Поученіе. Свв. сорокъ два мученика амморейекіе

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Въ чемъ состоитъ вѣрность Христу?

 1. Свв. 42 муч. амморейекіе: Константинъ, Аетій, Ѳеофилъ, Ѳеодоръ, Милцссенъ, Каллистъ и прочіе, память коихъ совершается нынѣ, были знаменитыми военачальниками греческаго царя Ѳеофила.

Во время осады сарацынами малоазійскаго города Амморіи, во Фригіи, вслѣдствіе измѣны одного изъ вождей амморейскихъ, они были взяты въ плѣнъ врагами. Семь лѣтъ томились они въ плѣну, въ оковахъ. Здѣсь не разъ убѣждали ихъ принять магометанскую вѣру, но когда плѣнные сказали, что они скорѣе готовы претерпѣть мученія и смерть, нежели отречься отъ Христовой вѣры, то имъ отрубили головы и бросили въ рѣку Евфратъ. Это было въ 847 г. Но тѣла свв. мучениковъ скоро оказались на берегу рѣки и съ прильнувшими къ нимъ головами, и были погребены христіанами. Не остался безъ наказанія и измѣнникъ, чрезъ котораго погибли мученики. «Ты измѣнилъ своему отечеству, легко можешь измѣнить и намъ», сказали ему сарацыны, и убили его.

II. Свв. амморейекіе мученики поучаютъ насъ, братіе, быть вѣрными Христу даже до смерти, не только естественной, но даже насильственной — мученической.

Посему побесѣдуемъ въ настоящій разъ о томъ, что значитъ бытъ вѣрнымъ Христу.

Какъ христіане, мы охотно называемъ себя вѣрными, и въ этомъ на именованіи полагаемъ надежду спасенія, такъ какъ напротивъ наименованіе невѣрнаго представляемъ себѣ и ненавистнымъ и погибельнымъ. И справедливо. Такой образъ мыслей есть евангельскій и апостольскій. Кая частъ вѣрну съ невѣрнымъ? говоритъ апостолъ (2 Кор. V, 15). И какъ часть вѣрнаго есть спасеніе, по слову Самого I. Христа: иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ (Мар. XVI, 16), то противоположная часть невѣрнаго должна быть погибель.

Но, чтобы намъ не обмануть самихъ себя, нужно со вниманіемъ разсмотрѣть вопросъ: кто имѣетъ полное право называться вѣрнымъ, и потому имѣемъ ли мы сіе право?

 Скажетъ ли кто: я имѣю полное право называться вѣрнымъ, потому что вѣрю христіанскому ученію о Богѣ?— Боюсь, чтобы такому не сдѣлалъ сильнаго возраженія апостолъ: ты вѣру ежи, то Богъ единъ есть; добрѣ творный: и бѣси вѣруютъ, и трепещутъ (Так. II, 19). Однако ихъ никто не называетъвѣрными.

Видите, что вопросъ, повидимому, простой становится труднѣе, при углубленіи въ его изслѣдованіе. Усильте же вниманіе, чтобы побѣдить затрудненіе.

Примѣняя свойство нашего языка къ духу евангельскаго ученія, кажется, безъ опасенія погрѣшности, можемъ мы въ полномъ понятіи вѣры признать три подчиненныя понятія: увѣренность, довѣренность и вѣрность.

а) Когда апостолъ говоритъ, что безъ вѣры не возможно угодити Богу; вѣровать, же подобаетъ приходящему къ Богу, яко есть, и взывающимъ его мздовоздатель бываетъ, т.е., безъ вѣры нельзя угодить Богу, ибо надобно, чтобы приходящій къ Богу вѣровалъ, что Онъ существуетъ и ищущаго Его Онъ награждаетъ (Евр. XI, 6): онъ указываетъ этимъ особенно на начальную часть вѣры, на увѣренность въ истинахъ Богопознанія, на вѣру ума.

б) Но когда тотъ же апостолъ въ другомъ мѣстѣ говоритъ о Авраамѣ, что онъ вѣрова Богу животворящему мертвыя, и нарицающу не сущая, т. е. не существующее, яко сущая; что онъ паче упованія во упованіе вѣрова т. е. сверхъ надежды повѣрилъ съ надеждою (Рим. IV, 17,18): здѣсь представляется уже не простая вѣра ума, но болѣе глубокая и болѣе сильная вѣра сердца; это безусловная преданность человѣка Богу, неограниченная довѣренность къ обѣтованіямъ благодати, не имѣющая нужды ни въ какомъ ручательствѣ доводовъ и удостовѣреній', это рѣшительное направленіе души къ Божественному, какъ бы естественно встрѣчающееся съ благодатію Божіею. Сюда принадлежитъ вѣра принимающая спасительную силу таинствъ, и, въ особенныхъ случаяхъ, ознаменуемая дарами чудодѣйственными.

в) Но что и сего рода вѣра, даже чудодѣйственная, можетъ иногда быть неполною, неоправдательною и неспасительною, въ томъ не позволяетъ сомнѣваться грозное, поистинѣ, изречет е Христово: мнози рекутъ Мнѣ во онь день: не въ Твое ли имя пророчествовахомъ, и Твоимъ именемъ бѣсы изгонихомъ, и Твоимъ именемъ силы многи сотворихомъ; и тогда исповѣмъ имъ, яко николиже знахъ васъ; отъидите отъ Мене дѣлающіе беззаконіе (Матѳ. VII, 22, 23).

Итакъ необходимымъ дополненіемъ вѣры, чтобы она была оправдывающею и спасительною, должна быть вѣрность. Вѣрность Богу и Христу въ неизмѣнномъ исповѣданіи православныя вѣры, вѣрность заповѣдямъ Божіимъ, состоящая въ нелѣностномъ ихъ исполненіи, вѣрность въ отношеніи къ таинствамъ, дарованіямъ, служеніямъ, въ спасительномъ и усердномъ употребленіи ихъ по намѣренію Божію, во славу Божію.

III. Если хочешь дѣйствительно принадлежать къ числу вѣрныхъ, надъ которыми должно исполниться слово Христово: иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ: то не только мысленно вѣруй, что Богъ есть, что Онъ ищущихъ Его награждаетъ, что по неизреченному человѣколюбію Онъ послалъ Единороднаго Сына Своего на землю, дабы открыть намъ путь спасенія, и Духа Своего Святаго, чтобы насъ облагодатствовать и освятить; не только безъ пытливости разума, съ довѣренностію принимай неизъяснимыя таинства вѣры; но предайся вѣрѣ всею душею твоею, и всею жизнію твоею такъ, чтобы вѣра была главною мыслію твоей жизни, и вся твоя жизнь выраженіемъ вѣры; наконецъ, будь вѣренъ Царю небесному, Которому, кромѣ того, что принадлежишь по праву естественному, какъ Творцу и Господу всего, сверхъ того добровольно вписался ты въ службу, когда вступилъ въ христіанство; будь же неизмѣнно и постоянно вѣренъ Его имени, Его повелѣніямъ, Его службѣ, Его дарованіямъ и талантамъ, которые Онъ ввѣряетъ намъ, комуждо противу силы его (Матѳ. XXV, 15). (Сост. по Ч. -М. и проп. Филарета митр. моск., т. IV, изд. 1882 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий