Поученіе. Св. славный пророкъ Божій Илія

Прот. Григорій Дьяченко

Черты его жизни и уроки для подражанія по изображенію его св. иконы.

I. Нынѣ у насъ праздникъ св. пророка Иліи. Чтобы лучше ознакомиться съ жизнію и дѣятельностію этого великаго угодника Божія, жившаго безъ малаго за тысячу лѣтъ до Рождества Христова, посмотрите на святую икону его: на ней изображены главнѣйшія событія изъ его жизни.

II. а) Вотъ св. пророкъ изображенъ на ней съ лицомъ суровымъ, какъ бы гнѣвнымъ, въ бѣдной одеждѣ и съ дорожнымъ посохомъ. Онъ былъ подвижникъ строгій къ себѣ и къ людскимъ погрѣшностямъ, ходилъ въ волосяной одеждѣ, подпоясывался кожанымъ поясомъ, жилъ по большей части въ пустынѣ и являлся между людьми только для того, чтобы учить ихъ вѣрѣ, нещадно обличать въ нечестіи и предсказывать за то отъ лица Божія страшныя наказанія. Такъ напримѣръ, онъ предсказалъ однажды нечестивому царю израильскому, что въ его царствѣ цѣлые три года съ половиной не будетъ ни дождя, ни росы, и оттого произойдетъ сильная засуха и голодъ; это все и сбылось на самомъ дѣлѣ, такъ что самому пророку, поселившемуся въ пустынѣ при ручьѣ, нечѣмъ было кормиться, — и ужъ вороны, по повелѣнію Божію, приносили ему въ своихъ клювахъ и когтяхъ каждый день, утромъ и вечеромъ, хлѣбъ и мясо.

Когда же, по прошествіи года, нечего было Иліи и пить, потому что ручей пересохъ отъ продолжительнаго бездождія, то Богъ повелѣлъ ему итти въ одинъ городъ, къ нѣкоторой благочестивой, но бѣдной вдовицѣ, которая и призрѣла его у себя — поила и кормила, за что у нея, по слову пророка, во все продолженіе голода не убывалъ скудный запасъ муки въ кадкѣ и масла въ кувшинѣ, хотя взять ей и того и другого было негдѣ и не на что. Это ужъ посылалъ Богъ, исполняющій алчущихъ Своими благами. Берите же себѣ, братія, примѣръ съ бѣдной вдовицы, питавшей пророка, — берите не только богатые и достаточные, но и бѣдные, и будьте увѣрены, что отъ подаянія милостыни не будете голодными.

б) Еще представляется на иконѣ св. пророкъ молящимся предъ жертвенникомъ, на которомъ пылающія дрова, а на дровахъ заколотый телецъ. Такъ изображается слѣдующее событіе. Когда миновали три съ половиной года засухи и голода, св. Илія явился изъ пустыни къ царю съ укоромъ и обличеніемъ въ идолопоклонствѣ и предложилъ ему собрать весь народъ и жрецовъ идольскихъ на одну гору и изслѣдовать, кто истинный Богъ. Когда народъ собрался, Илія обратился къ нему и сказалъ: «ежели мой Богъ, Которому я служу вѣрой и правдой, есть истинный Богъ, то вѣруйте Ему; ежели идолъ Ваалъ — богъ, то идите за нимъ. Изъ жрецовъ вааловыхъ здѣсь цѣлыя сотни, а я только одинъ. Пусть же дадутъ намъ двухъ тельцовъ: одного тельца пусть возьмутъ они, разсѣкутъ и положатъ на дрова, но огня пусть не подкладываютъ, а я приготовлю другого тельца, положу на дрова и огня тоже не подложу. Потомъ призовите боговъ вашихъ, а я призову своего Бога; и Богъ, который, услышавъ молитву, пошлетъ огонь, да будетъ признанъ истиннымъ Богомъ». Какъ предлагалъ св. пророкъ, такъ и сдѣлали. Но сколько ни молились по своему жрецы вааловы своему истукану, не было отъ него ни гласа, ни послушанія. А какъ только помолился Илія своему Богу, Богу истинному, тотчасъ спалъ съ неба огонь и попалилъ не только жертву съ дровами, но и воду, которою они были облиты. Тогда весь народъ палъ на землю и воскликнулъ: Богъ Иліинъ есть истинный Богъ! и обратился къ Нему.

в) Св. пророкъ Илія изображается также сидящимъ въ пещерѣ каменной, и вотъ что послужило тому основаніемъ. Послѣ чудной жертвы на горѣ, царица — ревностная идолопоклонница — возненавидѣла Илію и грозилась убить его, отчего онъ удалился въ пустыню, гдѣ, будучи томимъ голодомъ и жаждой и горюя о развращеніи людей, просилъ у Бога себѣ смерти; наконецъ заснулъ отъ утомленія. Во время сна явился ему ангелъ Господень, принесъ пищи и питья и велѣлъ встать, ѣсть и пить. Вставши отъ сна и подкрѣпившись пищею, онъ сорокъ дней шелъ къ горѣ Хориву и остановился въ ея пещерѣ. Здѣсь Самъ Богъ явился ему и повелѣлъ на слѣдующее утро взойти на вершину горы, гдѣ обѣщалъ ему опять явиться: Илія взошелъ на гору, и Богъ, послѣ бури, землетрясенія и пламени, явилъ ему Свое присутствіе въ тихомъ и кроткомъ дуновеніи вѣтерка, въ знакъ того, что Онъ — Богъ, не столько грозный отмститель злое творящимъ и карающій нечестивыхъ бурей, землетрясеніемъ и огнемъ, сколько милосердный и чадолюбивый Отецъ, Который наказываетъ людей не по враждѣ и злобѣ, а по милости, чтобы ихъ образумить, исправить и спасти отъ вѣчныхъ мукъ.

г) Еще св. пр. Илія изображается на колесницѣ съ огненными конями. Это событіе напоминаетъ кончину пророка Божія. Пришло время Иліи переселиться въ иную жизнь, оставить грѣшный міръ. Выбравъ себѣ въ преемники пророка Елисея, онъ шелъ съ нимъ однажды дорогой. Вотъ они пришли къ рѣкѣ Іордану, чрезъ которую должны были переправиться. Илія скинулъ съ себя милоть (верхнюю одежду), ударилъ ею поперекъ рѣки, — и вода раздѣлилась, разступилась, такъ что они оба перешли чрезъ рѣку по сухому дну. Когда они шли далѣе и разговаривали между собою, вдругъ появились предъ ними огненные кони съ огненной колесницей и разлучили ихъ другъ съ другомъ: Илія въ вихрѣ понесся на чудной колесницѣ на небо, спустивъ Елисею съ себя милоть. Это все изображается на иконахъ, изображающихъ св. славнаго пророка Илію и его дивную жизнь.

III. Подражайте, братія мои, св. ревности къ славѣ Божіей пророка Иліи, его праведному гнѣву противъ окружавшаго его нечестія и идолопоклонства.

Отвращайтесь отъ всѣхъ кощунниковъ и нечестивцевъ, хулителей славы Божіей, не бойтесь заявить предъ ними свою святую вѣру и уваженіе ко всѣмъ уставамъ и заповѣдямъ истинной матери вашей церкви, — возвысить голосъ противъ явнаго соблазна и нечестія, чтобы оно не поднимало слишкомъ высоко свою голову и не издѣвалось надъ благочестиво живущими.

Возлюбите, братія мои, по примѣру св. пр. Иліи воздержаніе и бѣгайте всякаго пресыщенія, которое, какъ гиря, давитъ духъ человѣка къ землѣ и не позволяетъ ему возноситься къ небу.

Чаще, наконецъ, вспоминайте, что отступники отъ Бога рано или поздно будутъ наказаны, какъ не избѣгли наказанія отъ руки пр. Иліи отступившіе отъ служенія истинному Богу жрецы Ваала. (Сост. Г. Д-ко по «Рук. для с. п.» и др. источн.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий