Поученіе. Св. священномуч. Никонъ

  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О томъ, какъ должно совершать крестное знаменіе.

  I. Св. Никонъ, память коего нынѣ, въ молодыхъ лѣтахъ служилъ въ римскомъ войскѣ начальникомъ отряда. Онъ былъ воспитанъ Отцемъ въ языческой вѣрѣ, но мать его была христіанка.

Она всѣми силами старалась расположить сына своего къ христіанской вѣрѣ, но всѣ старанія ея были напрасны.—Отпуская его однажды на войну, она на прощанье сказала ему: «сынъ мой! если на войнѣ случится тебѣ быть въ опасности, то оградись крестнымъ знаменіемъ, — и тогда не поразитъ тебя ни копье, ни мечъ». Вспомнилъ Никонъ слова матери, когда въ пылу сраженія очутился въ неминуемой бѣдѣ, окруженный непріятелями, — совершилъ крестное знаменіе и — остался побѣдителемъ... Впослѣдствіи онъ обратился къ Христу и былъ пресвитеромъ, потомъ епископомъ; подвизался во Ѳракіи, оттуда перешелъ въ Сицилію, гдѣ и пострадалъ со своими учениками-иноками, при Декіи,въ половинѣ третьяго вѣка.

II. Съ того времени, какъ только мы научились молиться, и каждый разъ, когда мы молимся, мы привыкли осѣнять себя знаменіемъ св. креста. Это обычай всеобщій въ православной церкви, обычай всегдашній и самый древній: онъ несомнѣнно ведетъ свое начало отъ Временъ св. апостоловъ. Но употребляя всегда и вездѣ при своей молитвѣ крестное знаменіе, подумали ли мы хотя когда-нибудь, что за мысль лежитъ въ основаніи этого благочестиваго обычая и въ чемъ его надлежащее употребленіе? По крайней мѣрѣ, нынѣ, въ день препод. Никона, испытавшаго на себѣ спасительную силу крестнаго знаменія, намъ весьма прилично, братіе, разсмыслить о томъ, какъ мы должны изображать на себѣ крестное знаменіе, чтобы оно могло оказать для насъ свои спасительныя дѣйствія.

а) Прежде всего, мы должны воздвизать его съ живою вѣрою. Если мы не будемъ изображать на себѣ это знаменіе съ вѣрою во Христа Спасителя, умершаго за насъ на крестѣ, съ вѣрою и въ благодатную силу самого креста Господня — орудія нашего спасенія: въ такомъ случаѣ наше крестное знаменіе, сколько бы мы ни возлагали его на себѣ, будетъ лишено христіанскаго смысла и останется неугоднымъ Богу: безъ вѣры невозможно угодитъь Богу (Евр. 11, 6).

Вотъ, напримѣръ, съ какою вѣрою учили возлагать на себя спасительное крестное знаменіе свв. отцы. «Удались, говоритъ св. Григорій Богословъ діаволу, или низложу тебя крестомъ, предъ которымъ все трепещетъ. Я крестъ ношу въ своихъ членахъ, крестъ въ моемъ шествіи, крестъ въ моемъ сердцѣ, крестъ моя слава. Чтобы не воспламенялся въ тебѣ гнѣвъ, прежде всего немедленно прибѣгни къ Богу и моли Его, чтобы Онъ уничтожилъ въ тебѣ свирѣпую бурю. А потомъ тот- часъ положи на себя знаменіе креста, котораго все ужасается и трепещетъ, и огражденіемъ котораго пользуюсь я во всякомъ случаѣ и противъ всякаго» («Въ стихотвореніяхъ на лукаваго и на гнѣвливость». См. также въ «1 обличительномъ словѣ на Юліана»).

„Скорѣе, говоритъ св. Амвросій медіоланскій, выслушивается наша молитва, когда и тѣло наше подражаетъ Христу Распятому, съ Которымъ бесѣдуетъ душа" («Въ словѣ о крестѣ»).

Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ: «станемъ обносить съ собою всегда и повсюду это побѣдоносное оружіе (т. е. крестъ Христовъ) и никогда да не отлагаемъ его отъ себя, приступаемъ ли ко сну, или пробуждаемся отъ него, занимаемся ли нашимъ дѣломъ, вкушаемъ ли пищу и питіе, находимся ли въ пути — или что другое творимъ, — да ограждаемъ себя повсюду спасительнымъ и животворящимъ знаменіемъ креста Господняя тогда и мы не убоимся отъ страха нощнаго, ни отъ стрѣлы летящія во дни, не пріидетъ къ намъ зло, и рана не приблизится тѣлеси нашему» («Слово о чести, и животворящ. крестѣ Господ.»).

Св. Іоаннъ Златоустъ учитъ: «виждь, какъ вооружилъ послѣдующаго Ему воина небесный Царь! Не щитъ далъ Онъ, ни шлемъ, ни лукъ, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крѣпче—силу креста, знаменіе сущей надъ демонами побѣды» (св. Іоанна Злат., сл. на покд. чести, кресту, помѣщ. въ „Камнѣ вѣры“). „Если ты“, научаетъ тотъ же святый учитель, „вообразишь на себѣ крестъ съ великою вѣрою, то близъ тебя не возможетъ стать ни одинъ изъ нечистыхъ духовъ, зря мечъ, которымъ получилъ жестокую рану11 („Златоустъ, бес. на Мѳ. 54“).

б) Должно, во-вторыхъ, начертывать на себѣ знаменіе св. креста, по заповѣди православной церкви, соединеніемъ трехъ первыхъ перстовъ правой руки во имя Пресвятой Единосущной Троицы. Когда мы начертываемъ на себѣ св. крестъ тремя перстами вмѣстѣ: тогда самымъ сочетаніемъ перстовъ мы выражаемъ то же, что нерѣдко выражаемъ и устами при осѣненіи себя крестнымъ знаменіемъ, говоря: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа,—и слѣдовательно самымъ сочетаніемъ перстовъ исповѣдуемъ вѣру въ Тріипостаснаго Бога, которая прежде всего требуется отъ насъ, какъ вообще въ дѣлѣ нашего спасенія, такъ въ частности и при употребленіи крестнаго знамени.

в) „Наконецъ, должно возлагать на себѣ знаменіе св. креста такъ, чтобы дѣйствительно начертывался на насъ св. крестъ,— и чтобы этотъ крестъ, по наставленію св. церкви, верхнимъ концомъ своимъ касался нашего чела, нижнимъ — нашей груди или Персей, боковыми—нашихъ мышцъ. Иначе, если въ нашемъ крестномъ знаменіи не будетъ собственно креста: какъ и ожидать отъ него спасительныхъ дѣйствій? Полагая на себѣ знаменіе св. креста во время молитвы и запечатлѣвая имъ свое чело, грудъ и рамена, мы тѣмъ самымъ освящаемъ и какъ бы посвящаемъ и приносимъ въ жертву Господу нашъ умъ съ его мыслями и познаніями, наше сердце съ его чувствованіями и желаніями и наши силы душевныя и тѣлесныя съ ихъ дѣятельностію. А посему какъ разсудительно поступаютъ тѣ христіане, къ сожалѣнію, весьма многіе, которые творятъ на себѣ крестное знаменіе съ такою невнимательностію, поспѣшностію и небрежностію, что вовсе не начертываютъ на себѣ св. креста,, а представляютъ движеніемъ своей руки какъ-будто какую-то дѣтскую забаву, лишенную всякаго смысла!“ (См. слова и рѣчи Макарія, митр. моск.). Приведемъ здѣсь подлинными словами ученіе церкви объ образѣ совершенія крестнаго знаменія. Въ „Православномъ исповѣданіи на вопросъ: какъ мы должны изображать на себѣ знаменіе честнаго и животворящаго креста, дается такой отвѣтъ: „должно изображать крестъ правою рукою. Полагая на чело три большіе перста, говори: «во имя Отца», потомъ, ниспустивъ руку въ томъ же видѣ на перси, говори: «и Сына» в, отселѣ, перенося руку на правое плечо и провождая до лѣваго, говори: «и Святаго Духа». Сдѣлавъ на себѣ сіе святое знаменіе креста, заключи словомъ: „аминь“. Иди, когда изображаешь крестъ, можешь говорить: «Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій! помилуй меня грѣшнаго. Аминъ». («Православное исповѣданіе», отвѣтъ на вопросъ 51, ч. I).

III.Научимся же отселѣ быть внимательными къ крестному знаменію, которое на себя возлагаемъ, и будемъ возлагать его не только съ живою вѣрою, но и съ величайшимъ благоговѣніемъ, какое подобаетъ священнодѣйствію, — возлагать именно такъ, какъ заповѣдуетъ намъ св. церковь, будемъ возлагать его всегда съ яснымъ представленіемъ въ умѣ своемъ того самаго креста, на которомъ былъ распятъ Владыка неба и земли и принесъ Себя въ умилостивительную жертву правдѣ Божіей за наши грѣхи. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий