Поученіе. Св. священномученикъ Анѳимъ

Прот. Григорій Дьяченко

О необходимости для христіанъ во всѣхъ состояніяхъ жизни строго держаться правды и поступать согласно долгу своего званія.

Св. священномученикъ Анѳимъ, память коего совершается нынѣ, былъ избранъ въ епископа своего отечественнаго города Никомидіи въ тяжелое время гоненія на христіанъ, воздвигнутаго императорами Діоклитіаномъ и Максиміаномъ, которое съ особенною жестокостію обрушилось именно на христіанъ въ Никомидіи, гдѣ большею частію жили эти императоры.

Когда-же случился пожаръ, истребившій часть императорскаго дворца и который былъ приписанъ христіанамъ, то издано было повелѣніе истреблять безпощадно и всякими мѣрами тѣхъ, которые признавались опасными врагами государства. Въ самый праздникъ Рождества Христова въ одномъ храмѣ въ Никомидіи было сожженно 20,000 христіанъ.

Главнымъ образомъ преслѣдовали пастырей церкви, и потому были приняты мѣры для розысканія и епископа Анѳима, который, по особенному внушенію Божію, пребывалъ въ это время въ одномъ окрестномъ селеніи и отсюда разсылалъ письменныя увѣщанія для подкрѣпленія и утѣшенія своей бѣдствующей паствы.

Узнавъ однакоже объ его мѣстопребываніи, гонители послали воиновъ, чтобы привести его въ Никомидію. Когда воины дошли до того селенія, гдѣ былъ Анѳимъ, то встрѣтивъ случайно его самого, спросили у него: гдѣ тутъ скрывается христіанскій учитель Анѳимъ?

— Войдите ко мнѣ въ домъ и отдохните, — отвѣчалъ имъ епископъ, уразумѣвъ, что часъ его подвига наступилъ, — я вамъ укажу, гдѣ скрывается тотъ, кого вы ищете...

И принявъ въ свой домъ пришедшихъ взять его, Анѳимъ радушно ихъ угостилъ и потомъ сказалъ имъ: «я — тотъ епископъ Анѳимъ, за которымъ вы посланы, возьмите меня и ведите къ пославшимъ васъ». Тронуты были воины незлобіемъ почтеннаго старца, и смутились, и не рѣшились взять его. — Постарайся скрыться, — предложили они ему, — мы же скажемъ, что нигдѣ не могли тебя найти. «Нѣтъ, — отвѣчалъ имъ святитель, — великій грѣхъ передъ Богомъ — поступить противъ правды; преступно — обмануть кого-бы то ни было, и тѣмъ болѣе царя своего, или допустить обманъ при исполненіи долга. Вы-же исполните честно то, что вамъ поручено; вы, вѣдь, не виноваты въ исполненіи незаконнаго порученія, возложеннаго на васъ».

И Анѳимъ отправился съ воинами. Дорогою онъ бесѣдовалъ съ ними и такъ подѣйствовалъ на ихъ простыя сердца, что они во время самаго пути, подойдя къ одной рѣкѣ, пожелали немедленно принять крещеніе.

Анѳимъ-же, представъ предъ гонителями, твердо исповѣдывалъ свою вѣру и съ такою же непоколебимою вѣрою перенесъ всѣ истязанія и наконецъ былъ усѣкнутъ мечемъ (въ 303 г.).

II. Св. священномученикъ Анѳимъ, строгій блюститель правды, не желавшій, чтобы воины допустили по-видимому невинный обманъ для сокрытія его отъ суда, да послужитъ намъ живымъ примѣромъ той истины, что христіанинъ во всѣхъ состояніяхъ и званіяхъ жизни долженъ быть правдивымъ и поступать сообразно долгу своего званія.

Правду соблюдать должны всѣ и каждый, по своей возможности, въ своемъ кругѣ; и съ большею строгостію должны требовать правды отъ самихъ себя, нежели отъ другихъ.

а) Если любовь къ правдѣ одушевляетъ судящихъ земли, она, какъ солнце, сіяетъ народу, освѣщаетъ для него пути правды, возбуждаетъ и питаетъ въ немъ жизнь правды, смягчаетъ въ немъ жестокое, согрѣваетъ холодное, разгоняетъ мракъ лукавства и злобы, искушаетъ нечистоты пороковъ и нечестія. Такъ правда возвышаетъ языкъ.

б) Пастыри духовные должны быть образцами правдивости. Священницы твои, Господи, облекутся правдою (Пс. СХХХІ, 9). Правда для насъ должна быть облаченіемъ или одеждою, которая бы облекала всѣ члены существа нашего, всѣ орудія нашего дѣйствованія, дабы ничто въ насъ не являлось въ наготѣ неправды къ соблазну народа. Если мы питаемся хлѣбомъ алтаря, а приходящихъ къ нему не питаемъ словомъ жизни, не напояемъ духомъ молитвы, если другихъ учимъ, а сами поступаемъ вопреки ученію нашему: какая здѣсь правда? И можетъ ли въ этомъ случаѣ служеніе наше быть служеніемъ мира для народа? Въ царствахъ земныхъ были уже опыты, что въ такихъ случаяхъ онъ начиналъ пренебреженіемъ служащихъ алтарю, а оканчивалъ отпаденіемъ вѣры. Должно намъ служить алтарю всѣми нашими силами и способностями, всѣмъ нашимъ временемъ, всею нашею жизнію: такова правда, которою должны быть облечены священники Господни.

в) Воинствуетъ кто? Правду сего званія Іоаннъ Креститель изображалъ въ слѣдующихъ словахъ: никого же обидите, ни оклеветавайте: и довольни будите оброки вашими (Лук. III, 14). Или иначе сказать: отъ воина обществу безопасность и охраненіе, отъ общества воину честь и довольство. Но если тотъ, который долженъ охранять мирнаго гражданина отъ обидъ внѣшнихъ враговъ во время брани, будетъ во время мира обижать его, или вынуждать изъ него для себя то, на что даются ему оброки отъ правительства; или если оружіе, ввѣренное воину на защиту отечества, содѣлается въ его рукахъ орудіемъ частнаго гнѣва и мщенія въ домашнихъ несогласіяхъ, и слѣпой мечъ, или огнестрѣльное оружіе поставится судіею и рѣшителемъ распрей: какая и здѣсь правда! Если такъ: то на что законъ и порядокъ общественный, на что царственное правосудіе? Предоставимъ все силѣ, гнѣву и мщенію каждаго; но тогда, говоритъ апостолъ, аще другъ друга угрызаете и снѣдаете, блюдитеся, да не другъ отъ друга истреблени будете (Гал. V, 15).

г) Гражданинъ ли кто, живущій торговлею или художествомъ? Правда его званія есть доставлять произведенія, или пріобрѣтенія своей дѣятельности имѣющимъ въ нихъ нужду, за справедливую цѣну; а отъ нихъ, – то, что называютъ прибылью, получать, какъ воздаяніе за свой трудъ или лучше, какъ средство своего пропитанія. Если продающій захочетъ брать столько прибыли, сколько позволитъ невѣдѣніе или невнимательность покупающаго, — если, умноживъ свою прибыль, онъ не удовольствуется пристойнымъ содержаніемъ себя и своего семейства, но захочетъ подражать вельможамъ въ великолѣпіи: какая и здѣсь правда? И могутъ ли отъ этого произойти плоды мира для общества? Торговля, допуская обманъ, сдѣлаетъ торгующаго презрительнымъ въ глазахъ другихъ членовъ общества; взаимная довѣренность оскудѣетъ; кратко сказать: неправда будетъ рождать неправду, и всѣ неправды различныхъ званій и состояній будутъ имѣть одно согласное направленіе, чтобы разрушать миръ, или благоденствіе общества.

III. Не скоро кончили бы мы, если-бы захотѣли представлять различные виды правды, какая требуется отъ каждаго изъ насъ, по его званію, состоянію и различнымъ отношеніямъ въ обществѣ. Всего удобнѣе всему научить можетъ правда евангельская, которая заповѣдуетъ любить не только любящихъ, но и враговъ; давать взаймы нуждающимся, безъ чаянія воздаянія, страдать за правду, безъ ропота, и не уклоняться отъ правды, для избѣжанія страданія, говорить всегда правду и бѣгать лжи, отецъ которой есть діаволъ. Если эта правда возсіяетъ въ сердцахъ нашихъ: то свѣтъ ея не угаснетъ, и множество мира ея не оскудѣетъ, дондеже отъимется луна. Аминь. (Сост. по проп. Филарета м. моск., т. II, изд. 1874 г., стр. 337–341).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий