Поученіе. Свв. муромскіе чудотворцы: благовѣрный князь Давидъ (во иноцѣхъ Петръ) и благовѣрная княгиня Евфросинія (во инокиняхъ Февронія)

Прот. Григорій Дьяченко

О святости супружескаго союза и о недостаткахъ семейной жизни нашего времени.

 I. Въ нынѣшній день св. церковь паша воспоминаетъ жизнь св. князя муромскаго Давида и супруги его Евфросиньи, въ иночествѣ—Петра и Февроніи, отличавшихся св. и счастливымъ супружествомъ. Жили они еще передъ татарскимъ нашествіемъ на Русь, въ концѣ 12 вѣка. Какъ Давидъ, такъ и ЕвФросинія еще до супружества, съ юныхъ лѣтъ, отличались кротостію и богобоязненностью, хотя Давидъ воспитывался въ княжескомъ домѣ, какъ князь, а Евфросинія въ простой деревенской семьѣ, какъ дочь древолазца, бортника, занимавшагося разведеніемъ пчелъ въ дуплахъ лѣсныхъ деревьевъ.

Супружество ихъ, хотя было какъ будто случайное, но строго обдуманное, на святыхъ началахъ основанное. Именно, за нѣсколько лѣтъ передъ бракомъ, князь Давидъ заболѣлъ какой-то опасною болѣзнію; тѣло его покрывалось отъ времени до времени какими-то злокачественными ранами, которыя превращались въ струпья. Никто не могъ помочь ему въ его болѣзни. Только дочь древолазца взялась помочь ему, и дѣйствительно излѣчила его въ конецъ какою-то своею мазью. Во время лѣченія князь Давидъ достаточно убѣдился въ высокихъ качествахъ души простой деревенской дѣвицы и рѣшился, не смотря на ея простоту и бѣдность, соединиться съ нею на всегда брачнымъ союзомъ. Это было съ его стороны и достойной благодарностью за излѣченіе его, и дѣломъ великодушія, и дѣломъ глубокаго благоразумія. Евфросинія, дочь древолазца, сдѣлалась его женой. Но бракъ ихъ многимъ не понравился. Подкапывались подъ ихъ счастливое супружество и нѣкоторые изъ родственниковъ князей, доискивавшихся муромскаго княжескаго престола, который занималъ Давидъ—роптали на Давида и Евфросинію за его супружество и нѣкоторые недальновидные бояре: „или оставь княжескій престолъ, или разведись съ дочерью древолазца", говорили они иногда въ глаза князю Давиду. А Давидъ отвѣчалъ имъ словами Самаго Господа: что Богъ сочеталъ, того человѣкъ да неразлучаетъ. Кто отпуститъ жену свою и женится на другой, тотъ прелюбодѣй. Давидъ рѣшился, наконецъ, оставить и престолъ, а пребывать вѣрнымъ своей супругѣ; и такъ сдѣлалъ. Въ это время пришлось жить супругамъ въ бѣдности; приходили теперь иногда князю Давиду и мрачныя мысли: но умная княгиня умѣла успокоить его и утѣшить. „Не печалься, князь, говорила она ему, милостивый Господа не оставитъ насъ въ нищетѣ". И дѣйствительно, слова мудрой и доброй княгини скоро сбылись. Искатели муромскаго престола стали ссорится между собой, а эта ссора, конечно, тяжело отзывалась на муромцахъ; вотъ они и принуждены были опять просить къ себѣ на княженіе Давида и Евфросинью, которыхъ умъ и, главное, доброта были имъ извѣстны. И муромскіе бояре не ошиблись. Занявши опять княженіе въ Муромѣ, Давидъ скоро показалъ себя самымъ достойнымъ княземъ: „правленіе его было правдолюбивое, но безъ суровой строгости, милостиво, но безъ слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу совѣтами и дѣлами благотворительности. Оба жили по заповѣдямъ Господа; всѣхъ любили. Не любили они ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странниковъ, облегчали участь несчастныхъ, чтили иноческій и священническій чины, ограждали ихъ отъ нужды. Оба вели жизнь постническую, чистую, цѣломудренную“ („Жит. св. русск." Филарета, архіеп. черн. 25 іюня). Блаженные князь и княгиня дожили въ святомъ супружескомъ согласіи до старости и не за долго передъ своей кончиной оба приняли иноческій чинъ,— Давидъ постригся въ иночество подъ именемъ Петра, а Евфросинья подъ именемъ Февроніи, и оба мирно почили о Господѣ, — одинъ вскорѣ послѣ другого. Согласно ихъ завѣщанію, оба они и положены были въ одномъ гробѣ. Чрезъ триста лѣтъ послѣ ихъ кончины „прошла молва по всѣмъ странамъ, что въ городѣ Муромѣ явились славные чудотворцы, дарующіе исцѣленіе приходящимъ къ нимъ, пишется въ одномъ старинномъ описаніи ихъ житія; и соборомъ въ 1547 г. поставлено было праздновать память святыхъ муромскихъ чудотворцевъ Петра и Февроніи".

II. Вотъ вамъ, бр., одинъ изъ многочисленныхъ образцовъ святой и весьма счастливой супружеской жизни, которой прежде славились наши благочестивые предки. Отчего же зависѣли болѣе благочестивые и счастливые браки многихъ нашихъ предковъ? Отъ двухъ причинъ: отъ глубокой вѣры, что супружескій союзъ есть священный, Самимъ Богомъ установленный, и отъ болѣе благочестивой жизни нашихъ предковъ.

а) Супружескій союзъ есть союзъ дѣйствительно священный, установленный Богомъ. Не добро быти человѣку единому, сказалъ Господь Богъ, по созданіи перваго чѣловѣка: сотворимъ ему помощника по нему (Быт. 2, 18). И создалъ Господь жену Адаму изъ ребра его-кость отъ костей его и плоть отъ плоти его. Ибо они представляли плоть едину. Такъ началось первое и образцовое супружество на землѣ. Такой основной законъ Божій о супружествѣ остается и донынѣ во всей своей силѣ; въ христіанствѣ этотъ законъ только еще болѣе закрѣпленъ и возвышенъ. Еже убо Богъ сочета, человѣкъ да не разлучаетъ, сказалъ I. Христосъ фарисеямъ, спрашивавшимъ Его о томъ, возможенъ ли разводъ между мужемъ и женою (Матѳ, 19, 6). Честна женитва во всѣхъ и ложе не скверно, училъ и св. ап. Павелъ о супружествѣ. (Евр. 13, 4). Тако суть должны мужіе любите своя жены, яко свая тѣлеса; любяй бо свою жену себе самого любитъ. Жены своимъ мужемъ повинуйтеся, якоже Господу; зане мужъ глава есть жены, яко и Христосъ глава церкви... Мужіе, любите своя жены, якоже и Христосъ возлюби церковь и Себе предаде за ню... Тайна сія (супружества) велика: азъ же глаголю во Христа и церковь, заключилъ ап. Павелъ свое возвышенное ученіе о брачномъ союзѣ христіанъ (Евр. 5, 21, 22, 25, 28, 32). Какой же, послѣ этого, союзъ людской можетъ быть возвышеннѣе, святѣй христіанскаго супружескаго союза? Такъ именно и смотрѣли на него нынѣ прославляемые св. благовѣрные князья муромскіе Петръ и Февронія, украшавшіеся святою христіанскою жизнію и истиннымъ взглядомъ на великое и священное таинство брака.

б) Но что, однако же, мы видимъ нынѣ при упадкѣ древняго благочестія, при разнузданности нравовъ, при оскудѣніи вѣры въ Бога и послушаніи св. матери—церкви, мудрой и спасительной воспитательницы христіанъ? Что мы замѣчаемъ нынѣ при оскудѣніи милосердія къ ближнимъ, смиренія, кротости, уваженія къ служителямъ церкви Божіей и при потерѣ другихъ добродѣтелей, которыми прославились древніе, нынѣ воспоминаемые, муромскіе чудотворцы? Что творится теперь нерѣдко у насъ въ нашихъ христіанскихъ семействахъ между супругами христіанами, очень часто забывающими о святости христіанскаго брака и его Богоугодности? Вотъ какія, напр., бываютъ у насъ супружества: два лица. заключаютъ между собой брачный союзъ по минутному увлеченію, или по какимъ нибудь недодуманнымъ разсчетамъ,—вѣнчаются, брачутся наскоро, безъ совѣта старшихъ, опытныхъ въ жизни, и часто даже безъ согласія и благословенія родителей, чрезъ которыхъ Самъ Богъ благословляетъ дѣтей, и что потомъ бываетъ? Поживутъ годъ- другой,—разочаруются другъ въ другѣ, — почувствуютъ тяготу семейной жизни, и разбѣгаются въ разныя стороны, такъ что и не знаютъ потомъ другъ о другѣ; гдѣ живетъ одинъ, а гдѣ другая,—какова жизнь того и другой. А что бываетъ съ тѣмъ несчастнылъ дѣтищемъ, можетъ быть, даже и не однимъ, которыя рождаются отъ такого брака?..

Завелись у насъ, христіанъ православныхъ, къ глубочайшему сожалѣнію, такіе браки, которые хотятъ назвать какими-то гражданскими, но ихъ нельзя такъ назвать: для нихъ и названія не приберешь. Избавь Богъ русскую православную землю отъ такихъ безобразныхъ и безправныхъ браковъ, или лучше отъ такого безобразнаго животнаго распутства! Только недостаткомъ страха Божія и безумнымъ забвеніемъ своего высокаго предназначенія для жизни небесной, только забвеніемъ праведнаго и страшнаго суда Божія объясняется существованіе такихъ браковъ. Отвратимъ лице свое отъ этого безобразія!

Слышимъ иногда въ оправданіе несчастныхъ супружествъ: „недостатки наши причиной тому, чтѳ мы не можемъ жить безъ ссоръ и раздора". Да, конечно, недостатки, только не тѣ, о которыхъ говорятъ,—не матеріальные недостатки— бѣдность, и проч., а недостатки нравственные—неуступчивость другъ другу,— своенравіе, недостатокъ благоразумія, терпѣнія, смиренія, взаимной любви, недостатокъ молитвеннаго духа, вѣры въ Бога, послушанія Его св. закону, и нежеланіе нести крестъ семейной жизни и подчиняться Промыслу Божію, опредѣлившему этотъ крестъ намъ, дабы, быть можетъ, чрезъ это предохранить насъ отъ пристрастія къ земнымъ и грѣховнымъ удовольствіямъ. Вотъ истинная причина супружескихъ раздоровъ.

III. Возьмемъ, братіе, себѣ въ образецъ супружеской жизни нынѣ прославляемыхъ свв. угодниковъ Божіихъ — препод. Давида и Евфросинію, муромскихъ чудотворцевъ, и будемъ молить Господа да подастъ Онъ намъ молитвами ихъ миръ, любовь, единодушіе, взаимное снисхожденіе къ слабостямъ и недостаткамъ, терпѣніе и безропотное несеніе семейнаго креста. (Сост. Г. Д—ко по пропов. прилож. къ „Рук. для сел. паст.“ за 1891 г., іюль и др. источн.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий