Поученіе. Свв. муч. Мануилъ, Савелъ и Измаилъ

Прот. Григорій Дьяченко

Примѣръ жизни, подаваемый намъ св. мучениками: твердость въ вѣрѣ и любви.

I. Свв. нынѣ ублажаемые муч. Мануилъ, Савелъ и Измаилъ были персіяне, родные братья, дѣти знатныхъ родителей, воспитанные въ православной вѣрѣ матерью-христіанкою; они были посланы однажды къ императору Іуліану для переговоровъ о мирѣ.

Принятые сначала благосклонно, они подверглись преслѣдованіямъ, когда Іуліанъ узналъ, что они — христіане. Когда однажды во время языческаго торжества, на которомъ присутствовалъ Іуліанъ, они, стоя поодаль, молились о просвѣщеніи язычниковъ и отказались принимать участіе въ жертвоприношеніяхъ идоламъ, то Іуліанъ велѣлъ предать ихъ истязаніямъ. Въ головы ихъ вбили желѣзные гвозди, въ ногти на рукахъ и на ногахъ вонзили острыя иглы. Все это мученики переносили съ непоколебимымъ терпѣніемъ, почерпая силу въ молитвѣ. Наконецъ, они были казнены. Когда же послѣдовало распоряженіе сжечь ихъ тѣла, то внезапно сдѣлалось землетрясеніе и скрыло ихъ подъ землею... Но черезъ два дня, по молитвамъ христіанъ, мощи ихъ явились на верху земли и были съ благоговѣніемъ погребены.

Св. мученики пострадали въ Халкидонѣ, въ 362 г.

II. Св. церковь, установляя дни для благочестиваго воспоминанія св. мучениковъ, имѣла цѣлію показать намъ примѣръ ихъ твердости въ вѣрѣ и ихъ любви.

а) Св. мученики, нынѣ прославляемые, подаютъ намъ собою примѣръ твердости въ вѣрѣ.

І. Христосъ сказалъ: се есть животъ вѣчный: да знаютъ Тебе единаго истиинаго Бога и Егоже послалъ еси, Іисуса Христа (Іоан. 17, 3). Поэтому всѣ первые христіане вѣровали въ единаго Бога, всемогущаго Творца неба и земли, и посему гнушались идолами.

Эта вѣра не была въ нихъ какая-нибудь только мозговая, мертвая мысль объ І. Христѣ, но живая, сердечная увѣренность въ Его Божественности, — такая увѣренность, что ничто не въ силахъ было истребить въ нихъ ее, или заставить оставить ее. Ихъ вѣра и приверженность ко Христу были неизмѣнны. Когда ихъ спрашивали: «христіане вы?» — они смѣло отвѣчали: «мы христіане!» — Когда отъ нихъ требовали, чтобъ они приносили жертву идоламъ, они говорили: «не можемъ! единъ Создатель неба и земли. Ему единому подобаетъ слава, честь и поклоненіе!» — Имъ обѣщали разныя почести и дары, ежели отрекутся отъ Христа, они вспоминали слова Господа: кая польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь и отщетитъ душу свою (Матѳ. 16, 26), и — не прельщались никакими обѣщаніями. — Имъ грозили разными муками и смертью, ежели не оставятъ вѣры; они тотчасъ вспоминали слова Господа: не убойтеся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити: убойтеся паче Бога; могущаго и душу и тѣло погубить въ гееннѣ (Матѳ. 10, 28), — вспоминали и не боялись никакихъ мукъ, никакой смерти. Такъ умерли тысячи юношей и дѣвицъ, отцовъ и матерей, вдовцовъ и вдовицъ, — тысячи всякаго званія, пола и возраста. Итакъ свв. мученики истинно подаютъ намъ великій примѣръ твердости въ вѣрѣ.

б) Во-вторыхъ, свв. мученики подаютъ намъ примѣръ любви. Именно изъ любви къ Богу и своему Спасителю и изъ любви къ ближнимъ шли они на мученія и смерть. Если-бъ они не имѣли любви къ Богу, къ своему Спасителю и къ своимъ ближнимъ, то не могли бы сдѣлать и шага къ мученичеству. Что побуждало ап. Павла подвергаться непрестанной опасности смерти при проповѣди евангелія? Только любовь къ ближнимъ и къ Богу, Который такъ сильно желаетъ спасенія всѣхъ. Онъ зналъ, что благовѣствованіе Христово есть сила Божія во спасеніе всякому вѣрующему (Римл. 1, 16); и поэтому, явленіемъ истины представляюще себе ко всякой совѣсти человѣчестѣй (2 Кор. 4, 2), всѣмъ былъ вся, да всяко нѣкія спасетъ (1 Кор. 9, 22). То же чувствованіе одушевляло и всѣхъ св. мучениковъ, потому что наибольшею частію мученичеству подвергаемы были распространители христіанской вѣры: епископы и священники. Если-бъ они не были привязаны любовію къ Спасителю и къ своимъ ближнимъ, то имъ стоило только оставить свои мѣста или свое дѣло по мѣсту, — и ихъ не постигло бы никакое гоненіе, никакая насильственная смерть: даже многихъ изъ нихъ хвалили бы и любили. Но они съ величайшимъ презрѣніемъ смотрѣли на всѣ земныя выгоды, какія имъ обѣщали за отреченіе отъ Христа, и старались быть полезными для людей распространеніемъ ученія своего Господа.

III. Братія! Примѣръ св. мучениковъ не долженъ остаться для насъ безъ силы! Кто не старается имѣть вѣры, подобной ихъ вѣрѣ, — мужества, подобнаго ихъ мужеству, — любви, подобной ихъ любви; тотъ не можетъ хорошо исполнять никакой своей должности, и тѣмъ паче главной должности — очищать свое сердце, и спасать свою душу. Кто боится Бога не больше какъ людей, кто не рѣшается потерять для своей вѣры ничего сколько-нибудь любезнаго ему на землѣ: тотъ не можетъ устоять не только въ жаркомъ, но часто и ни въ какомъ духовномъ сраженіи; тотъ не можетъ побѣдить ни при какомъ, тѣмъ паче при сильномъ искушеніи; тотъ большею частію погибъ для благочестія, и идетъ по большой дорогѣ грѣха прямо къ погибели.

Господь, по Своему неизреченному милосердію, да соблюдетъ насъ твердыми въ вѣрѣ и любви молитвами св. мучениковъ Савела, Мануила и Измаила, которыхъ совершаемъ память. Аминь. (Состав. по Ч. -М. и кн. «Слова и бесѣды на всѣ воскресн. и праздн. дни» Григорія, архіеп. казанскаго и свіяжск., т. III).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий