Поученіе. Св. равноапостольные Константинъ и Елена

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Уроки изъ ихъ жизни:—христіане должны обращаться къ силѣ честнаго и животворящаго креста Господня и содѣйствовать распространенію Христовой вѣры.

Равноапостольные Константин и Елена Греция, мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е годы XI века. Равноапостольные Константин и Елена. Греция, мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е годы XI века.

 I. При св. Константинѣ Великомъ, память коего съ его св. и равноапостольною матерью Еленою совершается нынѣ, христіанская вѣра, до него гонимая, сдѣлалась господствующею въ Римской имперіи. Отецъ Константина Великаго, Констанцій Хлоръ, уважалъ христіанъ и давалъ имъ почетныя должности при своемъ дворѣ.

Сынъ его Константинъ, рожденный отъ Елены, узналъ христіанскую вѣру въ домѣ отца и съ молодости привыкъ уважать ее. Когда отецъ его скончался въ Британіи (нынѣшней Англіи) въ 306 году, Константинъ былъ провозглашенъ западнымъ императоромъ. Ему было тогда 32 года отъ роду. Онъ правилъ подданными съ любовію и кротостію. Но въ другихъ областяхъ западныхъ правилъ злой и корыстолюбивый Максентій. Въ 312-мъ году подданные Максентія, не имѣя силъ терпѣть его притѣсненія, стали просить Константина избавить ихъ отъ тирана. Константинъ пошелъ на Максентія, и когда онъ приближался къ Риму, вдругъ, среди дня, онъ и его войско увидѣли на небесахъ крестъ, сіяющій звѣздами, съ надписью: симъ побѣждай. Въ ту же ночь Константину явился въ видѣніи Самъ Христосъ и повелѣлъ ему сдѣлать знамя на подобіе креста и изобразить крестъ на оружіяхъ, щитахъ и шлемахъ воиновъ. Подъ знаменемъ креста онъ побѣдилъ Максентія, который, спасаясь бѣгствомъ, потонулъ въ рѣкѣ Тибрѣ.

Принявъ христіанство, Константинъ уговорилъ Ликинія, правителя восточной Римской имперіи, издать указы въ пользу церкви, христіанамъ дозволить строить храмы и свободно исповѣдывать свою вѣру. Но Ликиній въ душѣ ненавидѣлъ христіанъ. Тогда Константинъ объявилъ ему войну и, побѣдивъ его, сдѣлался единовластнымъ правителемъ всей Римской имперіи; съ этого времени онъ сталъ открыто покровительствовать христіанамъ. Желая всѣхъ подданныхъ сдѣлать христіанами, онъ дѣйствовалъ на нихъ не силою, а совѣтами и убѣжденіями. Такъ какъ въ Римѣ было еще сильно язычество, то Константинъ избралъ себѣ новую столицу, въ Византіи, небольшомъ городкѣ близъ Чернаго моря. Этотъ городокъ онъ назвалъ новымъ Римомъ и Константинополемъ. Впослѣдствіи городъ названъ Царьградомъ. Нынѣ—это столица Турецкой имперіи. Въ Константинополѣ императоръ устроилъ множество великолѣпныхъ храмовъ. При Константинѣ Великомъ христіанскую церковь волновали язычники, еретики и раскольники, но защиту отъ нихъ церковь нашла въ императорѣ, который, для поддержанія православія, созвалъ первый Вселенскій соборъ.

При Константинѣ возникъ изъ своихъ развалинъ Іерусалимъ, освященный проповѣдію, дѣяніями и страданіями Спасителя. Городъ этотъ болѣе 150-ти лѣтъ былъ въ запустѣніи; на святыхъ мѣстахъ христіанскихъ были языческіе храмы; городъ носилъ языческое имя Эліи Капитолины. Мать императора, св. Елена, отправившись въ 326-мъ году въ святую землю, обрѣла тамъ животворящій крестъ Господень и построила храмы на Голгоѳѣ, въ Виѳлеемѣ, въ Назаретѣ и на горѣ Елеонской. Церковь называетъ ее равноапостольною, такъ какъ она своими подвигами содѣйствовала распространенію христіанства въ предѣлахъ Римской имперіи.

Будучи вѣрнымъ сыномъ церкви, Константинъ однакоже, съ одной стороны изъ уваженія къ таинству крещенія, съ другой—желая передъ смертію очиститься отъ всѣхъ грѣховъ своей жизни, не принималъ его до кончины и состоялъ въ разрядѣ оглашенныхъ. Чрезъ 10 лѣтъ послѣ смерти матери, онъ крестился въ праздникъ Пасхи и умеръ въ предмѣстій Никомидіи, въ 337-мъ году по Рождествѣ Христовѣ, 65-ти лѣтъ отъ роду. Тѣло его съ торжествомъ перенесено въ Константинополь и погребено въ храмѣ св. апостоловъ.

II. Свв. равноапостольные цари Константинъ и Елена предлагаютъ намъ два великіе урока для нашего подражанія: первый тотъ, чтобы мы обращались въ всѣхъ случаяхъ своей жизни къ силѣ честнаго и животворящаго креста Господня,—второй тотъ, чтобы мы по примѣру ихъ содѣйствовали распространенію и утвержденію среди невѣдущихъ истиннаго Бога христіанской вѣры.

а) „Симъ побѣждай! “ гласила чудная надпись, видѣнная св. равноапостольнымъ Константиномъ при дивномъ небесномъ знаменіи креста. И императоръ побѣждалъ имъ не только своихъ внѣшнихъ враговъ, но и враговъ внутреннихъ: крестъ Христовъ былъ для него всегдашнею охранительною и руководящею силою и въ его духовной благочестивой жизни, чѣмъ онъ и прославился паче всего, за что онъ и причтенъ церковію къ лику святыхъ. Да и какъ не быть побѣдоноснымъ кресту Христову, когда имъ Христосъ, Спаситель нашъ, однажды на всегда, на Голгоѳѣ поразилъ всѣхъ враговъ нашего спасенія, какъ не быть ему побѣдоноснымъ, когда въ немъ сокрыта спасительная непреоборимая сила Богочеловѣка, Христа Спасителя нашего?

Будемъ же, бр. мои, и мы почаще пользоваться спасительною побѣдоносною силою креста Христова въ борьбѣ съ врагами нашего спасенія; будемъ, подобно апостолу, хвалиться крестомъ Христовымъ особенно предъ тѣми, которые, къ величайшему прискорбію, не чтятъ его, не пользуются его святою могущественною силою и даже позволяютъ себѣ хулить его, подобно христоненавистнымъ жидовинамъ,— разумѣю нашихъ жалкихъ штундистовъ разнаго рода.

„Кресте! ты намъ сила буди, крѣпость и держава, избавитель и предратникъ на борющія насъ, щитъ и хранитель, побѣда и утвержденіе наше, присно соблюдая насъ и покрывая".

„Кресте всесильне! злочестивыя низложи враги, ненавидящія и хулящія тя безумно,—языки попали и угаси шатанія ихъ"

б) Св. равноапостольный Константинъ и Елена прославляются кромѣ того св. церковію за свою апостольскую ревность къ распространенію и утвержденію между людьми Христовой вѣры.

Имѣть ревность по Христовой вѣрѣ и содѣйствовать ея распространенію и утвержденію между людьми обязанъ каждый изъ насъ.

Изъ любви ко Христу Спасителю нашему, просвѣтившему насъ Своимъ благодатнымъ ученіемъ, и изъ любви къ людямъ, погибающимъ во тьмѣ язычества и невѣжества, мы, слушатели, всѣми силами должны содѣйствовать, чтобы св. вѣра Христова вездѣ распространялась на землѣ. А есть еще, слушатели, много людей на землѣ, не знающихъ Христа Спасителя. Въ одной нашей православной Россіи людей, не знающихъ Христа Спасителя, цѣлые милліоны, какъ напр. евреевъ, татаръ, калмыковъ и другихъ языческихъ народовъ. По вычисленіямъ людей ученыхъ всѣхъ народовъ на землѣ около 1430 милліоновъ, изъ нихъ христіанъ, т. е. вѣрующихъ во Христа Спасителя только еще 335 милліоновъ, а остальные всѣ или язычники, или магометане, или евреи. Сколько, значитъ, гибнетъ людей во тьмѣ невѣдѣнія истиннаго Бога! Слово, сказанное Христомъ Спасителемъ апостоламъ, приложимо еще и къ настоящему времени: „жатвы много, а жателей, т. е. проповѣдниковъ ученія Христова, мало.

Молитесь Господину жатвы, чгобы Онъ избралъ достойныхъ дѣлателей жатвы Своей".

И мы каждый разъ, во время божественной литургіи, слыша объ оглашенныхъ, т. е. готовящихся къ крещенію, молитву св. церкви, должны отъ всего сердца возносить молитву Отцу небесному, чтобы всѣ люди на землѣ обратились ко Христу Спасителю и вмѣстѣ съ нами прославляли пречестное и великолѣпое имя Отца, и Сына, и Св. Духа.

Кромѣ молитвы не забывайте, слушатели, содѣйствовать распространенію Христовой вѣры и своими посильными матеріальными средствами. Въ храмѣ Божіемъ нарочно на это устроена кружка съ надписью: „на распространеніе Христовой вѣры между язычниками". Къ крайнему прискорбію надобно сказать, что давно эта кружка существуетъ въ храмѣ Божіемъ, много разъ было говорено о необходимости помогать своими пожертвованіями на распространеніе Христовой вѣры, но немногіе изъ васъ еще откликнулись на это св. дѣло. Есть такіе труженики-христіане, которые принимаютъ на себя апостольскій подвигъ проповѣдывать ученіе Христово между невѣрующими въ истиннаго Бога. По примѣру свв. апостоловъ эти труженики, вдали отъ родныхъ, терпятъ и голодъ, и холодъ, и всякія притѣсненія, и скорби отъ язычниковъ, проповѣдуя ученіе Христово; заводятъ среди новыхъ христіанъ церкви и школы, покупаютъ для новокрещен ныхъ кресты и иконы, помогаютъ даже обзаводиться хозяйствомъ.Вотъ для поддержанія этихъ-то свв. тружениковъ, которые проповѣдуютъ ученіе Христово между язычниками, и пойдутъ наши копейки, которыя мы будемъ жертвовать на распространеніе Христовой вѣры.

Великая награда обѣщана Христомъ Спасителемъ за апостольскій подвигъ распространенія Христовой вѣры. Даже напоившій чашею воды проповѣдника слова Божія не лишится своей награды, по слову Спасителя.

Ш. Итакъ, подражая свв. равноапостольнымъ Константину и Еленѣ, будемъ по мѣрѣ силъ содѣйствовать распространенію Христовой вѣры и во всѣхъ случаяхъ жизни прибѣгать за помощью къ силѣ честнаго и животворящаго креста Господня. (Сост. по Ч. М. и проп. прил. къ „Рук. для с. паст.“ за 1887 и 1889 г. май).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий