Поученіе. Свв. преподобномученики Епиктетъ пресвитеръ и Астіонъ монахъ

Прот. Григорій Дьяченко

О благословеніи Божіемъ.

I. Въ житіи святыхъ преподобномучениковъ Епиктета пресвитера и Легіона монаха, память коихъ совершается нынѣ, разсказанъ между прочимъ слѣдующій случай: молодой монахъ Легіонъ, бывшій въ послушаніи у пресвитера (т. — е. священника) Епиктета, пошелъ однажды къ рѣкѣ за водой безъ благословенія Епиктетова, и его начали волновать недобрые помыслы.

Это смутило невинное сердце юноши— монаха и онъ признался отцу Епиктету, что ходилъ изъ дому безъ его благословенія. Епиктетъ кротко замѣтилъ ему: „развѣ ты не знаешь, что благословеніе начальствующаго есть необоримое огражденіе отъ діавола? Зачѣмъ же ты безъ священническаго благословенія ходишь къ рѣкѣ?"

II. У насъ въ старину былъ прекрасный обычай, что прихожане на всякое доброе дѣло просили у священника благословеніе. Не унизились бы христіане и теперь, если бы, по примѣру своихъ Отцевъ и дѣдовъ, брали у него благословеніе, которое, безъ сомнѣнія, на доброе дѣло всегда будетъ дано. Вѣдь благословеніе священникъ даетъ не свое, а Божіе, по благодати данной отъ Бога священническому сану.

а) Благословеніе Божіе весьма необходимо для успѣха дѣлъ человѣческихъ. Кто начинаетъ дѣло съ благословеніемъ Божіимъ, тотъ, конечно, на себя самого не надѣется, но ищетъ себѣ покровительства высшаго, потому и себя самого и свое дѣло отдаетъ во власть Божію,—что и служитъ уже вѣрнымъ залогомъ успѣха. Что можетъ остановить начатое съ благословеніемъ Божіимъ? Не должно ли все ему враждебное разсѣяться, какъ прахъ воз- метаемый вѣтромъ, и исчезнуть, какъ дымъ, предъ силою благословенія Божія? Напротивъ, какъ сомнителенъ и невѣренъ успѣхъ въ дѣлѣ, когда дѣло остается въ однихъ только нашихъ рукахъ, безъ высшаго охраненія и направленія! Сколько бываетъ случайностей, могущихъ остановить или испортить наше дѣло, случайностей, которыхъ мы ни предвидѣть, ни отвратить не въ силахъ! Сколько бываетъ ошибокъ отъ собственной нашей недальновидности, сколько препятствій со стороны другихъ людей, сколько затрудненій, отъ насъ не зависящихъ! Поэтому, не естественно ли, не необходимо ли нужно, въ нашихъ трудахъ и начинаніяхъ, искать благословенія небеснаго, — помощи и покровительства Божія?

б) Какой же способъ къ тому, чтобы получить благословеніе Божіе? Способъ для благословенія Божія тотъ же самый, какой и для полученія всякой милости Божіей. Это усердная молитва, съ вѣрою совершаемая. Ибо сказано: просите и дастся вамъ (Матѳ. 7, 7). Вся велика аще молящееся просите, вѣруйте, яко пріемлете, и будетъ вамъ (Матѳ. 11, 24). Начиная дѣло, прежде всего помолись, хотя въ душѣ только своей, чтобы Господь благословилъ твое дѣло, помолись съ твердою вѣрою, призови съ благоговѣніемъ имя Божіе, осѣни себя крестнымъ знаменіемъ, — и благословеніе Божіе низойдетъ на тебя и на твое дѣло; оно низойдетъ конечно невидимо, но сила Его не замедлитъ обнаружиться успѣхомъ видимымъ. А чтобы успѣхъ былъ несомнѣннѣе и самое благословеніе Божіе очевиднѣе, прибѣгай къ помощи святой церкви и ходатайству ея пастырей. Церковь есть хранительница различныхъ благодатныхъ даровъ, въ томъ числѣ и благословеній Божіихъ, а пастыри—раздаятели сихъ даровъ и благословеній, и вмѣстѣ ходатаи за другахъ предъ Богомъ, уполномоченные на то Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ.

в) Искать благословенія Божія не значитъ отказываться отъ своего ума, отъ своихъ рукъ и силъ. У всякаго человѣка есть свой умъ, свои силы и руки, — это правда: однакоже говорятъ: умъ хорошо, а два лучше; стало быть умъ одного человѣка не всегда для него достаточенъ. Если каждый изъ насъ, на каждомъ почти шагу жизни, нуждается въ пособіи другихъ людей: то во сколько нужнѣе и полезнѣе для насъ должна быть всесильная помощь Божія! А благословеніе Божіе, испрашиваемое при началѣ дѣла, и имѣетъ именно тотъ смыслъ, чтобы получить высшее озареніе и вразумленіе для нашего ума и высшее укрѣпленіе для нашихъ силъ.

г) Гдѣ есть благословеніе Божіе, тамъ уже не можетъ не быть успѣха; только успѣхъ не всегда и не для всѣхъ бываетъ виденъ. Иногда Господу угодно бываетъ испытать терпѣніе и укрѣпить вѣру человѣка, потому Онъ до времени какъ бы задерживаетъ Свое благословеніе, или медлитъ обнаружить его очевиднымъ образомъ. Случается, что дѣло начинаемое, по-видимому, съ благословеніемъ Божіимъ, остается безуспѣшнымъ потому, что дѣло оказывается недостойнымъ благословенія, — либо по тѣмъ послѣдствіямъ, которыя должны изъ него произойти, либо по недостоинству самого дѣлающаго.

д) Съ другой стороны, дѣла начинаемыя безъ благословенія Божія имѣютъ иногда успѣхъ; но такіе случаи довольно рѣдки, и самый успѣхъ есть только мнимый или кажущійся, а мы по своей недальновидности принимаемъ его за дѣйствительный. Мы видимъ только настоящее, и притомъ всегда почти одну его внѣшность. Мы видимъ иногда успѣшное начало дѣла, но конецъ его большею частію сокрытъ отъ насъ.

III. Какъ бы то ни было, должно признать за несомнѣнную истину, что безъ благословенія Божія всякій успѣхъ или невѣренъ или непроченъ, а благословеніе Божіе, какъ роса небесная, нисходитъ на всѣ наши начинанія и дѣлаетъ ихъ плодотворными какъ для насъ самихъ, такъ и для ближнихъ нашихъ. (Сост. по пропов. изд. жури. „Странникъ").

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий