Поученіе. Св. великомученикъ Іоаннъ новый

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Природа и жизнь человѣческая научаютъ благодарности къ Богу.

I. Св. великомуч. Іоаннъ новый, память коего совершается нынѣ, называется сочавскимъ, потому что мощи его находятся въ г. Сочавѣ, Молдовлахійской столицѣ, въ Австріи. Св. Іоаннъ жилъ въ Трапезундѣ и занимался торговлею.

Торговыя дѣла не мѣшали ему быть хорошимъ христіаниномъ. Онъ любилъ изучать слово Божіе, и это направляло его жизнь и дѣятельность ко всему святому и богоугодному. Однажды, когда онъ ѣхалъ на кораблѣ съ товарами, то начальникъ корабля, который былъ, по всей вѣроятности, католической вѣры, вступая съ нимъ въ споры о вѣрѣ, не могъ оспорить и рѣшился изъ ненависти погубить его. Приставъ съ кораблемъ къ г. Аккерману, онъ явился къ начальнику города — магометанину и сказалъ объ Іоаннѣ, что онъ хочетъ оставить христіанство и принять магометнскую вѣру. Градоначальникъ призвалъ Іоанна и предложилъ ему принять магометанство; но Іоаннъ сказалъ: «избави меня Богъ, чтобы когда-либо я отрекся отъ Христа!» Градоначальникъ началъ грозить ему казнями; но Iоаннъ отвѣчалъ: «руби, жги, вѣшай, бей, мучь меня, какъ только можешь; я готовъ все перенести по любви къ Христу моему». Тогда палачи начали бить его палками изъ шиповника, такъ что тѣло кусками разлеталось по воздуху, и кровь лилась ручьями, но Іоаннъ благодарилъ Бога за то, что Онь сподобилъ его омыть грѣхи своею собственною кровію. Наконецъ, привязали его за ноги къ хвосту коня и влачили по улицамъ города. Тутъ смѣялись надъ нимъ и отсѣкли голову. Св. мученикъ скончался 1492 года 2 іюня. Ночью надъ тѣломъ Іоанна видѣли возженныя лампады и трехъ ангеловъ, которые пѣли и кадили, и оно было похоронено. Чрезъ 70 лѣтъ св. мощи великомученика Іоанна перенесены были въ Сочаву, въ Молдавовалахскій городъ.

II. Хотя весьма много поучительныхъ уроковъ представляетъ намъ св. великомученикъ Іоаннъ, но только на одномъ самомъ важнѣйшемъ изъ нихъ мы остановимъ ваше вниманіе, благочестивые слушатели, именно на его благодареніи Бога за то, что Онъ сподобилъ его пострадать за І. Христа и омыть грѣхи въ собственной крови. Какой поучительный урокъ для всѣхъ христіанъ благодарить Господа въ скорби, и въ радости, и во время благоденствія, и въ часы страданій, вообще благодарить Господа за все!

«Куда ни посмотримъ, поучаетъ святитель Тихонъ задонскій, куда ни обратимъ очи и умъ нашъ, вездѣ имѣемъ довольные случаи благость Божію прославлять.

Въ нощи смотришь на небо чистое, звѣздами какъ бисеромъ украшенное, и между звѣздъ луну сіяющую, — тебѣ сія служатъ: благодари Сотворшему луну и звѣзды во область нощи (Псал. 135, 9).

Возсіялъ день; солнце лучи свои по всей вселенной распустило, — тебѣ свѣтъ его сіяетъ: благодари Сотворшему солнце во область дне (ст. 8).

Облака дождь кропятъ, — тебѣ кропятъ: благодари Одѣвающему небо облаки, и уготовляющему земли дождь (Псал. 146, 8).

Возсталъ вѣтръ и началъ облака прогонять и очищать небо, — тебѣ онъ служитъ: благодари Изводящему вѣтры отъ сокровищъ Своихъ (Пс. 134, 7).

Видишь поля, различными плодами исполненныя; луга и лѣса зеленѣющіеся, садовная древесна изобилующая плодами, — то благости Божіей дѣло; тебѣ то отъ Бога посылается: благодари Даровавшему, глаголя: благослови душе моя Господа (Псал. 102, 1). Пришла зима, одѣлась земля снѣгомъ, мразъ связалъ озера, рѣки и болота, и такъ вездѣ свободный устроился путь, нѣтъ нужды въ мостахъ и прочихъ къ переправамъ надобностяхъ, — Божіе то благодѣяніе есть; твоей потребѣ служитъ сіе: благослови Дающаго снѣгъ свой яко волну (Пс. 147, 5).

Проходитъ зима, и весна наступаетъ, — тѣмъ тебѣ возвѣщается приближающееся какъ бы нѣкое воскресеніе всея твари, мразомъ умершія: благослови Благоволившаго тако. Наступила весна; тутъ новое открывается Божіихъ дарованій сокровище; солнце благопріятно сіяетъ и грѣетъ, чувствуется благорастворенный воздухъ, земля изъ нѣдръ своихъ издаетъ сокровища своя, сѣмянъ и корней плоды являются и всѣмъ себя подаютъ въ употребленіе; луга, нивы, поля, лѣса одѣваются и зеленѣютъ, украшаются цвѣтами и издаютъ всякое благоуханіе; протекаютъ источники и рѣки и не только зрѣніе, но и слухъ веселятъ; всюду слышится различный птицъ гласъ, какъ сладкая нѣкая музыка; расходятся по полямъ и степямъ скоты, не требуютъ отъ насъ корма, питаются и насыщаются съ довольствіемъ, что рука Божія отверзла имъ, довольствуются, ѣдятъ и играютъ, и тако какъ бы благости Божіей благодарятъ; вся поднебесная въ новый прекрасный и веселый премѣняется видъ; безчувственная и чувствомъ одаренная тварь какъ бы вновь рождается. Тебѣ, разумной твари, сіе все богатство благости Божіей открылося, глаголи благодарно: благослови душе моя Господа! (Пс. 102, 1). Принесла земля различные плоды къ насыщенію и утѣшенію твоему: благослови Устроившему тако, глаголя радостнымъ духомъ со пророкомъ: возвеселилъ мя еси, Господи, въ твореніи Твоемъ! (Пс. 91, 5).

Вкушаешь пищу: благодари Благодѣтелю. Грѣется покой твой, или варится пища огнемъ, — Божій даръ есть огнь, который тебѣ работаетъ и служитъ: благослови Сотворившаго его.

День прешедъ, пой благодарно, ибо сподобилъ тебя Господь безъ вреда и погибели проводити его; пой сердцемъ и устами: пѣснословлю Тя, Господи! Уснулъ въ нощи, и спавъ возсталъ, глаголи: благословлю Тя, Господи! глаголи со пророкомъ: азъ уснухъ и спахъ, возстахъ, яко Господь заступитъ мя (Пс. 3, 6).

Чувствуешь угрызеніе совѣсти за грѣхи: благодареніе Богу приноси, потерпѣвшему согрѣшенія твоя и не предавшему тебя въ руки врага твоего: исповѣдайся благодарно со пророкомъ: исповѣмся Тебѣ, Господи, всѣмъ сердцемъ моимъ, и прославлю имя Твое во вѣкъ: яко милость Твоя велія на мнѣ, и избавилъ еси душу мою отъ ада преисподнѣйшаго (Пс. 35, 12, 13).

Ощущаешь страхъ суда Божія или желаніе вѣчнаго живота Божія, — то благодать зоветъ тебя на покаяніе, глаголи: благословенъ Господь, Иже хощетъ всѣмъ спастися и въ разумъ истины пріити! (1 Тим. 2, 4); спѣши на зовъ Божіей благодати, пока время благопріятно и день спасенія, пока слушаетъ и помогаетъ Господь. Глаголетъ бо: во время благопріятно послушахъ тебѣ, и въ день спасенія помогохъ тебѣ. Се нынѣ время благопріятно ! Се нынѣ день спасенія! (2 Кор. 6, 2).

Пришла скорбь, печаль, болѣзнь или иная какая непріятность, — спасенія твоего тако ищетъ Господь твой: благодари Хотящему и Ищущему спасенія твоего: говори съ царемъ и пророкомъ Давидомъ: благо мнѣ, яко смирилъ мя еси, яко да научуся оправданіемъ Твоимъ! (Псал. 118, 71).

Помышляешь о спасительномъ Сына Божія къ роду человѣческому смотрѣніи (всегда же долженъ помышлять о такъ великомъ и важномъ дѣлѣ): съ радостію и глубокимъ смиреніемъ воспой: благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! благослови душе моя, Господа, и не забывай всѣхъ воздаяній Его! (Пс. 102, 1, 2).

Слышишь гласы пророческіе и апостольскіе, слышишь проповѣдающихъ Божіе слово, — разумѣй, что тебѣ сіи посланники Божіи служатъ, иже благовѣствуютъ миръ, благовѣствуютъ благая (Рим. 10, 15), проповѣдуютъ отпущеніе грѣховъ, приближающееся царствіе небесное, научаютъ правдѣ, наставляютъ на путь правый, ведутъ къ вѣчному блаженству: говори благодарнымъ духомъ: слава Богу, Благодѣтелю нашему во вѣки!

III. Такимъ образомъ, какъ въ благоденствіи, такъ и въ бѣдствіяхъ должны мы Бога благодарить. Въ благоденствіи: потому что благодѣянія Его мы, недостойные, даромъ получаемъ отъ Него, и тѣми утѣшаемся. Въ злоденствіи: потому что исправляемся отъ Него, въ чувство приходимъ, познаемъ себя, свое недостоинство и окаянство, научаемся благая Божія за велико имѣть и благихъ Дателя почитать. Слава Богу, Благодѣтелю нашему, во вѣки, аминь. (Сост. по Ч. -М. и твор. св. Тихона задонскаго, т. II, стр. 285).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий