Поученіе. Св. священномуч. Макарій, митрополитъ кіевскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О томъ, что высокія качества и обязанности пастыря Церкви требуютъ и отъ пасомыхъ особеннаго вниманія къ себѣ.

I. Пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы (Іоан. X, 11). Вотъ самое высшее, отличительнѣйшее свойство пастыря, опредѣляемое Пастыреначальникомъ нашимъ Господомъ І. Христомъ! Священномученикъ Макарій, нынѣ нами благочестно празнуемый, во всей точности осуществилъ на себѣ это качество.

Онъ до посвященія своего въ митрополиты былъ настоятелемъ въ виденскомъ Троицкомъ монастырѣ. Сдѣлавшись митрополитомъ, онъ не долго святительствовалъ. Въ 1497 г. новый святитель отправился въ Кіевъ, чтобы посѣтить свою сиротствующую паству и принести ей духовное утѣшеніе. Поспѣшая изъ отдаленной Вильны къ своей кіевской паствѣ, не взирая на всѣ трудности и опасности пути, не смотря на предостереженія, что на пути вездѣ рыщутъ дикіе татары, разрушавшіе Кіевъ, онъ былъ мученически умерщвленъ крымскими татарами на берегахъ Припети. Св. мощи его прославились нетлѣніемъ и покоются въ кіево-софійскомъ соборѣ. Такъ онъ буквально осуществилъ на себѣ слова Господа: пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы (Іоан. 10, 11).

II. а) Немногимъ, конечно, избранникамъ Божіимъ дается въ удѣлъ священномученическій вѣнецъ, въ точномъ смыслѣ сего слова; но можно, по справедливости, сказать, что истинное пастырство всегда было и есть, въ своемъ смыслѣ, тоже священномученичество, какъ и выразился о семъ одинъ изъ знаменитѣйшихъ іерарховъ русской церкви (Филаретъ, митр. кіевскій).

И въ самомъ дѣлѣ, что такое значитъ постоянное, хоть и посильное, наставленіе и вразумленіе на все доброе и святое пастыремъ своихъ словесныхъ овецъ, сопровождаемое почти всегда борьбой съ предразсудками, суевѣріями, пытливымъ сомнѣніемъ, растлѣнными понятіями вѣка сего и міра, во злѣ лежащаго, а отсюда упорными противорѣчіями, недовѣріемъ, могущими, кажется, поколебать самое усердное желаніе, самое чистѣйшее намѣреніе учителя церкви, какъ не мученичество своего рода?

Что такое дѣятельность пастыря церкви, обязаннаго и словомъ и своею жизнію, забывъ свой покой и слабость силъ, назидать души христіанъ и вести ихъ въ царство небесное подъ опасеніемъ величайшей отвѣтственности за погибшія души, какъ не постоянный подвигъ самоотреченія и самоотверженія?

Что такое всегдашняя, и, конечно, искренняя молитва пастыря о своихъ пасомыхъ, при ихъ равнодушіи, холодности къ нему, а иногда даже прямой неблагодарности, какъ не своего рода то же положеніе имъ души своей за овцы своя?

А рѣшать не всегда удоборѣшимыя дѣла совѣсти людей и успокоивать ее тогда, какъ самъ, быть можетъ, при первой встрѣчѣ съ новымъ безобразіемъ грѣха, невольно возмущаешься духомъ, и въ то же время молитвенно и, конечно, съ участіемъ призывать на грѣшника всепрощающее милосердіе Божіе, такъ сильно имъ иногда прогнѣванное, развѣ это не положеніе пастыремъ души своей о чадахъ своихъ духовныхъ?

Такъ-то, братіе, трудность, многоотвѣтственность и въ то же время священная высота и спасительная важность служенія пастыря церкви, какъ посредника между Богомъ и людьми, требуетъ всегда положенія имъ души своей за овцы пасомыя и, конечно, самое посильное исполненіе имъ сего св. долга, при упованіи на милость Божію, не лишитъ его небеснаго и праведнаго мздовоздаянія.

б) Многотрудныя и крайне отвѣтственныя обязанности пастыря требуютъ и отъ пасомыхъ особеннаго вниманія къ самимъ себѣ, чтобы сохранить правильныя, Богомъ установленныя отношенія къ своимъ пастырямъ.

Пастырь можетъ быть и хорошъ, бдительный, вполнѣ преданный своему высокому служенію, но въ стадѣ его все-таки могутъ быть овцы, которыя, по слову евангелія, какъ бы не суть оть двора сего (Іоан. 10, 16). Испытай же послѣ этого по совѣсти, возлюбленный, каждый самъ себя: овча ли ты, въ самомъ дѣлѣ, избраннаго стада Христова, или овча заблудшее? Узнай это, и бѣжи отъ пустыни, — спѣши въ ограду Христову, спѣши подъ руководство Богомъ поставленнаго твоего земного пастыря. А узнать это легко. Самъ І. Христосъ въ той же приточной бесѣдѣ Своей, слова которой мы положили въ основу настоящаго нашего собесѣдованія, указываетъ кратко и ясно на признаки, отличающіе истинныхъ овецъ стада Христова отъ овецъ заблудшихъ: и овцы гласъ его слышатъ, овцы вѣдятъ гласъ его; овцы гласа Моего слушаютъ, по чуждемъ же не идутъ... и знаютъ Мя моя ((Іоан. 10. 3, 4, 27. 5, 14).

Такъ, возлюбленный! Если гласъ твоего духовнаго пастыря, научающаго тебя и направляющаго на стезю заповѣдей Господнихъ, всегда доходитъ не только до слуха твоего, а и сердца твоего, — если въ гласѣ этомъ ты слышишь не одинъ пустой звукъ, а вѣдаешь гласъ пастыря твоего, желающаго тебѣ отъ всего сердца добра и душевнаго спасенія, въ какихъ бы выраженіяхъ, и въ какомъ бы тонѣ онъ не передавался тебѣ: въ тонѣ ли благодушнаго снисхожденія, мирной любви и утѣшенія, въ строгихъ ли словахъ праведнаго обличенія и запрещенія, въ изящномъ ли словѣ съ церковной каѳедры или простомъ безыскуственномъ наставленіи, и бываешь вѣренъ сему гласу: — ты истинное овча стада Христова, ты овча — на пажити Его.

Если ты, возлюбленный христіанинъ, не смотря на всѣ соблазны міра, на всѣ происки самозванныхъ учителей, погрязшихъ въ расколѣ или сектанствѣ, и людей вѣка сего, широкую и пагубную безпутность въ жизни предпочитающихъ правому, хоть и тѣсному пути въ царствіе Христово, всегда со страхомъ отвращаешься и отъ нихъ убѣгаешь; если слухъ твой и сердце всегда закрыты для лживыхъ ученій этихъ самозванныхъ учителей, этихъ волковъ въ одеждѣ овчей, желающихъ и тебя увлечь въ пустыню страстей и гибели: — ты вѣрное овча Пастыря небеснаго, ты — отъ Его двора!

Такъ-то, братіе, высокія и многотрудныя обязанности пастыря церкви должны напоминать и вамъ о всегдашней бдительности и вниманіи къ самимъ себѣ. Блюдите, братіе, како опасно ходите (Ефѳс. 5, 15). А наипаче убѣгайте злыхъ людей и учителей не призванныхъ, льстящихъ вамъ своими языки; гортань ихъ для васъ — гробъ отверстъ (Пс. 5, 10).

III. Господь Богъ, молитвами священномученика Макарія, да сохранитъ васъ отъ такихъ учителей и руководителей! Да сохранитъ же навсегда и сопричтетъ къ избранному стаду своихъ вѣрныхъ овецъ. Аминь. (Сост. съ дополн. по проп. прилож. къ «Руков. для сел. паст.», 1888 г., май).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий