Поученіе. Св. священномученикъ Вавила

Прот. Григорій Дьяченко

О почитаніи духовныхъ наставниковъ.

I. Св. священномученикъ Вавила, память коего совершается нынѣ, былъ епископомъ въ Антіохіи, во времена гоненія отъ Декія. Декій, устроивъ праздникъ въ честь идоловъ и принести въ жертву, бывшаго у него заложникомъ, персидскаго царевича, захотѣлъ войти въ храмъ христіанскій, чтобы оскверннить его.

Въ это время отправлялъ службу въ храмѣ св. Вавила. Онъ не пустилъ царя въ храмъ. Царь побоялся настаивать, потому что въ храмѣ было много христіанъ. На другой девь онъ приказалъ сжечь храмъ и представить къ себѣ св. Вавилу. „Знаешь ли, какое зло сдѣлалъ и какой казни заслуживаешь ты, оскорбивъ царскую личность?" сказалъ царь Вавилѣ. Вавила отвѣчалъ: „Царскую личность я не оскорблялъ, а только удержалъ того, кто хотѣлъ осквернить святыню Божію! Мнѣ Самъ Царь небесный повелѣлъ оберегать отъ волковъ данное мнѣ стадо". — „Ты получишь прощенье, если поклонишься богамъ нашимъ", продолжалъ царь. — „Я готовъ принять казнь, но отъ Бога не отступлю. Я желалъ бы и тебя внесли изъ мрака и избавить отъ геенны, которую ты самъ себѣ готовишь и къ которой призываешь другихъ". Услышавъ о взятіи на судъ Вавилы, пришли въ судилище трое братьевъ, учениковъ его: Урванъ, ІІрилидіанъ и Епполоній, отроки. „Чьи эти дѣти?" спросилъ царь. „Мои по духу", отвѣчалъ Вавила. „Есть ли у васъ мать?" спросилъ царь отроковъ. „Есть, отвѣчали они, но мы любимъ Вавилу больше матери, потому что онъ заботится о спасеніи душъ нашихъ". Отыскали матъ Христодулу. Та сказала, что отроки — ея дѣти, но она отдала ихъ Вавилѣ, чтобы онъ привелъ ихъ въ царство небесное. Царь приказалъ бить мать, дѣтей же началъ ласкать, а потомъ бить за непослушаніе, наконецъ, вмѣстѣ съ Вавилою, привязавъ къ дереву, жечь огнемъ. „Что пользы, что ты отдаешь себя и дѣтей на смерть? сказалъ царь Вавилѣ Ты позаботился бы, чтобы они не погибли въ цвѣтѣ юности". Святой мученикъ отвѣчалъ: „тебѣ, царь, слѣдовало бы заботиться о пользѣ своего государства и бороться со врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь насъ неповинныхъ ни въ чемъ". Царь разгнѣвался и приказалъ отсѣчь головы всѣмъ четверымъ мученикамъ. Это было въ 251 г. По повелѣнію Юліана отступника, мощи свв. мучениковъ были удалены изъ Дафны, гдѣ покоились. Но во время отшествія мощей молнія пала на храмъ идола Аполлона и обратила его въ пепелъ.

II. Изъ житія св. священномученика Вавилы мы видѣли, братія, высокій образецъ почитанія духовныхъ пастырей: св. братья отроки: Урванъ, Прилидіанъ и Епполоній отвѣчали, какъ вы припомните, мучителю, что они любятъ своего духовнаго наставника — св. епископа Вавилу болѣе матери, потому что онъ заботится о спасеніи ихъ душъ!

Да научитъ примѣръ этихъ св. отроковъ-мучениковъ и всѣхъ насъ почитать нашихъ духовныхъ пастырей,ибо они пекутся о спасеніи душъ нашихъ. И слово Божіе, и ученіе Отцевъ церкви, и жизнь святыхъ научаетъ насъ этой истинѣ.

а) Слово Божіе подробно опредѣляетъ, въ чемъ должно выражаться почитаніе духовныхъ наставниковъ.

Вѣрующіе должны принимать ихъ, какъ посланниковъ Божіихъ. „Каждый долженъ разумѣть насъ, какъ служителей Христовыхъ и домостроителей тайнъ Божіихъ" (ІКоринѳ. 4—1), учитъ ап. Павелъ.

Христіане должны внимать и слѣдовать ихъ наставленіямъ: „повинуйтесь наставникамъ вашимъ и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душахъ вашихъ, какъ обязанные дать отчетъ, чтобы они дѣлали это съ радостію, а не воздыхая, ибо это для васъ не полезно", учитъ тотъ же великій апостолъ (Евр. 13—17);

христіане должны слѣдовать ихъ примѣру: «умоляю васъ: подражайте мнѣ, какъ я Христу» (1 Коринѳ. 4—16), говоритъ св. ап. Павелъ;

они обязаны подражать ихъ вѣрѣ: „поминайте наставниковъ вашихъ, которые проповѣдывали вамъ слово Божіе, и взирая на кончину ихъ жизни, подражайте вѣрѣ ихъ“ (Евр. 13—7);

они должны почитать и уважать ихъ: „достойно начальствующимъ пресвитерамъ должно оказывать сугубую честь, особенно тѣмъ, которые трудятся въ словѣ и ученіи" (1 Тим. 5—17);

ихъ долгъ молиться за нихъ: „умоляю васъ, братія, Господомъ нашимъ I. Христомъ и любовію Духа, подвизаться со мною въ молитвахъ за меня къ Богу (Римл. 15 — 30). Молитесь за насъ", учитъ св. ап. Павелъ (Евр. 13—18);

истинные христіане всегда ясно и опредѣленно сознаютъ свою обязанность обезпечивать содержаніе своихъ духовныхъ пастырей: „наставляемый словомъ дѣлись всякимъ добромъ съ наставляющимъ". (Галат. 6—6).—Писаніе говоритъ: не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящійся достоинъ награды своей (1 Тим. 1 — 18). —Отправляя 12 апостоловъ на проповѣдь, I. Христосъ сказалъ имъ: „не берите съ собою ни золота, ни серебра, ни мѣди въ поясы свой, ни сумы на дорогу, ни двухъ одеждъ, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящійся достоинъ пропитаія" (Матѳ. 10—10).

б) Подобныя наставленія даютъ и св отцы церкви. Такъ св. Іоаннъ Златоустъ пишетъ: „учители должны превосходить плотскихъ Отцевъ, должны быть усерднѣе ихъ. Но и дѣти должны питать любовь къ нимъ. Повинуйтеся, говоритъ св. апостолъ Павелъ, наставникомъ вашимъ и покоряйтеся, зная, что тіи бдятъ о душахъ вашихъ, яко слово воздати хотяще (Евр. 13, 17). Скажи же мнѣ: почему, тогда какъ наставникъ твой подлежитъ такой опасной отвѣтственности, ты не хочешь даже слушать его, и притомъ — для твоей же пользы? Хотя бы все, касающееся его, было исправно, онъ безпокоится, пока все, касающееся и тебя, не будетъ исправно, и отдастъ двойной отчетъ. Представь, сколько ему надобно трудиться и заботиться о каждомъ изъ подчиненныхъ. Какую же ты можешь воздать ему честь, какую услугу, которая была бы равносильна такимъ опасностямъ? Не можешь предложить ничего равнаго; ты еще не положилъ за него души своей, а онъ полагаетъ за тебя душу свою. Если же онъ не положитъ ея здѣсь по требованію обстоятельствъ, то погубитъ ее тамъ, а ты не хочешь повиноваться ему даже въ словахъ!“

Кто почитаетъ священника, учитъ тотъ же св. отецъ церкви, тотъ постепенно будетъ почитать и Бога: а кто сталъ презирать священника, тотъ постепенно дойдетъ когда-нибудь и до оскорбленія Бога. Иже васъ пріемлетъ, сказалъ Господь, Меня пріемлетъ (Матѳ. 10, 40); священникамъ Его, сказано въ другомъ мѣстѣ, воздавай честь (Числ. 18, 8). Іудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали въ него камнями. Кто благоговѣетъ предъ священникомъ, тотъ тѣмъ болѣе будетъ благоговѣть предъ Богомъ".

„Хотя бы священникъ былъ нечестивъ, учитъ тотъ же златословесный учитель, но Богъ, видя, что ты изъ благоговѣнія къ Нему почитаешь даже недостойнаго чести, Самъ воздастъ тебѣ награду. Если пріемляй пророка во имя пророче, какъ говоритъ Господь, мзду пророку пріиметъ (Мѳ. 10, 41);, то, конечно,, получитъ награду и тотъ, кто уважаетъ священника, слушается его и повинуется ему. Если въ дѣлѣ страннопріимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь къ себѣ, ты получаешь такую награду; то тѣмъ болѣе получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелѣлъ Господь". „Развѣ ты не зна ешь, спрашиваетъ тотъ же отецъ церкви, что такое — священникъ? Онъ — ангелъ Господа. Развѣ свое говоритъ онъ? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившаго его, Бога“.

в) Весьма живой примѣръ глубокаго почтенія и признательности къ духовному наставнику представляетъ между прочимъ и св. Симеонъ столпникъ, память коего церковь праздновала два дня тому назадъ. Преп. Симеонъ былъ сынъ земледѣльца. Въ юности своей лѣтомъ онъ пасъ овецъ отца своего, а зимою помогалъ ему въ домашнемъ хозяйствѣ. При всемъ томъ онъ имѣлъ досугъ ходить къ богослуженію.

Въ одинъ изъ воскресныхъ дней юный Симеонъ пришелъ съ своими родителями къ литургіи. Съ благоговѣніемъ слушая чтеніе и пѣніе, онъ съ особеннымъ вниманіемъ остановился на словахъ евангелія, изъ которыхъ на тотъ разъ читалась нагорная проповѣдь Спасителя о девяти блаженствахъ. Но такъ какъ онъ не понималъ значенія этой проповѣди, то обратился къ стоявшему подлѣ него старцу и спросилъ: „что такое: блажени нищіи духомъ, блажени плачущіе и т. д.?“ (Матѳ. 5, 3—11). Старецъ объяснилъ ему непонятное и произвелъ такое дѣйствіе на тринадцатилѣтняго Симеона, что онъ тутъ же воспламенился желаніемъ достигнуть царства небеснаго по ученію евангельскихъ блаженствъ.

Чувствуя, сколько обязанъ старцу за вразумленіе, Симеонъ, по выходѣ изъ церкви, упалъ ему въ ноги и, принося благодарность, между прочимъ, говорилъ такъ: „ты мнѣ отецъ, ты мнѣ мать, ты учитель благочестія и вождь моего спасенія!“ Объ этомъ происшествіи въ своей юности Симеонъ всегда хранилъ пріятное воспоминаніе, и уже въ старости, разсказывая о немъ блаженному Ѳеодориту, съ благодарностью отозвался о своемъ добромъ наставникѣ.

III. Итакъ, возлюбленные мой братія, зная, какъ велико, отвѣтственно и необходимо служеніе духовныхъ пастырей нашихъ, будемъ ихъ всемѣрно почитать, т. е. любить ихъ, повиноваться имъ въ дѣлахъ духовныхъ и оказывать возможное содѣйствіе ихъ св. служенію, помня, что не почитающій пастыря духовнаго не почитаетъ Самого I. Христа. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий