Поученіе. Св. великомученикъ Пантелеимонъ

Прот. Григорій Дьяченко

Знаемъ ли мы, въ чемъ состоитъ сущность нашей вѣры, и живемъ ли мы по вѣрѣ?

I. Св. нынѣ прославляемый великомученикъ Пантелеимонъ родился въ городѣ Никомидіи, въ третьемъ вѣкѣ; при рожденіи онъ былъ названъ Пантолеономъ, что значитъ: левъ во всемъ. Впослѣдствіи первое названіе было замѣнено другимъ, Пантелеимономъ, что значитъ: всемилостивый.

Мы станемъ называть его этимъ послѣднимъ именемъ, объясняющимъ, какими добродѣтелями прославился въ особенности святый мученикъ. Дѣйствительно, церковь ублажаетъ св. Пантелеимона какъ безвозмезднаго врача, милосердаго цѣлителя недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ.

Пантелеимонъ былъ съ дѣтства воспитанъ въ христіанской вѣрѣ, ибо мать его была христіанка; она объясняла ребенку заповѣди Господни и старалась внушить ему отвращеніе отъ язычества. Но, къ сожалѣнію, благочестивая мать умерла, когда Пантелеимонъ былъ еще ребенкомъ, а отецъ его былъ усердный язычникъ. Онъ сталъ заниматься сыномъ, водилъ его въ идольскій храмъ и уроки доброй матери по-видимому изгладились изъ памяти дитяти.

Отецъ Пантелеимона, Евсторгій, отдалъ сына въ школу, а потомъ поручилъ его знаменитому врачу Евфросину, чтобы онъ отъ него научился врачебному искусству. Юноша былъ очень уменъ и понятливъ и учитель вскорѣ такъ полюбилъ его, что бралъ всюду съ собою. Онъ съ нимъ посѣщалъ и дворецъ, ибо Евфросинъ былъ царскимть врачемъ. Императору Максиміану понравился красивый и умный юноша и онъ повелѣлъ Евфросину заняться имъ со всевозможнымъ стараніемъ, потому что онъ желалъ имѣть впослѣдствіи Пантелеимона при себѣ. Подъ руководствомъ славнаго учителя, юноша оказывалъ быстрые успѣхи въ наукѣ и въ скоромъ времени превзошелъ всѣхъ товарищей своихъ. Пантелеимонъ ходилъ каждый день къ учителю своему; дорога его шла мимо бѣднаго домика, въ которомъ жилъ престарѣлый христіанскій священникъ, по имени Ермолай. Съ нимъ жили и нѣкоторые другіе христіане, скрываясь отъ язычниковъ, потому что въ это время христіанъ преслѣдовали. Святому старцу полюбился Пантелеимонъ и Господь вложилъ ему въ сердце благое желаніе просвѣтить юношу свѣтомъ истинной вѣры. Онъ однажды пригласилъ его войти къ себѣ въ домъ и тутъ вступилъ съ нимъ въ разговоръ.

Въ первой бесѣдѣ съ Пантелеимономъ св. Ермолай передалъ ему кратко ученіе христіанское, возбудивъ въ немъ въ то же время воспоминаніе дѣтства, какъ то же самое нѣкогда говорила ему умершая мать его, бывшая христіанка, и какъ она часто молилась и призывала Христа. Пантелеимонъ съ этого дня каждодневно заходилъ къ Ермолаю наслаждаться его богодухновенными бесѣдами. Идя однажды отъ своего духовнаго учителя, Пантелеимонъ увидѣлъ на пути лежащее дитя, отъ укушенія ехидною умершее, и самую ехидну близъ лежащую. Пантелеимонъ воззвалъ къ І. Христу съ молитвою, да явитъ Онъ силу Свою — и дитя тотчасъ ожило, а ехидна сдѣлалась мертвою. Этимъ явленіемъ силы Божіей Пантелеимонъ окончательно утвердился въ вѣрѣ христіанской и тотчасъ же св. Ермолаемъ былъ крещенъ и пріобщенъ св. Таинъ. По принятіи св. крещенія Пантелеимонъ пробылъ у Ермолая семь дней. Когда онъ пришелъ домой и родитель спрашивалъ его, гдѣ онъ столько времени находился, Пантелеимонъ сказалъ ему, что онъ былъ въ царской палатѣ и тамъ вмѣстѣ съ учителемъ они врачевалъ одного больного, любимаго царемъ, и не хотѣли оставить его, пока онъ не выздоровѣлъ. Это св. Пантелеимонъ говорилъ иносказательно, разумѣя свое пребываніе въ домѣ св. Ермолая для уврачеванія души своей, которая многоцѣнна предъ Богомъ, небеснымъ Царемъ. Подобнымъ же образомъ объяснилъ онъ свое отсутствіе и учителю своему.

Сдѣлавшись христіаниномъ св. Пантелеимонъ убѣдилъ и отца своего, язычника, принять христіанство и сокрушить идоловъ въ домѣ своемъ. Когда же отецъ скончался и Пантелеимонъ сдѣлался наслѣдникомъ богатаго имѣнія, то онъ тотчасъ отпустилъ всѣхъ рабовъ своихъ на свободу и свое наслѣдственное достояніе употребилъ на дѣла благотворенія. Особенно онъ старался оказать помощь страждущимъ христіанамъ, посѣщалъ ихъ въ темницахъ и всѣмъ вообще оказывалъ врачебную помощь безмездно и исцѣлялъ не столько лѣкарствами, сколько призываніемъ имени І. Христа. Весь городъ обратился къ нему и всѣ прославляли всемилостиваго и безмезднаго врача, особенно послѣ того, какъ онъ именемъ І. Христа исцѣлилъ слѣпого. Это возбудило зависть между врачами. Завистники донесли царю о принятіи христіанства Пантелеимономъ и о разглашеніи имъ въ народѣ имени Христа Спасителя. Царь велѣлъ призвать Пантелеимона и дѣйствительно услышалъ отъ него дерзновенный отвѣтъ, что онъ вѣруетъ во Христа и отвергаетъ бездушныхъ истукановъ. Пантелеимона подвергли жесточайшимъ пыткамъ: строгали тѣло его желѣзными гвоздями, сажали въ котелъ растопленнаго олова, бросали въ воду съ камнемъ на шеѣ, отдавали на съѣденіе звѣрямъ. Но каждый разъ ему являлся Господь въ образѣ св. Ермолая и подавалъ ему такую чудодѣйственную помощь, что ни огнь, ни варъ, ни потопленіе, ни звѣри не могли лишить жизни св. страстотерпца. Царь все это приписывалъ волшебству и, узнавъ, что учителемъ Пантелеимона былъ Ермолай, пресвитеръ, велѣлъ его привести къ себѣ. Св. Ермолаю уже было откровеніе отъ Бога, что ему надлежитъ пострадать за вѣру. Онъ явился къ царю вмѣстѣ съ своими сослужителями Ермиппомъ и Ермократомъ. Царь обѣщалъ Ермолаю большія милости, если онъ убѣдитъ Пантелеимона обратиться къ прежней вѣрѣ, но Ермолай отвергъ всѣ царскія обѣщанія и посрамилъ бездушныхъ истукановъ. Во время этого допроса свв. исповѣдникамъ явился Самъ Спаситель и сдѣлалось землетрясеніе. Царь, чтобы подѣйствовать на нихъ, сказалъ, что вотъ и боги прогнѣвались на васъ и трясутъ землю. Св. Ермолай отвѣчалъ царю, что землетрясеніе это имѣетъ сокрушить боговъ вашихъ. И дѣйствительно тотчасъ пришедшій вѣстникъ объявилъ, что въ капищѣ всѣ идолы упали и сокрушились въ прахъ. Это приписали волхвованію Ермолая и его съ Ермиппомъ и Ермократомъ убили мечемъ. Вскорѣ послѣ сего усѣченъ былъ мечемъ и св. Пантелеимонъ, котораго нечестивый царь тщетно старался отвратить отъ Христа.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий