Поученіе. Св. пророкъ Наумъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Богъ, хотя долготерпѣливъ, но и правосуденъ

Св. пророкъ Наумъ

.I. Святая церковь нынѣ воспоминаетъ о св. пророкѣ Божіемъ Наумѣ, который жилъ лѣтъ за 700 до рождества Спасителя.

За двѣсти лѣтъ до Наума пророкъ Іона, по повелѣнію Божію, грозилъ ниневитянамъ разрушеніемъ Ниневіи за великія беззаконія жителей ея. Ниневитяне покаялись и всеблагій Господь отмѣнилъ строгій приговоръ. Но, по нѣкоторомъ времени, ниневитяне опять развратились; и тогда Господь, устами пророка Наума, открылъ имъ страшныя бѣдствія, которыя постигнутъ ихъ. Пророчество сбылось въ точности. Ниневія, одинъ изъ самыхъ значительныхъ и богатыхъ городовъ древняго міра, была до тла разрушена и разграблена врагами; разлитіе рѣки Тигра довершило опустошеніе; и теперь едва можно узнать даже мѣсто, гдѣ стоялъ этотъ огромный городъ.

II. Какой урокъ можно извлечь отсюда? Тотъ, братіе, что Богъ, хотя и долготерпѣливъ къ грѣшникамъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ правосуденъ и грозно караетъ закоснѣвшихъ въ беззаконіяхъ.

Примѣровъ, показывающихъ, какъ Богъ воздаетъ людямъ по дѣламъ ихъ, мы могли бы привесть цѣлыя тысячи изъ одной священной исторіи. Воздаяніе Божіе начинается отъ начала міра и простирается до конца дней, въ самую вѣчность.

а) Такъ Адаму Богъ далъ заповѣдь не вкушать плодовъ отъ дерева познанія добра и зла и за нарушеніе ея угрожалъ смертію. Между тѣмъ Адамъ преступилъ заповѣдь Божію и согрѣшилъ. И что же? За это Богъ наказалъ его и изгналъ изъ рая. На Адамѣ, такимъ образомъ, мы видимъ первый примѣръ того, какъ Богъ, по правосудію Своему, наказываетъ нарушителей заповѣдей Своихъ.

б) О Ноѣ затѣмъ въ священномъ писаніи говорится, что Богъ нашелъ его праведнымъ и непорочнымъ въ родѣ своемъ, ибо онъ поступалъ благочестиво предъ Богомъ, между тѣмъ какъ остальные люди, современные ему, поступали нечестиво и были великими грѣшниками. И что же? Правосудіе Божіе проявилось и по отношенію къ Ною и современникамъ его. Ноя Богъ помиловалъ, а всѣхъ современниковъ его истребилъ всемірнымъ потопомъ.

По правосудію Своему Богъ помиловалъ также благочестиваго Лота, а нечестивыхъ жителей Содома и Гоморры истребилъ.

в) Самымъ неправеднымъ во всей міровой исторіи судомъ, допущеннымъ людьми, было осужденіе всеправеднаго Сына Божія. Даже язычникъ Пилатъ чувствовалъ всю тяжесть этого преступленія и отказался принять участіе въ страшномъ злодѣяніи старѣйшинъ израильскихъ. Свой отказъ Пилатъ выразилъ публичнымъ дѣйствіемъ: онъ умылъ руки предъ народомъ и сказалъ: «неповиненъ я въ крови Праведника сего». Народъ, какъ извѣстно, отвѣчалъ на это: «кровь Его на насъ и на дѣтяхъ нашихъ». Евреи, слѣдовательно, пожелали взять всю вину этого преступленія на себя: Богъ долженъ былъ отомстить за Него имъ и дѣтямъ ихъ. Это было презрѣніемъ божественнаго правосудія, противъ какого преступленія слово Божіе говоритъ: «не обманывайтесь; Богъ поругаемъ не бываетъ». Между тѣмъ милосердый Богъ и теперь все еще былъ терпѣливъ къ евреямъ и ожидалъ ихъ обращенія. Но такъ какъ они не исправлялись и пребываля въ своемъ ожесточеніи, то Богъ посѣтилъ ихъ наконецъ Своимъ правосудіемъ за убійство Сына Своего. Ужасная участь постигла ихъ и Іерусалимъ спустя 70 лѣтъ по Рождествѣ Іисуса Христа. Евреи возмутились противъ римлянъ, и римскій полководецъ Титъ съ огромнымъ войскомъ осадилъ Іерусалимъ. Не видя покорности со стороны евреевъ, онъ сталъ поступать съ ними съ страшною жестокостію. По его повелѣнію ежедневно вокругъ Іерусалима было распинаемо на крестахъ по 500 плѣнныхъ евреевъ. Не должны ли были кресты эти напоминать тогда евреямъ о невинно распятомъ ими Іисусѣ Христѣ? Наконецъ Титъ совершенно разрушилъ Іерусалимъ и разсѣялъ евреевъ по всей землѣ. Теперь невинная кровь Іисуса Христа пришла на нихъ, но только не для оправданія, а для осужденія. И если мы кромѣ этого раскроемъ страницы исторіи, то найдемъ безчисленное множество примѣровъ дивнаго проявленія божественнаго провосудія, часто весьма замѣтнаго. Еще разъ повторяемъ: погибель евреевъ громко вопіетъ ко всему міру: «не обманывайтесь, Богъ поругаемъ не бываетъ»!

г) Хотя и не всегда бываетъ замѣтно это, однако судъ Божій постигаетъ всякаго грѣшника, иногда, правда, поздно, даже въ самый часъ смерти, какъ это было съ упоминаемымъ въ евангеліи неразумнымъ богачемъ. Но нѣкогда наступитъ также день всеобщаго суда, въ который Богъ будетъ судить всю вселенную по правдѣ Своей и всѣхъ людей по истинѣ Своей. Этотъ день имѣетъ въ виду Соломонъ, когда говоритъ: «ибо всякое дѣло Богъ приведетъ на судъ, и все тайное, хорошо ли оно, или худо». Онъ будетъ днемъ воздаянія: для людей грѣшныхъ — днемъ гнѣва и наказанія, а для подвизавшихся въ вѣрѣ и добрыхъ дѣлахъ — днемъ радости и блаженства. Этотъ всеобщій судъ Божій и указанные выше примѣры ясно позываютъ намъ существо и проявленіе божественнаго правосудія.

III. Братіе, великъ Богъ въ Своемъ могуществѣ, великъ также Онъ и въ дѣлахъ Своего правосудія! Аминь (Сост. съ дполн. по «Урок. по зак. Бож.» А. Царевскаго, доцента Кіевск. дух. акад.,вып. 1-й, изд. 3-ье, 1896 г.).

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий