Поученіе. Св. великомученица Ирина

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Уроки изъ ея жизни: а) родители должны избирать для дѣтей благочестиваго наставника; б) должно вѣровать въ промыслъ Божій и в) участвовать въ распространеніи христ. вѣры.

  I. Св. Ирина, въ язычествѣ Пенелопа, нынѣ воспоминаемая въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ, была крещена въ ранней молодости ученикомъ св. апостола Павла—апостоломъ Тимоѳеемъ (+ 93 г.).

Объ обстоятельствахъ ея обращенія въ вѣру Христову, изъ повѣствованія объ ея жизни св. Димитрія ростовскаго, извѣстно слѣдующее. Воспитанная въ загородномъ дворцѣ, вдали отъ развлеченій городской жизни, подъ руководствомъ почтенной наставницы и старца Апеліана, о которомъ отецъ Ирины, язычникъ, не зналъ, что онъ исповѣдуетъ христіанскую вѣру, Пенелопа возросла во всѣхъ добродѣтеляхъ, свойственныхъ истиннымъ христіанамъ, такимъ образомъ почва души ея была совершенно подготовлена для воспринятія „сѣмени благаго" Пришла пора,и свѣтъ Христовъ просіялъ въ душѣ, воспитавшейся подъ вліяніемъ христіанскимъ. Внѣшнимъ поводомъ къ тому послужило такое знаменательное, случившееся по устроенію Божію, событіе: однажды, въ ту комнату, гдѣ находилась Пенелопа съ своею наставницею, влетѣлъ голубь и опустилъ на столъ масличную вѣтку... Вслѣдъ за этимъ влетѣлъ орелъ, изъ клюва котораго упалъ передъ Пенелопою вѣнокъ изъ цвѣтовъ; наконецъ въ другое окно влетѣлъ воронъ и выпустилъ изъ клюва своего небольшую змѣю. Удивлялись такому необычайному явленію Пенелопа и ея наставница, и когда пришелъ къ нимъ Апеліанъ, то они разсказали ему о случившемся. Старецъ, по нѣкоторомъ размышленіи, сказалъ, обращаясь къ Пенелопѣ: „голубь означаетъ кротость твою и чистоту: масляничный сучокъ выражаетъ благодать Божію, которая сообщится тебѣ святымъ крещеніемъ... Царственная птица — орелъ знаменуетъ, что ты будешь царствовать надъ страстями своими и возвысишься надъ всѣмъ земнымъ стремленіемъ твоимъ къ Богу; вѣнецъ изъ цвѣтовъ означаетъ воздаяніе, которымъ увѣнчаетъ Господь твой подвиги... Воронъ же со змѣею изображаетъ злую силу, врага, который будетъ стараться отвратить тебя отъ добра, уязвляя и искушая скорбями и гоненіями... Но ты мужайся! Знай, что Господь подкрѣпитъ тебя и ты устоишь непоколебимо въ скорбяхъ за Христа, Царя небеснаго...".

— Кто же этотъ Христосъ, Царь небесный? — стала съ любопытствомъ разспрашивать старца родившаяся въ язычествѣ; и по мѣрѣ того, какъ Апеліанъ разсказывалъ ей впервые о Христѣ, сердце Ирины воспламенялось любовію къ Спасителю рода человѣческаго, и она ненасытимо желала узнавать о Немъ все болѣе и болѣе...

Въ это время проповѣдывалъ св. евангеліе въ той мѣстности, родинѣ св. Ирины—Иллирикѣ, апостолъ Тимоѳей, ученикъ св. апостола Павла. Онъ преподалъ крещеніе и чудно познавшей Христа Пенелопѣ, далъ ей имя Ирины, что значитъ миръ, наставилъ ее въ ученіи христіанскомъ, предрекъ ей страданія за имя Христово и воодушевилъ ее твердо стоять на спасительномъ пути, на которомъ постановилъ ее Господъ. И такимъ образомъ, принявшая святую истину изъ устъ апостола, Ирина сдѣлалась вѣрною послѣдовательницею божественнаго ученія и насадила его въ Сербіи и другихъ мѣстахъ, обративъ ко Христу своихъ родителей и многія тысячи языческаго народа—то страданіями, которымъ ее неоднократно подвергали гонители вѣры Христовой, — страданіями, сопровождавшимися безчисленными знаменіями и чудесами; то проповѣдью, когда она обходила многіе города ѳракійскіе, поучая жителей истинамъ евангелія и силою Божіею творя многія чудеса.

Почувствовавъ приближеніе смерти (когда она находилась въ г. Ефесѣ), св. Ирина встрѣтила здѣсь Апеліана; взявъ съ собою его и еще нѣсколькихъ благочестивыхъ мужей, ушла съ ними за городъ, тамъ, войдя въ одну пещеру, она попросила своихъ спутниковъ заградить послѣ своей кончины входъ въ пещеру камнемъ и предала свою душу Богу. Это было въ царствованіе Домиціана или Траяна (81—117).

П. Жизнь св. великомученицы Ирины предлагаетъ намъ слѣдующіе уроки для нашего духовно-нравственнаго назиданія.

а) Во-первыхъ, она учитъ, что христіанскіе родители должны избирать благочестиваго наставника для дѣтей. Только благодаря благочестивому наставнику—старцу Апеліану—почва души Ирины была совершенно приготовлена для воспріятія сѣмени благаго, т.е. принятія вѣры Христовой. Между тѣмъ, какъ мало заботятся иные родители о томъ, чтобы найти для своихъ дѣтей истинно благочестивыхъ наставниковъ! Большинство родителей очень мало помышляютъ о томъ, кому они ввѣряютъ своихъ дѣтей. Они вполнѣ заслуживаютъ выслушать тѣ укоры, которыми нѣкогда упрекалъ своихъ современниковъ св. Іоаннъ Златоустъ. „Нынѣ, говоритъ, онъ, болыпе пекутся о коняхъ, нежели о дѣтяхъ, ибо, избирая возницу, рачительно смотрятъ: не глупъ ли онъ, не пьяница ли, не воръ ли? А когда нуженъ руководитель ихъ дѣтямъ,—принимаютъ, кто встрѣтится, и отнюдь не примѣчаютъ: нѣтъ ли въ немъ безбожнаго головокруженія, не заразитъ ли онъ юную душу духовнымъ пьянствомъ, не украдетъ ли у дѣтей обѣты, данные Богу при святомъ крещеніи и право на вѣчное блаженство? " (Бес. LX на Іоанна). Такъ сколько бы родители сами ни были благочестивы, и сколько бы ни старались освятить сердца дѣтей своихъ въ ихъ младенчествѣ, но если потомъ предоставятъ ихъ руководству нечестиваго учителя,—соблазнъ, и погибель неминуемы. Юліанъ отъ родителей получилъ хорошее воспитаніе; но привязавшись потомъ къ языческимъ учителямъ, до того былъ ими развращенъ, что не только сдѣлался идолопоклонникомъ, но и опаснѣйшимъ врагомъ христіанства. (Созом. кн.  3, Ѳеодорит. кн. 3 гл. 2).

б) Второй урокъ, который мы извлекаемъ изъ жизни св. великомученицы Ирины, состоитъ въ томъ, что мы должны вѣровать въ постоянное попеченіе о насъ премудраго и всеблагаго промысла Божія.  Не случайно, но по распоряженію промысла Божія влетѣли въ горницу Ирины голубь, орелъ и воронъ и опустили на столъ маслячную вѣтку, вѣнокъ изъ цвѣтовъ и змѣю. Все это должно было убѣдить Ирину принять христіанство и жить согласно правиламъ св. вѣры.

в) Наконецъ, жизнь св. великомученицы Ирины, посвященная на распространеніе христіанской вѣры между язычниками, учитъ и насъ, по мѣрѣ нашихъ силъ, содѣйствовать проповѣдникамъ истиннаго христіанскаго ученія молитвою за нихъ, любовію къ нимъ и пожертвованіями на дѣла благовѣствованія,—кромѣ того помогать людямъ возставать отъ своихъ нравственныхъ паденій пробужденіемъ у нихъ чувства сознанія своего опаснаго нравственнаго состоянія. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий