Поученіе. Свв. девять мучениковъ кизическихъ

Девять мучеников Кизических

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О пользѣ обращаться въ болѣзняхъ съ молитвою къ св. мученикамъ

I. 29 апрѣля святая Церковь празднуетъ память св. девяти мучениковъ, пострадавшихъ въ Кизикѣ. Городъ Кизикъ стоялъ на морскомъ берегу. По случаю гоненій въ немъ было немного христіанъ.

Многіе изъ нихъ бѣжали въ горы и пустыни, а другіе, живя между язычниками, скрывали свое благочестіе и вѣру въ Господа. Но нѣкоторые, сильно любя Христа Бога своего, сами предавали себя въ руки мучителей и полагали жизнь свою за Христа. Таковы были и девять мучениковъ: Ѳеодосій, Руфъ, Антипатръ, Ѳеостихъ, Артема, Магнъ, Ѳеодотъ, Ѳавмасій и Филимонъ. Они не боясь грозныхъ царскихъ повелѣній и страха мученій, славили Христа, смѣло исповѣдывали Его Богомъ и Вседержителемъ, укоряли идольское безбожіе, и увѣщавали невѣрующихъ вѣровать въ истиннаго Бога. Язычники связали ихъ, какъ злодѣевъ, и представили къ князю, управлявшему городомъ. Святые мученики терпѣли различныя муки и казни, были брошены въ темницу, выведены опять и опять мучимы. Но они твердо исповѣдали Господа, обличили язычниковъ и посрамили князя. Послѣ различныхъ мукъ имъ отсѣкли головы. Прошло нѣсколько лѣтъ, воцарился Константинъ Великій; гоненія кончились и свѣтъ христіанской вѣры безпрепятственно сталъ распространятьея повсюду. Благочестивые христіане города Кизика вырыли изъ земли св. тѣла девяти мучениковъ, нашли ихъ нетлѣнными, положили въ ковчегъ, создали во имя ихъ церковь и внесли въ нее св. мощи. Отъ сихъ мощей совершались многія чудеса и исцѣленія; особенно много исцѣлялось страждущихъ трясавичными болѣзнями — лихорадками. Видя чудеса и исцѣленія, множество язычниковъ обратилось ко Христу и чрезъ нѣсколько времени почти весь городъ обратился къ истинной вѣрѣ, идольскіе храмы были уничтожены, а вмѣсто нихъ создались церкви Божіи.

II. Итакъ святые девять мучениковъ помогаютъ преимущественно страждущимъ отъ лихорадки. Хорошо, значитъ, дѣлаютъ тѣ, которые въ этой болѣзни обращаются за помощію къ девяти мученикамъ. Хорошо и во всѣхъ болѣзняхъ обращаться съ молитвой преимущественно къ мученикамъ, кто бы они ни были.

а) Болѣзнь мы ощущаемъ или во всемъ тѣлѣ, или въ нѣкоторыхъ членахъ его. А св. мученики потому и мучениками называются, что они въ тѣлѣ терпѣли мученія за Христа. Они испытали эти страданія такъ, какъ никто другой, — значитъ кто, какъ не они, больше могутъ сочувствовать и намъ въ нашихъ страданіяхъ тѣлесныхъ? Человѣкъ, жившій нѣкогда въ нуждѣ и бѣдности, лучше понимаетъ, что такое нужда и бѣдность, чѣмъ тотъ, который никогда не испытывалъ ея. Человѣкъ, перенесшій много клеветы, напраслины, лучше и больше можетъ сочувствовать человѣку напрасно гонимому, чѣмъ тотъ, который никогда не испытывалъ этого. Такъ и св. мученики, перенесшіе разные роды тѣлесныхъ страданій, горячо сочувствуютъ всякому тѣлесно страждущему. Будемъ же обращаться въ болѣзняхъ тѣлесныхъ преимущественно къ св. мученикамъ, и это будетъ очень благодѣтельно для насъ. Вотъ ты видишь, — врачъ тебѣ не помогаетъ, лѣкарство, имъ указанное, не дѣйствуетъ, а иногда и сами врачи не могутъ изобрѣсти средства противъ той или другой болѣзни, иногда и врача-то взять негдѣ и не на что пригласить его. О, страдая тогда на ложѣ своемъ, обратитесь мысленно душею и сердцемъ къ тому или другому страдальцу за Христа — св. мученику. Молитесь такимъ образомъ: «Мученики Христовы! Вы терпѣли терзаніе желѣзными когтями, жженіе на раскаленномъ желѣзѣ, избоденіе очей, отъятіе языка, рукъ и ногъ, наконецъ и головы своей; нѣтъ такой болѣзни, которой бы вы не испытали въ тѣлѣ своемъ за Христа; вы знаете очень хорошо, что такое болѣзнь тѣлесная, какъ подчасъ трудно ее переносить, — сжальтесь же надо мной, испросите мнѣ у Господа уврачеваніе, прекращеніе страданій моихъ». Бываютъ болѣзни неизлѣчимыя; но какъ часто болѣзнь, исходомъ которой признана несомнѣнная смерть, какъ часто такая болѣзнь проходитъ скоро, легко по вѣрѣ болящаго и по молитвѣ того или другого угодника Божія! Не прекращается болѣзнь? Стало-быть нѣтъ на то воли Божіей, стало-быть для васъ спасительнѣе болѣть. Покоритесь святой волѣ Божіей, но продолжайте молиться; св. мученики придутъ на помощь къ вамъ, — не подадутъ исцѣленія, пошлютъ облегченіе, принесутъ другое — болѣе важное, принесутъ вамъ бодрость духа, мужество, терпѣніе, преданность волѣ Божіей, помогутъ вамъ избѣжать ропота, вы будете постепенно примиряться съ своимъ положеніемъ, сродняться съ своею болѣзнію, привыкать къ ней, будете смотрѣть на нее по-христіански, какъ на крестъ, посланный отъ Бога, крестъ хотя тяжелый, но спасительный, — и вамъ будетъ легко, вы почувствуете, что вы страдаете не одни, но со Христомъ и для Христа, и съ любовію къ Нему понесете свой крестъ. Вотъ что могутъ сдѣлать св. мученики, если во время болѣзни мы будемъ неотступно молить ихъ. Но и этого мало: они могутъ даже радость въ сердце ваше пролить. Какъ сами они хвалили и благодарили Бога среди страданій, пѣли псалмы хвалебные, идя на смерть, такъ и вамъ подадутъ тоже. «Буди имя Господне благословенно отнынѣ и до вѣка», — эти слова страдальца Іова будете повторять и вы.

б) Гораздо страшнѣе болѣзни душевныя, — это грѣхъ живущій и управляющій нами, это страсти обдержащія насъ, каковы: самолюбіе, праздность, невоздержаніе, безпечность, любострастіе и другія. Но и тутъ хорошо обращаться къ святымъ мученикамъ, и у нихъ просить помощи для побѣды надъ грѣхомъ. Впрочемъ здѣсь благопотребно не молиться только, но и поучаться у нихъ. Въ самомъ дѣлѣ, какъ не устыдиться намъ при одной мысли о страданіяхъ мучениковъ? Мученики всѣмъ пожертвовали для Христа, а мы ни отъ чего не хотимъ отказаться для Него! Мученики страдали, кровь проливали, а мы только думаемъ о нѣгѣ, спокойствіи, объ удовольствіяхъ! Мученики пренебрегали настоящею жизнію, чтобы не лишиться вѣчной жизни со Христомъ на небѣ, а мы о вѣчной жизни совершенно забываемъ, какъ будто другой жизни и не будетъ, и спѣшимъ въ сладость здѣсь пожить! Св. мученики радовались только о Христѣ, Онъ былъ ихъ радостію, утѣшеніемъ, сокровищемъ сердца. А у насъ чистыхъ, святыхъ радостей почти нѣтъ. Храмъ, служба церковная насъ не утѣшаетъ, молитва — тяжелый трудъ, книга глаголовъ живота вѣчнаго, то-есть слово Божіе, у насъ въ забвеніи, въ небреженіи, а жить по этому слову мы еще и не начинали, и не думаемъ.

III. Братіе-христіане! Воззовемъ къ св. мученикамъ: св. мученики, возлюбившіе Христа паче всего! Умолите за насъ Христа Бога нашего, да не погибнемъ во грѣхахъ нашихъ, да воспрянемъ отъ сна грѣховнаго, да возстанемъ и пойдемъ по пути правды, какъ возстали всѣ покаявшіеся грѣшники. Будемъ такъ взывать, и святые мученики, которые являются помощниками въ болѣзняхъ тѣлесныхъ, будутъ врачами и въ болѣзняхъ душевныхъ. (Сост. по «Душеп. Чтен.» за 1886 г. апрѣль).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий