Поученіе. Св. Тихонъ, амаѳунтскій чудотворецъ

Прот. Григорій Дьяченко

 Уроки изъ его жизни: а) какъ должно воспитывать дѣтей? б) должно имѣть дѣтскую простоту вѣры.

 I. Святитель Тихонъ амаѳунтскій, котораго сегодня память празднуемъ, еще въ дѣтствѣ своемъ былъ чудотворцемъ. Отецъ его торговалъ хлѣбомъ, и св. отрокъ помогалъ отцу въ торговлѣ, но вмѣсто того, чтобы продавать за деньги, онъ даромъ раздавалъ хлѣбъ нищимъ.

Когда отецъ узналъ объ этомъ, онъ очень опечалился, потому что торговля хлѣбомъ была единственнымъ средствомъ пропитанія для его семьи, и онъ сталъ гнѣваться на сына. Но св. отрокъ, хорошо знавшій св. писаніе, сказалъ отцу: „успокойся, батюшка, я не растратилъ твоего имѣнія, а отдалъ его взаймы Богу, и у меня есть вѣрная росписка во святомъ Его писаніи, въ которомъ сказано: милуяй нища взаимъ даетъ Богови ". Отрокъ въ простотѣ своей души такъ вѣрилъ словамъ св. писанія, что пригласилъ отца посмотрѣть: истощилась ли пшеница въ его житницѣ, и что же оказалось? Та часть житницы, которая передъ тѣмъ временемъ была пуста, теперь была полна самой лучшей пшеницы.

II. Можно позавидовать родителямъ, которые имѣли такое дитя, но не завистію злобною, а добрымъ желаніемъ имѣть то же, что они имѣли.

а) Какъ это они воспитали такое дитя? Сказаніе о житіи святого, какъ ни кратко, а достаточно объясняетъ намъ, плодомъ какого воспитанія явился этотъ отрокъ-чудотворецъ.

Во-первыхъ, онъ былъ сынъ благочестивыхъ родителей. Примѣръ благочестія въ семейномъ кругу, какъ и всякій другой примѣръ, и добрый и худой, съ раннихъ лѣтъ, неотразимо дѣйствуетъ на ребенка. Можно быть увѣреннымъ, что благочестіе, внѣдренное съ дѣтства частыми внушеніями и всегдашнимъ примѣромъ благочестивыхъ родителей, заляжетъ прочнымъ основаніемъ на всю жизнь, и не потеряетъ своей силы даже и тогда, когда юноша случайно подпадетъ какимъ-либо дурнымъ вліяніямъ.

Во вторыхъ, въ воспитаніи св. отрока, кромѣ примѣра благочестія самихъ родителей, большую силу оказало чтеніе божественнаго писанія: съ дѣтства онъ былъ пріученъ читать божественныя книги и съ дѣтства полюбилъ онъ это чтеніе. Оттуда онъ научился помогать бѣднымъ, оттуда онъ научился и вѣровать безъ малѣйшаго сомнѣнія, а вѣра сдѣлала его и чудотворцемъ. Пріучайте и вы своихъ дѣтей читать свящ. писаніе, начавши съ евангелія, которое въ переводѣ на русскій языкъ совершенно понятно и малымъ дѣтямъ, и ваши дѣти тоже полюбятъ это чтеніе и, можетъ быть, такъ же удивятъ васъ дѣтскою простотою своей вѣры, какъ св. Тихонъ удивилъ своихъ родителей.

б) Слушая о чудѣ святого Тихона, вы, конечно, слушатели, замѣтили ту достойную нашего подражанія дѣтскую простоту, съ какою онъ вѣрилъ словамъ священнаго писанія, и ту дѣтскую смѣлость, съ какою онъ всего ожидалъ отъ Бога. Замѣтьте же и еще, и всѣ святые мужи, особенно чудотворцы, всегда бываютъ таковы, всѣ они точно дѣти. Дѣти, ни мало не размышляя, вѣрятъ всему, что имъ скажутъ старшіе: и святые, ни мало не сомнѣваясь, вѣрятъ всему, что говоритъ слово Божіе. Дѣти всего смѣло ожидаютъ отъ родителей: и святые всего смѣло ожидаютъ отъ Бога.

Не думайте, впрочемъ, что эта простота вѣры не далеко видитъ. Нѣтъ, она далеко видитъ: она просто на все смотритъ, оттого просто, какъ что есть, видитъ: она потому и не усиливается знать, потому и не размышляетъ, что все съ перваго разу видитъ. Умствованіе нужно для слабаго только ума, это лѣствица, безъ которой онъ не могъ бы дойти до истины; а и о великихъ умахъ говорятъ, что они умствуютъ просто, имъ истина всегда представляется прямо, они ея не ищутъ, а видятъ съ перваго взгляда. Равно и дѣтская смѣлость святыхъ не есть какая-нибудь самонадѣянность, въ ней и тѣни нѣтъ надѣяніяна себя; она вся, такъ сказать, повергается въ Бога, какъ дитя въ объятія матери. Эта-то дѣтская смѣлость была при всѣхъ чудесахъ, которыя совершали святые; она вся покоряется Богу, и за то ей покорно все. Можетъ быть, потому нынѣ такъ и мало чудесъ, что у нынѣшнихъ христіанъ надежда на Бога слишкомъ осторожна.

III. Подражайте же и вы, слушатели, дѣтской простотѣ и дѣтской смѣлости святыхъ; старайтесь просто вѣровать и смѣло надѣяться. Господи! взываетъ Давидъ, не надмевается сердце мое, и не возносятся очи мои, я не вхожу въ великое, и въ то, что выше меня. Я смиренъ и кротокъ душею моею, какъ дитя подлѣ матери: какъ дитя, душа моя во мнѣ (Псал. 130, 1).

Такую душу и вы, слушатели, старайтесь въ себѣ образовать. Аминъ. (Сост. по поученіямъ прот. Р. Путятина и А. Иванова).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий