Поученіе. Свв. муч. Трофимъ и Ѳала

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Чѣмъ объясняется дивное терпѣніе мучениковъ?

   I. Свв. мученики Трофимъ и Ѳала, память коихъ нынѣ, были родными братьями и оба священниками. Они проповѣдывали вѣру Христову и обличали нечестіе язычниковъ, не смотря на то, что въ ихъ время было страшное гоненіе на христіанъ. Жили они въ III вѣкѣ въ г. Лаодикіи, въ Карій, правитель которой Асклипіодотъ приказалъ убить ихъ камнями.

Но бросаемые камни не касались мучениковъ, а обратно отлетали и поражали самихъ мучителей. Наконецъ Асклипіодотъ велѣлъ распять ихъ, и св. мученики со креста не переставали учить народъ и съ молитвою скончались. Асклипіодотъ послѣ казни сихъ св. мучениковъ умеръ въ ужасныхъ страданіяхъ.

II. Страданія свв, муч. Трофима и Ѳалы, распятыхъ на крестѣ и оттуда поучающихъ народъ, изумляютъ насъ, братіе, и невольно заставляютъ насъ спросить: чѣмъ объясняется ихъ дивное терпѣніе?

а) Размышляя объ этомъ, мы находимъ, что первою опорою ихъ непоколебимой терпѣливости въ перенесеніи ужасныхъ мученій за имя Христово была живая, твердая увѣренность въ Божественности лица I. Христа. Увѣренность свою въ божественномъ величіи Христа Спасителя пріобрѣтали святые мученики не чрезъ наученіе только отъ мужей, извѣстныхъ мудростію и святостію жизни, прославившихся даромъ чудотвореній и особенными знаменіями обитающей въ нихъ благодати Божіей,—отъ мужей, запечатлѣвшихъ истину своего ученія кровію, но и чрезъ собственное видѣніе Самого Іисуса, не разъ являвшагося имъ и во снѣ и на яву въ небесной славѣ, чрезъ опытное свое дознаніе торжества силы Христовой надъ безсиліемъ языческихъ боговъ. При столь полной увѣренности въ Божествѣ Христа распята, какъ было мученикамъ не рѣшаться на всѣ ужасы мученій, на всякаго рода лишенія, когда исповѣдуемому ими Христу дерзали предпоставлять ложныхъ боговъ, заставляли ихъ отрекаться отъ Него? Вмѣняю вся тщету быти за превосходящее разумѣніе Христа Іисуса Господа моего. Благоволю въ немощей, въ досажденіихъ, въ бѣдахь, въ изгнанныхъ, въ тѣснотахъ по Христѣ (Фил. 3, 8- , 2 Кор. 12, 10), свидѣтельствуетъ о себѣ апостолъ Павелъ.

б) Съ увѣренностію въ Божествѣ I. Христа, въ сердцахъ мучениковъ возгоралась и любовь къ Нему, любовь пламенная, ревностная. А для такой любви что могли значить всѣ обольщенія и угрозы гонителей христіанства? Безконечныя совершенства I. Христа, открываемыя христіанскою вѣрою, до того плѣняли сердца исповѣдниковъ вѣры, что Христосъ становился единственнымъ, всегдашнимъ предметомъ ихъ желаній и стремленій, ихъ помышленій и чувствованій, ихъ разговоровъ и дѣйствій,—столь крѣпко привязывали ихъ къ Нему, что никакая сила ни земная, ни небесная, ни добрая, ни злая не въ состояніи была отвлечь ихъ отъ Него, раздѣлить съ Нимъ. Кто ны разлучите отъ любве Божія: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? Извѣстихся, яко ни смерть, ни животъ, ни, ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни, высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ I Господѣ нашемъ, вѣщаетъ апостолъ Павелъ (Рим. VIII, 35, 38, 39).

в) Сверхъ живой вѣры въ Богочеловѣка Іисуса и пламенной любви къ Нему крѣпкая надежда на воздаяніе отъ Него за временныя страданія и скорби вѣчными радостями и утѣхами дѣлала для исповѣдниковъ вѣры не страшными, сносными, дше вожделѣнными всѣ истязанія, изобрѣтаемыя противъ нихъ христоненавистинками. Святая великомученица Екатерина, напр., императору Максимину, грозившему предать ее на поруганіе и покрыть ранами ея тѣло, безтрепетно отдѣчала: «дѣлай, что угодно, но знай, что временнымъ безчестіемъ исходатайствуешь мнѣ вѣчную славу, тѣло мое пострадаетъ только временно здѣсь, но тамъ, на небѣ, будетъ покоиться вѣчно. Христосъ призываетъ меня въ неизреченное райское блаженство. Съ Нимъ я буду царствовать и возвеселяться во вѣки вѣковъ». А св. ап. Павелъ разсуждалъ: понеже со Христомъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся. При такомъ взглядѣ на страданія Христа ради, что мученикамъ было страшиться ихъ, какъ даже было не желать ихъ?

г ) Наконецъ, сильнымъ укрѣпленіемъ на подвигъ мученичества—къ безтрепетной, радостной встрѣчѣ лютыхъ страданій, для исповѣдниковъ Христовыхъ были: сила Божія, видимо имъ благодѣющая, утѣшеніе благодатное, Божественное, свыше проливаемое въ ихъ сердца либо таинственно, либо чрезъ видимое явленіе небеснаго ангела и Самого I. Христа. Зане якоже избыточествуютъ страданія Христова въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5), свидѣтельствуетъ апостолъ Павелъ, т. е. по мѣрѣ увеличенія страданій нашихъ за Христа увеличивается въ насъ и благодатное утѣшеніе чрезъ Христа. Итакъ, братіе, вотъ что воодушевляло мучениковъ и исповѣдниковъ Христовыхъ къ небоязненному, охотному терпѣнію истязаній отъ гонителей вѣры Христовой!

III. Братія христіане! Нынѣ нѣтъ явныхъ гоненій на христіанство: но за то сколько тайныхъ возстаній противъ высоты догматовъ вѣры Христовой, противъ строгости правилъ благочестія, противъ благотворности и важности уставовъ и постановленій церкви Христовой. Нынѣ прямо не принуждаютъ насъ отречься отъ Христа, но за то сколько прикровенныхъ совращеній въ невѣріе и суевѣріе, въ сомнѣніе и безразличіе въ вѣрѣ, сколько хитрыхъ увлеченій въ ересь и расколъ! Нынѣ не заставляютъ насъ поклоняться языческимъ богамъ: Меркурію, Юпитеру, Аполлону и другимъ; но за то не склоняютъ ли насъ измѣнять Христу и Его евангелію ради денегъ, дружбы, родства, мірскихъ почестей, приличій свѣта, изъ страха сильныхъ земли? Нынѣ за исповѣданіе имени Христова, за послѣдованіе Его ученію, не подвергаютъ тѣла нашего побоямъ, терзанію, раздробленію на части: но вмѣсто того не язвятъ ли нашего сердца ѣдкими напрезрѣніемъ, колкими остротами? А потому нынѣшнее наше положеніе среди міра грѣшнаго и прелюбодѣйнаго не похоже ли на положеніе древнихъ мучениковъ и исповѣдниковъ вѣры Христовой.

По сужденію св. Димитрія, митрополита ростовскаго, какъ въ тѣ времена, когда нечестивые, невѣдавшіе Бога, люди покланялись бездушнымъ идоламъ, было безчисленное множество святыхъ мучениковъ, проливавшихъ кровь свою за Христа и умиравшихъ многоразличными видами смерти: такъ и въ наше время, когда въ нашихъ нравахъ повсюду господствуетъ идолопоклонство, т. е. служеніе грѣху, истинные христіане должны изъ любви ко Христу быть мучениками, хотя и безъ пролитія крови,—должны постоянно умерщвлять въ себѣ страсти свои, должны умирать для грѣха, такъ, чтобы уже быть неспособными къ совершенію грѣха, и не порабощать себя похотямъ грѣховнымъ. И какъ привычный грѣхъ есть нашъ любимый идолъ, такъ и сопротивленіе грѣху есть мученическій подвигъ. Мучитель тутъ — или наше грѣхолюбивое естество, или грѣховная привычка, или самъ искуситель—діаволъ. Слуги мучителя — это нечистые помыслы, влекущіе ко грѣху, а также тѣ люди, которые склоняютъ или соблазняютъ насъ на грѣхъ. Разные виды мученій — это борьба съ нечистыми помыслами, борьба со страстями и похотями. Вотъ какъ каждый христіанинъ можетъ содѣлаться духовнымъ мученикомъ Христовымъ, — хотя и не будетъ проливать онъ своей крови, но сподобится вѣнца мученическаго.(Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сельск. паст.» 1891 г. ноябрь).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий