Поученіе. Св. священномученикъ Сѵмеонъ, братъ Господа по плоти

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Что значитъ вѣровать въ I. Христа?

  I. Послѣ мученической смерти Іакова, перваго епископа іерусалимскаго, вторымъ епископомъ въ Іерусалимѣ былъ избранъ Сѵмеонъ, память коего совершаютъ нынѣ. Онъ былъ сынъ Клеопы, одного изъ двухъ учениковъ, которыхъ по воскресеніи Господь встрѣтилъ идущими въ Эммаусъ; а Клеопа былъ родной братъ св. Іосифа, обручника пресвятой Богородицы, потому Сѵмеонъ и приходится какъ бы сродникомъ Спасителя.

Прежняя жизнь Сѵмеона намъ неизвѣстна. Послѣ вознесенія Спасителя, онъ былъ причисленъ къ семидесяти апостоламъ, проповѣдывалъ евангеліе въ Іудеѣ и видѣлъ смерть Іакова. Затѣмъ онъ сорокъ лѣтъ управлялъ церковію іерусалимскою. Во время разоренія Іерусалима, въ царствованіе Тита, Сѵмеонъ удалился съ другими христіанами въ городъ Пеллу, въ окрестности Іерусалима; потомъ онъ снова возвратился въ Іерусалимъ и продолжалъ управлять церковію до тѣхъ поръ, пока не начались гоненія при царѣ Траянѣ. Римляне особенно преслѣдовали Сѵмеона, какъ одного изъ потомковъ царя Давида. Они боялись, чтобъ іудеи, принадлежащіе къ царскому роду, не вздумали противиться кесарю и возстановить свое царство.

Сѵмеона взяли и привели къ царскому намѣстнику Аттику:, напрасно старались склонить его отречься отъ христіанской вѣры и употребляли для того сначала угрозы, а потомъ мученія. Сѵмеону было сто двадцать лѣтъ- , но не смотря на старость, онъ твердо переносъ страданія. Его били прутьями и жестоко терзали* но св. старецъ не переставалъ исповѣдывать имя Христово. Наконецъ онъ былъ распятъ на крестѣ, оставшись вѣренъ Господу до самой своей крестной смерти

II. Св. священномуч. Сѵмеонъ, которому было 120 лѣтъ во время его мученическаго подвига, учитъ насъ твердо вѣровать въ Господа нашего I. Христа и не измѣнять Ему до конца своей. жизни, не смотря ни на какія страданія. Что значитъ вѣровать въ I. Христа?

а) Вѣровать во I. Христа значитъ вѣровать, что I. Христосъ въ самомъ дѣлѣ есть Сынъ Бога Отца и истинный Богъ (Іоан. 3, 16),—вѣровать, что Онъ пришелъ на землю и сдѣлался человѣкомъ для того, чтобы сдѣлать насъ чадами Божіими (1 Іоан, 3 ,1 ),— вѣровать, что всякое Его слово есть слово Божіе, всѣ Его дѣла—дѣла Божій, и всѣ, сдѣланныя Имъ распоряженія для нашего спасенія, — распоряженія Божій (Іоан. 12, 49, 50),—вѣровать, что его жизнь есть примѣръ святой жизни, которому намъ должно послѣдовать (Іоан, 13,15); а Его смерть-источникъ нашего спасенія (1 ІІетр. 2, 24),—вѣровать, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ, вознесся на небеса, сѣдитъ одесную Бога, Своего Отца, и тамъ готовитъ мѣсто для насъ, Своихъ братьевъ (Римл. 8, 34. Іоан. 14, 2, 3 ),—вѣровать, что Онъ опятъ придетъ на землю воскресить всѣхъ умершихъ, будетъ всѣхъ ихъ судить, и всѣхъ истинно вѣрующихъ въ Него возьметъ въ уготованное Имъ для всѣхъ мѣсто, — въ вѣчное блаженство (Матѳ. 25, 31— 46),—вѣровать, что намъ должно любить Бога болыпе всего, а потомъ любить всѣхъ людей, какъ возлюбилъ насъ Господь (Іоан. 13, 34), доброжелатель- ствовать имъ, по возможности помогать нуждающимся изъ нихъ, молиться за нихъ, искренно прощать враговъ (Матѳ. 5, 44), повиноваться начальству (Римл. 13, 1), въ самихъ себѣ истреблять всѣ худыя расположенія (Галат. 5, 24), свое тѣло содержать въ воздержаніи и чистотѣ, а душею и сердцемъ жить на небесахъ (1 Коринѳ. 6, 15— 17),—вѣровать не только тому, чему училъ I. Христосъ Самъ, но и тому, чему учили Его св. апостолы, и чему Онъ учитъ насъ посредствомъ Своей святой церкви (Дѣян. 1, 8; ЕФес. 4, 11—14),—вѣровать во I. Христа такъ несомнѣнно, какъ бы своими глазами видимъ Его раздающимся, поучающимъ, преображающимся на Ѳаворѣ, мучимымъ въ дому Ирода и Пилата, умирающимъ на крестѣ, воскресающимъ, возносящимся на небеса и сѣдящимъ одесную Отца, — вѣровать, что Онъ, какъ обѣщалъ (Матѳ. 28, 20), пребываетъ всегда съ нами, и посему несомнѣнно полагать, что когда, напримѣръ, мы входимъ въ перковь, Онъ тамъ находится лично; когда мы молимся Ему, молимся Ему лично; когда благодаримъ. Его, благодаримъ Его лично; когда дома садимся принимать пищу, Онъ садится вмѣстѣ съ нами и преломляетъ намъ хлѣбъ; когда производимъ какую-нибудь, по нашему состоянію, работу, Онъ Самъ сидитъ съ нами и помогаетъ намъ,—вѣровать, что всякій разъ, когда мы рѣшаемся на какой-либо грѣхъ, Онъ стоитъ передъ нами и говоритъ какъ бы такъ: „Я пролилъ Свою кровь заваши души; а вы хотите столь дорого искупленную душу осквернить грѣхомъ и продать ее врагу діаволу въ адъ! Одумайтесь !“—вѣровать, что Онъ есть наша единственная опора, нашъ единственный Спаситель и въ жизни и при смерти и въ вѣчности! Такъ должно вѣровать, но вѣровать истинно,—вѣровать такъ, какъ вѣровали св апостолы, по сошествіи на нихъ Всесвятаго Духа, какъ вѣровалъ прославляемый нынѣ св. священномученикъ Сѵмеонъ, не отказавшійся отъ Христа даже въ виду крестной смерти, .на которую онъ былъ осужденъ.

б) Но вѣра въ Господа нашего 1. Христа не должна ограничиваться одними мыслями и словами: нѣтъ, она должна перейти въ дѣла и во всю жизнь христіанина. А ежели наша вѣра не оказываетъ въ насъ своей жизни, то она мертва; ибо вѣра безъ дѣлъ мертва есть, говоритъ св. апостолъ (Іак. 2, 18), и слѣдовательно, также бездѣйственна, какъ умершій человѣкъ, какъ трупъ. Умершій человѣкъ существуетъ; но онъ не видитъ, не слышитъ, не чувствуетъ, не говоритъ, не движется, ничего не дѣлаетъ и ничего не можетъ дѣлать ни для другихъ ни для себя. Кто гоговоритъ: „вѣруюа, тотъ долженъ доказывать свою вѣру дѣлами по вѣрѣ. Ты вѣру имаши, говоритъ св. апостолъ Іаковъ и продолжаетъ: покажи ми вѣру твою отъ дѣлъ твоихъ (Іак 2,18): иначе что въ твоей вѣрѣ? И бѣси вѣруютъ (Іак. 2,19)! Чѣмъ ты отъ нихъ отличаешься?

Итакъ ежели мы въ самомъ дѣлѣ вѣруемъ, то должны доказывать свою вѣру искреннимъ, постояннымъ и самымъ усерднымъ исполненіемъ всѣхъ всеобщихъ законовъ нашего Господа I. Христа,—законовъ нашего поведенія въ отношеніи къ Богу, къ самимъ себѣ и ближнимъ. (См. Слова Григорія, архіеп. казан. и свіяж. т. 1, стр. 48—55).

III. Итакъ возлюбленные о Христѣ братіе и сестры! Вѣруйте истинно! Вѣруйте вѣрою оюивою! Молитесь всѣмъ сердцемъ Начальнику вѣры I. Христу: Господи, приложи мнѣ вѣру! Братіе! помните, что безъ вѣры и при томъ живой и дѣятельной—не возможно угодити Богу и наслѣдовать животъ вѣчный. (Евр. 11, б). (Сост. Г.Д—ко по указ. источн.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий