Поученіе. Св. священномуч. Іануарій епископъ и друг. съ нимъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 О душевной слѣпотѣ.

I. Св. Іануарій, нынѣ прославляемый, бывшій епископомъ въ Кампанійской области въ Италіи, былъ во время гоненія при Діоклитіанѣ преданъ истязаніямъ за вѣру Христову. И вотъ, бросили его въ раскаленную печь, но онъ вышелъ изъ нея невредимымъ. На слѣдующій день вывели его на съѣденіе звѣрямъ вмѣстѣ съ другими христіанами. Но и при этомъ Іануарій и дружина его остались неприкосновенными: звѣри съ кротостію припали къ ногамъ епископа къ общему изумленію толпы народа.

Предавшій на мученія этихъ христіанъ правитель Кампаніи Тимоѳей не былъ однако же тронутъ такимъ чудомъ храненія Божьяго; въ душевной своей слѣпотѣ онъ это чудо приписалъ волшебству. И вотъ, какъ бы въ наказаніе за свою душевную слѣпоту, происходившую отъ безчувственности, онъ въ это время ослѣпъ и тѣлесными своими глазами. Но и это не пробудило въ немъ ни свѣтлой мысли, ни здраваго чувства. Тогда Господь, ищущій всегда только спасенія грѣшниковъ, благоволилъ подѣйствовать на него милосердіемъ. Онъ далъ незлобивому мученику Іануарію силу исцѣлить ослѣпшаго гонителя своего. Но и радость исцѣленія не смягчила и не умилила очерствѣлаго сердца язычника, между тѣмъ какъ въ это же самое время до пяти тысячъ язычниковъ, бывшихъ свидѣтелями чудесъ, обратились къ вѣрѣ въ истиннаго Бога. И все же, чѣмъ болѣе избыточествовала благодать Господня, тѣмъ болѣе злобствовалъ правитель и предалъ смерти всѣхъ просвѣщенныхъ истиною. Всѣ исповѣдники, вмѣстѣ съ епископомъ Іануаріемъ, были, по повелѣнію Тимоѳея, отведены за городъ и казнены мечемъ... Святые останки ихъ были взяты жителями разныхъ мѣстъ; тѣло же св. Іануарія перенесено въ Неаполь, гдѣ и до сихъ поръ онъ изливаетъ свою чудодѣйственную помощь и защиту.

II. Вотъ до чего можетъ доходить духовная слѣпота человѣка: при видѣ явныхъ чудесъ, чрезъ которыя обращаются тысячи къ вѣрѣ, языческій правитель, мучившій св. Іануарія, остается глухъ и слѣпъ ко всему происходящему вокругъ него.

Такова гибельная сила духовной слѣпоты!

Тяжело лишиться зрѣнія, не видѣть солнечнаго свѣта и постоянно пребывать во тьмѣ. Но все-таки тѣлесная слѣпота бываетъ только на время жизни и вмѣстѣ съ человѣческой жизнію оканчивается. Послѣ смерти слѣпецъ можетъ видѣть свѣтъ невечерній, свѣтъ истинный, Самого Господа, Который именуется Свѣтомъ тихимъ. Мало того: тѣлесная слѣпота можетъ быть полезна душѣ и можетъ помогать спасенію. Когда человѣкъ не видитъ, то не имѣетъ многихъ поводовъ ко грѣху, не подвергается соблазнамъ, бывающимъ чрезъ наше зрѣніе; сердце не желаетъ того, чего не показываютъ ему глаза. Но есть другая слѣпота, которая гораздо пагубнѣе. Это слѣпота душевная. Въ этой слѣпотѣ человѣкъ не видитъ духовнаго свѣта, а этотъ свѣтъ есть не иное что, какъ Господь Богъ и Его святыя заповѣди, въ которыхъ намъ показана всесвятая воля Его.

Отъ чего приключается слѣпота душевная, и нѣтъ ли между нами, братіе, духовныхъ слѣпцовъ?

а) Духовная слѣпота происходитъ отъ того, когда человѣкъ не слушаетъ ученія о Богѣ и не научается заповѣдямъ Его. Не наученная душа подобна закрытому или завязанному глазу. Открой свою душу и открытою душою воспринимай наставленія о вѣрѣ вѣрныхъ людей; тогда и ты будешь видѣть свѣтъ Христовыхъ заповѣдей. Если же не будешь внимать и научаться, то душа твоя будетъ какъ слѣпая; во всемъ, что касается благочестія, она будетъ бродить какъ бы ощупью, не зная ни свойствъ Божіихъ, ни данныхъ Богомъ заповѣдей.

Слѣпъ душею своею всякій человѣкъ, который ничего не вѣдаетъ о Богѣ, о томъ, что Онъ пребываетъ вездѣ, особенно же на небесахъ и во храмѣ, видитъ всѣ дѣла людей, какъ хорошія, такъ и худыя, и за все доброе награждаетъ, а за все дурное наказываетъ. Слѣпъ душею тотъ, кто ничего не слыхалъ о Спасителѣ, Единородномъ Сынѣ Божіемъ, Котораго Богъ Отецъ ниспослалъ на землю для того, чтобы Онъ научилъ людей святой жизни и искупилъ ихъ Своими страданіями. Слѣпъ тотъ, кто ничему не научился изъ Христова евангелія и не знаетъ христіанскаго закона, не знаетъ необходимости и спасительности христіанскихъ таинствъ. Этой душевной слѣпоты, зависящей отъ невѣжества, весьма много въ простомъ народѣ.

б) Но кромѣ духовной слѣпоты, зависящей отъ невѣжества, есть слѣпота тоже духовная, зависящая отъ порока и отъ похоти и ожесточенія сердца. Густая пыль помрачаетъ тѣлесное зрѣніе, черный дымъ дѣлаетъ невидимыми для насъ окружающіе предметы: такимъ же точно способомъ и похоть, или порокъ, или ожесточеніе помрачаетъ нашъ умъ и ослѣпляетъ душу. Тогда и знаніе о Богѣ не приноситъ пользы. Тогда и разумѣніе заповѣдей Господнихъ остается безъ плода; тогда и очевидныя чудеса не производятъ своего дѣйствія, какъ они не произвели своего спасительнаго дѣйствія на ослѣпленнаго страстями и служеніемъ чувственности язычника Тимоѳея, мучившаго св. Іануарія. Одержимые страстію, какъ-будто злымъ духомъ, мы не помнимъ себя, забываемъ свои прежнія обѣщанія, не страшимся будущихъ наказаній. Напримѣръ: человѣкъ слышалъ и знаетъ ученіе о Богѣ всевидящемъ и правосудномъ, знаетъ заповѣдь Спасителя о томъ, что не должно гнѣваться; но, поддавшись страсти гнѣва, онъ забываетъ все и бросается на ближняго своего, не щадя ни здоровья его, ни даже жизни. Очевидно, страсть гнѣва помрачаетъ и ослѣпляетъ его такъ, что онъ не видитъ свѣта Христовой заповѣди. Подобное бываетъ съ человѣкомъ, который поддается напр. страсти къ вину. Онъ знаетъ, что упиваться виномъ и грѣшно, и стыдно, и крайне вредно для душевнаго и тѣлеснаго здоровья. Но похоть омрачаетъ умъ, страсть ослѣпляетъ его душу, и онъ набрасывается на вино, забывъ внушенія разума, забывъ заповѣди Божіи, забывъ страхъ предъ Богомъ, стыдъ предъ людьми, вредъ для себя. Таково же дѣйствіе на человѣка прочихъ страстей, каковы: страсть блуда, страсть сребролюбія, страсть властолюбія.

III. Такъ какъ, братіе, мы всѣ причастны или невѣжеству, или страстямъ, то всѣ мы причастны и духовной слѣпотѣ. Иной слѣпъ отъ невѣдѣнія здраваго ученія, а иной отъ страстей, воюющихъ противъ ума и помрачающихъ душевное зрѣніе. Поэтому, братіе, каждый изъ насъ долженъ искать прозрѣнія и для этого — учиться истинамъ вѣры и правиламъ христіанской жизни, особенно же остерегаться пороковъ и страстей.

Господи Іисусе Христе, истинный Свѣте, просвѣти же милостію Твоею мысленныя очи сердецъ нашихъ. Аминь. (Сост. по Ч. -М. и проп. прил. къ «Руков. для сельск. паст.» за 1891 г., янв.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий