Поученіе. Св. священномуч. Дороѳей

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

  Христіанамъ позволительно уклоняться омъ гоненій.

  I. Св. священномуч. Дороѳей, память коего совершается нынѣ, правилъ церковію въ г. Тирѣ въ продолженіе 50-ти лѣтъ. Удалившись въ необитаемыя и потаенныя мѣста во время гоненія Діоклитіанова, Дороѳей возвратился на каѳедру въ царствованіе Константина Великаго и обратилъ ко Христу многихъ язычниковъ. При Юліанѣ Отступникѣ принялъ мученическую смерть „въ Удскомъ городѣ въ Нижней Мизіи— Одиссѣ (нынѣ Варнѣ)“, въ 361 г. Ему приписываются имѣющія большое значеніе сказанія о пророкахъ, апостолахъ и 72-хъ ученикахъ Спасителя.

II. Жизнь св. священномученика Дороѳея, скрывавшагося отъ гоненія на христіанъ, свирѣпствовавшаго въ царствованіе Діоклитіана, представляетъ намъ, братіе, слѣдующій поучительный урокъ: христіанину позволительно уклоняться отъ гоненій за вѣру. Уклоняться отъ гоненій позволительно по тремъ причинамъ: а) Первая та, что на это есть прямая заповѣдь Спасителя: „когда же будутъ гнать васъ въ одномъ городѣ, сказалъ Господь Своимъ ученикамъ, а чрезъ нихъ и всѣмъ вѣрнымъ Своимъ послѣдователямъ, бѣгите въ другой". (Мѳ. X, 23).

б) Вторая причина та, что чрезъ уклоненіе отъ гоненій христіане тѣмъ высказываютъ свою любовь къ своимъ гонителямъ, спасая ихъ отъ страшной отвѣтственности за пролитіе невинной крови. Св, Григорій Богословъ, рѣшая вопросъ — позволительно ли христіанамъ уклоняться отъ гоненій—отвѣчаетъ утвердительно, потому что „христіане, при всемъ своемъ мужествѣ и готовности къ терпѣнію, должны не только имѣть въ виду свою пользу, но и щадить гонителей, дабы, сколько возможно, не увеличить чѣмъ либо опасности, въ какой находятся враги ихъ“. (Изъ „твор. св. Григорія Богослова", ч. I, изд. 3, стр. 115).

в) Третья причина, по которой нужно уклоняться отъ гоненій, та, что въ этомъ выражается смиренное сознаніе своихъ немощей, отсутствіе горделивой самонадѣянности и надежда на помощь Божію, ибо духъ бодръ, плоть немощна, сказалъ Спаситель. И дѣйствительно, какъ бы ни былъ человѣкъ искушенъ житейскимъ опытомъ., до какого бы совершенства ни достигъ онъ., никогда не можетъ быть онъ свободенъ отъ искушеній, никогда не можетъ ручаться за свою твердость и безопасность отъ паденія грѣховнаго. Въ житіи св. Пахомія великаго (Четьи-Мин. мая 15) приводится слѣдующій примѣръ того, какъ пагубна самонадѣянность. Одинъ инокъ высокой духовной жизни, стремясь къ высшей степени совершенства, желалъ быть мученикомъ за Христа, но такъ какъ церковь наслаждалась въ то время миромъ, то и не зналъ, какъ удовлетворить желанію сердца своего. Видя въ св. Пахоміи даръ чудотворенія и признавая его угодникомъ Божіимъ, самооболыценный инокъ приходилъ къ нему многократно и просилъ помолиться за него Богу, чтобы Господь удостоилъ его вѣнца мученическаго. Сколько угодникъ Божій ни совѣтовалъ ему, чтобы инокъ не питалъ въ сердцѣ своемъ такихъ горделивыхъ помышленій, но мужественно переносилъ подвигъ иночества и онъ будетъ имѣть участіе на небеси съ мучениками,— всѣ увѣщанія св. Пахомія были напрасны. Старецъ не переставалъ со слезами умолять его. Наконецъ святой сказалъ ему: „я помолюсь о тебѣ Спасителю міра, да подастъ тебѣ случай къ страдальчеству, но ты, какъ можно, берегись, чтобы, вмѣсто исповѣданія имени Христова, не отвергнуться отъ Него въ лютый часъ мученій, ты заблуждаешься, желая подвергнуться напасти, когда Самъ Господь учитъ насъ молиться, да не будемъ введены во искушеніе; если же желаніе твое такъ сильно, то пусть будетъ по твоему". Чрезъ два года послѣ сего случилось нѣкоторымъ братіямъ быть въ отдаленномъ мѣстѣ для собиранія камышей. Такъ какъ они долго тамъ замедлили, то пр. Пахомій, призвавъ инока сего, сказалъ ему: „иди посѣти братій и отнеси имъ пищу" . Инокъ отправился въ путь—но, проходя чрезъ пустыню, онъ попался варварамъ язычникамъ, жившимъ въ неприступныхъ горахъ. Они взяли инока въ плѣнъ и увели въ свои жилища. Тамъ они приступили къ нему и сказали: „приди, поклонись богамъ нашимъ". Долго отрекался инокъ принести жертву идоламъ, но страхъ мученій и смерти заставилъ несчастнаго сдѣлать измѣнническое колѣнопреклоненіе и отречься отъ Христа. Послѣ сего онъ былъ отпущенъ на волю, какъ ихъ единовѣрецъ, но что могло замѣнить погибель души его? Такъ инокъ чрезъ свою самонадѣянность подвергся тяжкому паденію и погубилъ трудъ многолѣтнихъ своихъ подвиговъ. (См. „Учил. благоч.“).

Если же это случилось съ опытнымъ въ духовной жизни подвижникомъ, то что сказать о насъ еще неопытныхъ младенцахъ въ подвигахъ благочестія? Можно ли намъ быть самонадѣянными и безпечными въ виду постоянныхъ искушеній и соблазновъ міра сего? Можно ли нынѣ безопасно желать и искать мученическихъ подвиговъ, или по крайней мѣрѣ скорбей, за исповѣданіе имени I. Христа? Не лучше ли и не безопаснѣе ли удаляться соблазновъ и опасностей и усердно молить Господа избавить насъ отъ искушеній? Кто ведетъ себя осторожно, чуждается дурныхъ обществъ, легкомысленно не относится къ людскимъ обычаямъ, не потворствуетъ своимъ прихотямъ, но живетъ скромно и богобоязненно, тотъ стоитъ на прямомъ пути спасенія, того- Самъ Господь подкрѣпитъ и сохранитъ отъ напастей и паденій грѣховныхъ. Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же подаетъ благодать, которая и въ немощи проявляетъ великую силу.

III. Посему, братіе, не будемъ высокомудрствовать, ни мечтать о себѣ (Рим. 12, 16), но смиренно просить во всемъ Бога о помощи и искать въ Немъ одномъ всесильной защиты отъ нападеній искушеній со стороны грѣхолюбивой плоти нашей, міра, лежащаго во злѣ, и діавола, исконнаго н непримиримаго врага нашего спасенія. (Священа Г. Дьяченко).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий