Поученіе. Святая преподобная Синклитикія

Преподобная Синклитикія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О необходимости распинать плоть свою.

I. Св. преподобная Синклитикія, память коей совершается нынѣ, жила въ ІѴ столѣтіи. Она родилась въ Александріи отъ знатныхъ и богатыхъ родителей.

Возлюбивъ небеснаго Жениха Христа, она отвергла жениховъ, искавшихъ ея руки, презрѣла всѣ блага міра и предалась посту и молитвѣ. Когда умерли ея родители, она все имѣніе ихъ раздала бѣднымъ и поселилась въ уединенной пещерѣ. Въ своемъ тѣлѣ святая подвижница видѣла самаго опаснаго для себя врага, и много искушеній терпѣла отъ него. Чтобы смирить свою плоть, она усиливала постъ и труды. Но лишь ослаблялись искушенія, она смягчала и строгость къ себѣ, чтобы не повредить здоровью. Многія благочестивыя жены и дѣвы, услышавъ о подвижнической жизни сватой Синклитикіи, стали собираться къ ней. Сначала, по смиренію, святая отказывалась быть наставницею ихъ, но потомъ должна была уступить ихъ просьбамъ. И она руководила всѣхъ ихъ не только своимъ мудрымъ словомъ, но и примѣрною жизнію. Передъ смертію, три года святая Синклитикія страдала ужасною болѣзнію, но не произнесла ни одного слова ропота, переносила болѣзнь съ удивительнымъ терпѣніемъ. Извѣщенная о смерти, скончалась около 350 г., будучи 83 лѣтъ.

II. Св. преподобная Синклитикія, употреблявшая всѣ средства (молитву, постъ, усиленные труды) для обузданія своей плоти, учитъ и насъ распинать свою плоть съ страстьми и похотьми ея. Не легко сказать себѣ рѣшительно: распну плоть. Но не легко рѣшиться сказать и противное сему: не стану распинать плоти. Отъ той или другой рѣшимости зависитъ важное въ судьбѣ нашей обстоятельство: быть или не быть Христовымъ. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Итакъ, если желаемъ быть Христовыми, то должны распять плоть.

Послѣ сего размышленія ни для кого изъ насъ не должно казаться постороннимъ нѣкоторое дознаніе, а) что значитъ распять плоть со страстьми и похотьми, и б) какъ это можетъ быть исполнено.

а) Плоть не то, что тѣло.Тѣло съ его естественными свойствами и дѣйствіями создалъ Богъ, и создалъ не для смерти. Отъ нарушенія заповѣди Божіей, отъ вкушенія запрещеннаго плода, начинаетъ быть извѣстною плоть, которой жребій есть смерть. Апостолъ представляетъ плоть противящеюся духу и объясняетъ ея сущность посредствомъ ея дѣйствій и явленій. Онъ говоритъ: явлена суть дѣла плотская, яже суть прелюбодѣяніе, блудъ, нечистота, студодѣяніе, идолослуженіе, чародѣянія, вражды, рвенія, завиды, ярости, разжженія, распри, соблазны, ереси, зависти, убійства, піянства, безчинны кличи и подобныя симъ (Гал. Ѵ. 17, 19—21). Посему подъ наименованіемъ плоти надлежитъ разумѣть возбужденныя въ человѣкѣ самолюбіе и чувственность, оказывающія себя ложною жизнію въ страстяхъ и похотяхъ, и въ дѣлахъ, страстями и похотями управляемыхъ.

При этомъ понятіи о плоти, мысль о распятіи плоти не только начинаетъ быть удобовразумительною, но и перестаетъ быть страшною. Умертвить чувство злобы, убить расположеніе къ убійству, очевидно, есть дѣйствіе не разрушительное, а охранительное. Распять склонность къ разврату, конечно, не есть мученіе, но предохраненіе отъ состоянія духовно и вещественно мучительнаго, къ которому скорѣе или медленнѣе ведетъ путь разврата.

б) Намъ, христіане, повелѣвается умерщвлять плоть не карательными орудіями, не мученіемъ или уродованіемъ созданія Божія, не поврежденіемъ орудія души, но духомъ, то есть, духовнымъ закономъ, духовными разсужденіями, духовными правилами, духовнымъ воззрѣніемъ на образъ житія и распятія Христова, и силою, почерпаемою изъ сихъ живыхъ источниковъ.

Плоть хочетъ веселиться, разсыпаться въ смѣхѣ, даже можетъ быть, скакать и произносить или съ удовольствіемъ слушать безчинные клики, и подобная симъ: порази ее ударами не ножа или бича, но духовнаго слова: — горе смѣющимся: — блажени плачущіи нынѣ (Лук ѴІ. 25, 21), и умѣрь веселіе невинное, и убей веселіе грѣховное.

Плоть раздражается на оскорбившаго и порывается на взаимное оскорбленіе: свяжи ее не узами вервяными, или желѣзными, но узами духовнаго разсужденія и страха Божія: — гнѣвъ мужа правды Божія не содѣловаетъ (Іак. 1. 20); — всякъ ненавидяй брата своего человѣкоубійца есть (1 Іоан. III. 15); — иже речетъ: уроде, повиненъ есть гееннѣ огненнѣй (Матѳ. V. 22).

Плоть, не довольствуясь необходимымъ, жаждетъ пріятнаго, ищетъ наслажденія, и готова поставить его цѣлію жизни: укажи ей иной предметъ и цѣль — крестъ, водруженный на Голгоѳѣ для того, чтобы лишеніями и страданіями очистить землю отъ нечистыхъ наслажденій; жажду пріятнаго угаси жаждою голгоѳскою; въ сладости земныя положи оцетъ и желчь, поднесенныя распятому Господу; и съ помощію орудій Его страданія, не вещественно употребляемыхъ, но духовно созерцаемыхъ, распни любосластіе, роскошь и нѣгу простою умѣренностію, воздержаніемъ, постомъ, трудами.

III. Такъ, и подобнымъ сему образомъ, да умерщвляемъ, братія, дѣла плотская духомъ, и да распинаемъ плоть со страстьми и похотьми, да будемъ Христовы, да живетъ въ насъ Христосъ, и мы, наконецъ, будемъ жить въ Немъ и въ Его вѣчной со Отцемъ и Святымъ Духомъ славѣ. Аминь. (Сост. по Ч. М. и проповѣд. Филарета, митр. москов. Т. ІѴ, изд. 1882 г. стр. 488–492).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий