объявленіи имъ воли и милости Божіей къ нимъ, приняты были ими съ честію и радостію. Такъ Моѵсей сдѣлался великимъ избранникомъ Божіимъ и вступилъ въ чрезвычайное служеніе избавленія израильтянъ отъ рабства египетскаго. Какъ совершилось это великое избавленіе, и какими сопровождалось обстоятельствами, мы не будемъ говорить объ этомъ; а теперь скажемъ нѣчто въ собственное назиданіе наше.

II. а) Первѣе и замѣчательнѣе всего здѣсь представляется намъ великій и чудный промыслъ Божій, спасающій погибающихъ. Израильтяне, конечно, и не воображали, что будетъ когда-нибудь конецъ ихъ бѣдствію, и не могли ни откуда ожидать себѣ избавителя. Но что дѣлаетъ премудрый и всеблагій Богъ? Онъ собственными Божественными очами взираетъ на тяжкіе и мучительные труды израильтянъ, собственнымъ Божественнимъ слухомъ слушаетъ вопль и стенаніе ихъ—и вотъ, Самъ приготовляетъ имъ избавителя,—Самъ внушаетъ матери Моѵсеевой скрывать, а потомъ вынести на рѣку младенца, Самъ высылаетъ къ нему царевну, Самъ влагаетъ въ нее сердобольное чувство и намѣреніе спасти жизнь младенца, Самъ возращаетъ его на лонѣ матернемъ, и потомъ въ дому царскомъ, и наконецъ Самъ является ему въ землѣ Мадіамской при купинѣ и посылаетъ его въ Египетъ спасти людей Своихъ. Такъ, по мудрому устроенію Божію, царь Фараонъ, погубляя младенцевъ еврейскихъ, самъ же сохранялъ жизнь Богоизбраннаго младенца и, стараясь навсегда удержать израильтянъ въ порабощеніи, приготовилъ имъ собственно ихъ избавителя. Кто же послѣ сего будетъ не внимателенъ къ таковымъ судьбамъ Божіимъ? Кто будетъ забывать, что всегда и вовсемъ есть Промыслъ Божій, пекущійся о всѣхъ и устрояютъ все на пользу нашу? Ежели посему и съ нами случатся какія либо бѣды и напасти, не должны ли мы вѣровать, что все, что ни дѣлается съ нами, дѣлается по волѣ Божіей, и что Господь не оставитъ во время благопотребно посѣтить насъ Своимъ милосердіемъ и избавить насъ отъ тяготящихъ насъ бѣдъ. Не должны ли мы, слѣдовательно, благодушно переносить постигающія насъ несчастія, возверзая печаль свою на Господа (Пс. 54: 23), предавать себя въ святую волю Божію и съ упованіемъ ожидать помощи и заступленія отъ Бога?

б) А чтобы быть намъ достойными небесной помощи, будемъ всецѣло любить Бога, въ Котораго вѣруемъ, и усердно служить Ему, не уклоняясь отъ водительства матери нашей церкви и отъ спасительныхъ законоположеній ея. Пусть будетъ намъ на этотъ разъ примѣромъ избавитель евреевъ, Моѵеей. Онъ жилъ не малое время при дворѣ царскомъ, усыновленъ дочерью царя египетскаго, воспитанъ и образованъ во всѣхъ наукахъ и, какъ царедворецъ, находился на высотѣ земного величія и славы. Дорожилъ ли онъ всѣмъ этимъ? Плѣнялся ли онъ своимъ состояніемъ и считалъ ли себя счастливымъ въ этой блестящей по-видимому долѣ? Онъ внѣшнимъ только образомъ пребывалъ во дворѣ царя иноплеменника, а сердце его постоянно было обращено къ Богу Отцевъ своихъ; онъ взиралъ съ болѣзнію сердца на братьевъ своихъ по вѣрѣ и на страданія ихъ, и внутренно раздѣлялъ съ ними горькую ихъ участь. Такъ именно свидѣтельствуетъ о Моѵсеѣ апостолъ: Великъ бывъ, говоритъ, отвержеся нарицатися сынъ дщере фараоновы, паче же изволи страдати съ людьми Божіими, нежели имѣти временную грѣха сладость (Евр. 11: 24, 25). Такъ будемъ жить и мы въ мірѣ семъ
и, не смотря на его душевредныя правила и обычаи, служить единому нашему Богу и исполнять святую волю Его, въ славу имени Его и во спасеніе душъ нашихъ.

III. Богу нашему слава вовѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. покн. „Сѣятель благочестія" протоіер. Нордова, т. I, изд. 1891 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий