Поученіе. Священномученикъ Василій, пресвитеръ анкирекій

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Чѣмъ мы можемъ замѣнить мученичество за вѣру?

  I. Св. Василій, память коего нынѣ совершаютъ, былъ ревностный защитникъ вѣры Христовой и часто обличалъ въ заблужденіяхъ еретиковъ и язычниковъ. При Юліанѣ отступникѣ за безбоязненную проповѣдь Христа онъ былъ подвергнутъ тяжкимъ мученіямъ. Изъ кожи его каждый день выкраивали по семи ремней и, когда вся кожа была истерзана, его пронзили раскаленными рожнами, послѣ чего онъ и скончался (въ 363 г.).

Такъ вѣренъ былъ до смерти Христу Богу св. священномученикъ Василій. Великую награду онъ получилъ отъ Бога, ту награду, которая обѣщана всѣмъ мученикамъ за вѣру Христову, при одномъ представленіи которой нужно радоваться и веселиться, ибо мзда ихъ многа на небесѣхъ.

 II. Нынѣ нѣтъ уже, братія, гонителей за вѣру, нѣтъ и гоненій и мученій за нее. Какъ же намъ можно исполнять сію заповѣдь? Ужели должно итти въ такія страны, гдѣ мы можемъ найти себѣ смерть за Христа, чтобы достигнуть такой высокой награды? Просилъ нѣкогда одинъ инокъ преподобнаго Пахомія великаго, чтобы онъ помолился о немъ, дабы сподобилъ его Господь быть мученикомъ за вѣру, и вотъ что отвѣчалъ ему преподобный: «ты поддаешься тщеславному помыслу, ищешь искушенія, когда Господь повелѣлъ намъ молиться, да не будемъ введены во искушеніе. Но терпи лучше всякій подвигъ избранный тобою добровольно, неси безропотно труды, возложенные на тебя, старайся угодить Богу непорочнымъ житіемъ, и удостоишься чести вмѣстѣ съ мучениками на небесахъ». Итакъ можно, братія, достигнуть высокой степени блаженства и безъ мученичества за вѣру, а ревностнымъ исполненіемъ своихъ христіанскихъ обязанностей и упражненіемъ себя въ высокихъ подвигахъ евангельскихъ добродѣтелей, при постоянной борьбѣ съ міромъ, плотію и діаволомъ, которые замѣнятъ для насъ древнихъ мучителей.

а) Всматриваясь въ свою жизнь, иного ли мы видимъ въ себѣ и другихъ расположенія къ борьбѣ съ міромъ и его соблазнами? Есть ли у насъ стремленіе къ добровольному отреченію отъ благъ міра? Терпѣливы ли бываемъ къ лишеніямъ и невзгодамъ этой жизни? Безропотно ли переносимъ ея недостатки, нужды, скорби, озлобленія? Посмотрите, какая почти всѣми овладѣла страсть къ богатству, къ стяжанію, къ пріобрѣтенію благъ , этого міра, съ какою жадностію и неразборчивостію средствъ рвемъ мы ихъ другъ у друга, какъ надмеваемся богатѣя, какъ отчаяваемся бѣднѣя? Что все это показываетъ, какъ не наше маловѣріе? Оно показываетъ, что въ своей жизни мы полагаемся не на Бога — нашего кормителя и питателя, а на свои богатства, — что, пріобрѣтая эти богатства, мы думаемъ, что проживемъ съ ними и безъ Бога, а, напротивъ, теряя ихъ, думаемъ, что безъ нихъ и дня не проживемъ. Апри такомъ маловѣріи можемъ ли мы быть исповѣдниками своей вѣры, чтобы проявлять ее въ своей жизни и дѣлахъ, въ подвигахъ несенія креста нестяжательности, добровольной нищеты и отреченія отъ благъ міра? Подвигъ этотъ требуетъ самопожертвованія и терпѣнія, а безъ вѣры не можетъ быть этого терпѣнія.

б) Посмотрите затѣмъ, иного ли ны способны и расположены къ борьбѣ съ плотію такъ, чтобы распинать ее со страстями и похотями? Иного ли между нами живущихъ и трудящихся не для плоти, а ради царствія небеснаго, иного ли такихъ, которые бы отказались отъ какихъ-нибудь удобствъ этой временной жизни, чтобы заслужить жизнь лучшую на небѣ вмѣстѣ съ Богомъ? Нѣтъ, всю почти жизнь свою мы живемъ и трудимся только въ свою плоть, о томъ, только и печемся, чтобы упитывать и утучнять свое тѣло, окруживъ его всѣми удобствами и всякими излишествами жизни. Иного ли мы презираемъ удовольствія и наслажденія этой плоти и міра, и отказываемся отъ нихъ ради царствія Божія, а не по необходимости? Не о блаженствѣ вѣчномъ къ сожалѣнію помышляемъ и не къ нему стремимся душою и сердцемъ, а очень часто къ удовольствіямъ и наслажденіямъ этой временной жизни, въ которой одной только многіе изъ насъ и полагаютъ всѣ свои чаянія и надежды. Оттого-то мы и неспособны ни на какіе высокіе добродѣтельные подвиги, даже какъ бы не вѣримъ въ эти подвиги, потому что сами предпочитаемъ земное небесному.

в) Если посмотримъ, наконецъ, на то, какъ христіанинъ борется съ послѣднииъ врагоиъ своего спасенія діаволомъ, то и тутъ найдемъ весьма слабые признаки борьбы. Чѣмъ прогоняется и обезсиливается врагъ нашего спасенія? Молитвою къ Богу и постомъ, по ученію I. Христа. Но какъ мало истинныхъ молитвенниковъ и истинныхъ постниковъ въ наше время! Какъ часты и справедливы жалобы пастырей на пренебреженіе пасомыми общественнаго богослуженія и ослабленіе постовъ!

III. Итакъ, братія, будемъ болыпе и усерднѣе бороться съ врагами нашего спасенія—міромъ, плотію и діаволомъ. Тогда и мы будемъ участвовать въ подвигахъ мученичества и въ высшей наградѣ обѣщанной за мученичество, будемъ меныпе полагаться на богатство, болыпе надѣяться на Бога и въ Него вѣровать. Меныпе любить удовольствія, болыпе любить Бога; меньше искать наслажденій, больше стремиться къ благамъ небеснымъ и возноситься къ Богу всею душею и всѣмъ сердцемъ; станемъ пріобрѣтать терпѣніе не въ снисканіи благъ земныхъ, а въ достиженіи благъ небесныхъ, научимся страдать и мучиться не за блага земныя, а за Христа. Блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ. Аминь. (Сост. съ дополн. по проп. прилож. къ «Рук. Для сел. паст.» 1890 г. іюль).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий