Поученіе. Св. священномученикъ Поликарпъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Чѣмъ облегчались страданія св. мучениковъ за Христа?

Мучения святителя Поликарпа Смирнского

  I. Св. свящ. -мученикъ Поликарпъ, память коего совершается нынѣ, былъ ученикомъ ап. Іоанна Богослова, который и рукоположилъ его во епископа смирнскаго.

Когда открылось гоненіе на христіанъ, язычники потребовали смерти Поликарпа. Проконсулъ старался спасти жизнь Поликарпу, но толпа завопила: «сжечь Поликарпа живымъ!» Проконсулъ уступилъ. Тотчасъ же народъ сталъ собирать дрова и хворостъ по окрестнымъ банямъ и лавкамъ и въ одинъ мигъ костеръ былъ готовъ. Усерднѣе всѣхъ работали іудеи. Поликарпъ самъ снялъ съ себя верхнюю одежду. Его хотѣли приковать къ костру желѣзными цѣпями, но онъ сказалъ: «это не нужно, Тотъ, кто далъ мнѣ волю страдать за Него, дастъ и силу оставаться неподвижнымъ на кострѣ». Исполнили желаніе св. старца, и онъ самъ взошелъ на костеръ: но тутъ совершилось чудо, которое изумило всѣхъ: пламя окружило святаго старца, сходясь надъ нимъ на подобіе свода, и тѣло его оставалось невредимо. Тогда начальники велѣли пронзить его длиннымъ копьемъ, и изъ раны истекло столько крови, что костеръ погасъ. Все это возбудило удивленіе язычниковъ. Іудеи замѣтивъ, что христіане желаютъ взять тѣло Поликарпа, упросили проконсула сжечь тѣло. Согласіе проконсула было дано. Но христіане собрали кости и берегли какъ святыню, а въ день мученической смерти собирались и торжественно совершали память мученика, подавая намъ примѣръ чествовать жизнь смерть св. угодниковъ Божіихъ.

II. Читая объ изумительныхъ подвигахъ мужества и терпѣнія св. священномученика Поликарпа и др. св. мучениковъ, нельзя не задаться вопросомъ: чѣмъ облегчались страданія св. мучениковъ за Христа? Гдѣ они находили духовныя силы для совершенія столь дивныхъ подвиговъ? При свѣтѣ церковной исторіи и твореній св. Отцевъ мы можемъ указать слѣдующія духовныя средства, коими облегчались страданія св. мучениковъ.

а) Размышленіе о страданіяхъ Христа Спасителя. Ап. Павелъ, призывая вѣрующихъ на предлежащій подвигъ спасенія, говоритъ: съ терпѣніемъ будемъ проходитъ предлежащее намъ поприще, взирая на Начальника и Совершителя вѣры Іисуса, Который вмѣсто предлежащей Ему радости претерпѣлъ крестъ, пренебрегшій посрамленіе: и возсѣлъ одесную престола Божія (Евр. XII. 1—2). Этотъ-то взоръ на Пострадавшаго всегда былъ присущъ чистой душѣ св. мучениковъ, и услаждалъ горесть ихъ страданій. Если воины во время сраженія безстрашно подвергаютъ жизнь свою опасности, одушевляясь примѣромъ вождей своихъ, презирающихъ опасности, какихъ сами подвергаются: то могли ли бояться мукъ и смерти воины Христовы, имѣя предъ очами Вождя спасенія Христа Спасителя, за всѣхъ пострадавшаго, и всѣмъ оставившаго примѣръ, да послѣдуютъ стопамъ Его въ несеніи креста?

б) Надежда на будущее воздаяніе. Св. мученики взирали на свой великій подвигъ и на всѣ предлежащія страданія, какъ на что то малое и незначащее, и были увѣрены, что ихъ ожидало блаженство вѣчное,—что послѣ кратковременныхъ земныхъ страданій опи перейдутъ въ тотъ свѣтлый міръ, гдѣ уже не будутъ ни алкать, ни жаждатъ, и не будутъ палить ихъ солнце и никакой зной (Апокал. VII, 16). Если мореплаватель благодушно переноситъ всѣ трудности и опасности морского путешествія изъ-за надежды достигнуть отечества, гдѣ ожидаетъ его родное семейство и многія сокровища, то несравненно съ большимъ благодушіемъ и терпѣніемъ могли переносить всѣ страданія тѣ богоизбранные мужи и жены, для которыхъ за предѣлами здѣшняго міра уже сіялъ тотъ чудный благоукрашенный градъ, гдѣ свѣтильникъ его Агнет и гдѣ уже ночи не будетъ (Апок. XXI, 23-25).

в) Пламенная любовь ко Христу. Эта любовь, какъ высшая духовная сила, невидимо услаждала горечь страданій ихъ и мукъ. И въ явленіяхъ жизни обыкновенной мы видимъ силу любви. Вотъ нѣжная мать несетъ на рукахъ своего младенца въ сильный полуденный зной и идетъ по неровному, жесткому пути. Спросите ее: приходитъ ли ей мысль бросить свою драгоцѣнную ношу, и все это не тягостно ли ей и трудно? Съ увѣренностію можно сказать, что всего этого она какъ будто и не замѣчаетъ по любви къ своему младенцу: тяжесть ноши, сильный зной, неровный, жесткій путь—все поглощено любовію! Если такъ сильна и дѣйственна любовь естественная, то что сказать о любви божественной? Мученики, исполненные любовію ко Христу, не только не боялись страданій, но еще съ радостію желали принять ихъ. Силу этой любви такъ изображаетъ ап. Павелъ: кто отлучитъ насъ отъ любви Божіей: скорбь, или тѣснота, ила гоненіе, или голодъ, ш и нагота, или опасность, или мечъ (Рим. VIII, 35)?

г) Особенное дѣйствіе божественной благодати. Самая рѣшимость страдать за Христа была плодомъ упованія на благодатную помощь. «Надѣюся, говорила св. мученица Агаѳія, на Христа Бога моего, яко имать съ высоты смотрѣти на подвигъ мой со множествомъ св. Своихъ ангеловъ и помогати мнѣ немощнѣй будетъ» (Ч. -М. Февр. 5). Подобное чувство упованія на благодатную помощь Божію было у всѣхъ христіанскихъ мучениковъ. Они никогда съ самообольщеніемъ не опирались на свои силы и дарованія. Въ духѣ глубокаго смиренномудрія они начинали великій свой подвигъ. Каждый изъ нихъ мысленно говорилъ съ апостоломъ: всё могу въ  укрѣпляющемъ меня Іисусѣ Христѣ (Филипп. IV, 13).

Божественная благодать иногда такъ утѣшала св. мучениковъ, во время страданій, что они веселились духомъ, и веселіе сіе отражалось въ самомъ взорѣ ихъ. Такъ о св. муч. Ѳеофилѣ, бывшемъ прежде языческомъ философѣ, говорится, что «святой веселяшеся въ мукахъ, яко не слышай болѣзни и бѣ лице свѣтло» (февр. стр. 45). Очевидно, что это веселіе и эта свѣтлость лица не могли быть у мученика безъ благодати Христовой, ибо человѣку, какъ немощному, неестественно веселиться и являть свѣтлость лица во время страданій. То же засвидѣтельствовала о себѣ и св. муч. Ѳеодулія (5 фев.). Вися на кипарисѣ и опаляемая огнемъ, она сказала мучителю: „вѣждь, воевода, яко азъ не чувствую муки и тебе паче зрю мучима и побѣждаема» (стр. за 31). И сбывались такимъ образомъ слова апостола: вѣренъ Богъ, Который не попуститъ вамъ быть искушаемыми сверхъ cилъ, но при искушеніи дастъ и облегченіе такъ, чтобы мы могли перенести (1 Кор X, 13).

д) Чудесное явленіе I. Христа. Иногда Самъ Господь I. Христосъ въ видимомъ образѣ являлся страдавшимъ за вѣру въ Него и Своимъ явленіемъ утѣшалъ ихъ такъ, что они безъ малѣйшаго смущенія, съ невозмутимымъ миромъ душевнымъ, принимали казнь. Такъ въ книгѣ Дѣяній апостольскихъ о св. первомученикѣ архидіаконѣ Стефанѣ повѣствуется, что онъ въ то время, когда враги его рвались сердцемъ и скрежетали на него зубами, воззрѣвъ на небо, увидѣлъ славу Божію и Іисуса, стоящаго одесную Бога (VII. 54—55), и объятый радостію божественнаго видѣнія, онъ, побиваемый камнями, мирно перешелъ въ вѣчно-блаженный міръ, средиколѣно-преклонной молитвы(Дѣян. VII). (См. «Душеполезн. чт.» за 1873 г., ноябрь, стран. 317—321).

III. Напоминаніе о сихъ духовныхъ средствахъ, при помощи коихъ облегчались страданія св. мучениковъ за Христа, да оживитъ и насъ, малодушныхъ, надеждою, что Господь не оставитъ и насъ во время искушенія безъ Своей всесильной помощи,—что и мы можемъ черпать силу терпѣнія и мужество въ борьбѣ со зломъ изъ тѣхъ же источниковъ, изъ коихъ черпали ихъ св. мученики.( Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий