Поученіе. Святитель Петръ, митрополитъ Московскій

Какъ легко искажать поступки людей! Человѣка серьезнаго можно прозвать суетливымъ и пустымъ или фантазеромъ, чтобы извинить свое собственное равнодушіе. Если кто принимаетъ дѣятельное участіе въ благотворительности, то его можно прославить шумливымъ, надоѣдливымъ, самовосхваляющимся, свое же собственное нерадѣніе выдавать за скромность; такимъ образомъ всякій лѣнтяй можетъ чувствовать свое превосходство передъ нимъ. Человѣка, проявляющаго глубокія чувства, можно прозвать болѣзненнымъ, комедіантомъ, фанатикомъ, плаксивымъ. Человѣка религіознаго можно наградить кличкой лицемѣра, ханжи. Смѣло возстающаго противъ порока можно осмѣять, какъ отъявленнаго обманщика. Хлопочущаго объ умаленіи какого-либо общественнаго соблазна можно заклеймить какъ разслабленнаго и фанатика. Все это дѣйствуетъ очень сильно. И, наконецъ, это доступно большинству. Это такъ же легко, какъ и солгать, для тѣхъ, кто не привыкъ цѣнить человѣческое слово.

О такихъ людяхъ Соломонъ говоритъ: «они не заснутъ, если не сдѣлаютъ зла; пропадетъ сонъ у нихъ, если они не доведутъ кого до паденія» (Притч. IV, 16). О, душа, не вникай въ ихъ тайну; о, честность, не присоединяйся къ ихъ обществу!

Мы говоримъ это, не надѣясь пріостановить грязныя волны; онѣ подобны приливу, хотя не глубоки, а всегда могутъ затопить. Но намъ хотѣлось бы сумѣть показать всѣмъ христіанамъ, до которыхъ дойдутъ наши слова, что всякое проявленіе грѣха лжесвидѣтельства на своего ближняго противно христіанству, какой это ужасный грѣхъ, какъ онъ обращаетъ землю въ адъ и влечетъ всякаго, предающагося этому грѣху, къ отверженію и гибели.

Всѣ грѣхи, противъ которыхъ направлены десять заповѣдей, могутъ совершаться какъ противъ общества, такъ и противъ отдѣльныхъ лицъ. Одно изъ золъ многорѣчивыхъ вѣстовщиковъ дурныхъ слуховъ состоитъ въ порчѣ нравовъ всего народа; онъ преисполняется подозрительностью и дурными наклонностями, и дѣлается негоднымъ къ прекраснымъ стремленіямъ. Преобладаніе этого порока всегда было вѣрнымъ признакомъ испорченности и упадка народности. Народъ, предающійся злословію, неизбѣжно становится презрѣннымъ и вырождается. Горе тѣмъ, кто портитъ народные нравы и соблазняетъ простыя души!

Предающіеся сплетнямъ и порицаніямъ ближнихъ, ревностно вывѣдывающіе жизнь другихъ, нерадивы въ исправленіи своей собственной жизни. Занимаясь низменными предметами, мы сами становимся низкими. Наказаніе неба одинаково тяготѣетъ какъ надъ лжецомъ, такъ и надъ любящимъ слушать ложь. Какъ много такихъ, которые чрезвычайно интересуются всякаго рода новымъ для нихъ слухомъ. Они ни на минуту не задумываются надъ тѣмъ, какія будутъ послѣдствія отъ ихъ отзыва для виновника разсказа.

в) Мы не можемъ долѣе останавливаться на омерзительныхъ грѣхахъ, на которые налагаетъ свое запрещеніе девятая заповѣдь; все же, хотя эти грѣхи всеобщи, разсмотримъ въ краткихъ чертахъ, какъ слѣдуетъ намъ, христіанамъ, бороться съ ними, чтобы не поддаться имъ.

аа) Во-первыхъ, излѣчимъ самихъ себя отъ склонности къ пустымъ разговорамъ о личностяхъ, которые такъ часто ведутъ насъ къ грѣху. Пустословіе и любовь къ пересудамъ стоитъ въ родственномъ отношеніи съ ложью.

бб) Во-вторыхъ, попробуемъ представить себѣ страшную силу и нашу отвѣтственность за нихъ. Какъ мало думаемъ мы объ этомъ? Мы знаемъ силу стрихнина или мышьяка, но не знаемъ силы слова. Сколько непреднамѣренныхъ рѣчей приносятъ гибель и вредъ! Сколько ничтожныхъ насѣкомыхъ обладаетъ ядовитымъ жаломъ. Слова суть не только сотрясеніе воздуха: слова имѣютъ значеніе. Да, и нерѣдко съ страшной силой они портятъ нравы и предаютъ души мученію; и если наши слова были таковыми, то непристойный, тайно произнесенный шепотъ, безъ сомнѣнія, вернется къ намъ въ громовыхъ раскатахъ и признаетъ насъ смертно виновными. Можетъ быть у насъ было бы болѣе глубокое чувство отвѣтственности, если бы мы сохраняли въ своей памяти слова нашего Господа: «отъ словъ своихъ оправдаешься, и отъ словъ своихъ осудишься» (Мат. XII, 37).

вв) Въ-третьихъ, смиреніе могло бы намъ оказать много помощи. Мы были бы менѣе жестоки къ другимъ, если бы честнѣе относились къ самимъ себѣ. Если бы мы болѣе размышляли о бревнѣ въ своемъ собственномъ глазу, то не такъ бы старательно объявляли о сучкѣ въ глазу нашего брата (Матѳ. VII, 3).

гг) Въ-четвертыхъ, думаемъ ли мы что своими словами или безыменными доносами высшимъ властямъ мы мучимъ своего брата, ради котораго І. Христосъ принялъ смерть? Думаемъ ли мы о томъ, что мы подстерегаемъ погрѣшности нашихъ братьевъ, чтобы затѣмъ преувеличивать и разглашать ихъ виновность? Развѣ сознаніе собственныхъ недостатковъ никогда не давитъ, какъ свинецъ, души клеветниковъ? Зачѣмъ же они еще добавляютъ тягчайшее бремя на души ихъ братьевъ?

Благородно ли толкать брата, несущаго свое бремя по тернистому пути жизни? Благородно ли смѣяться другъ надъ другомъ и съ злобой въ сердцѣ бороться на ножахъ? Прости намъ, Боже, наши жалкія распри, нашу радость при видѣ заблудившихся, погибающихъ подъ своей ношей, уязвленныхъ въ сердце. Язвительныя слова острѣе стали и ихъ боль значительно сильнѣе, чѣмъ отъ ножа. Не лучше ли на этомъ краткомъ жизненномъ пути и на сушѣ, и на водѣ подавать рыбу вмѣсто змѣи (Матѳ. VII, 10) и, схватившись руками, прожить всю бренную жизнь вмѣстѣ, бокъ-о-бокъ?

Посмотрите на розы, кивающія другъ другу, на мирно пасущіяся стада; человѣкъ, и только человѣкъ, воюетъ съ своимъ братомъ, и смѣется надъ его опасностью и страданіями; животныя, пасущіяся въ долинѣ, могутъ пристыдить его. Благородно ли намъ стараться унизить какого-нибудь несчастнаго или бѣдняка до праха? Слишкомъ скоро всѣхъ вмѣстѣ низвергнетъ насъ время, какъ листья порывомъ вѣтра.

дд) Въ-пятыхъ, какъ въ дѣлахъ церкви и государства, такъ и въ обыкновенномъ обществѣ будемъ избѣгать всякой искажающей и стѣсняющей приверженности къ извѣстной партіи. Ничто не можетъ сравняться съ жестокой презрѣнной партійностью, погрязшей въ предразсудкахъ.

Предразсудокъ — болѣзнь ума, представляющая людей и ихъ поступки въ томъ цвѣтѣ, въ который ихъ окрашиваетъ ихъ собственное недовольство. Отсюда всѣ эти ложные слухи, распускаемые одной партіей, чтобы убить другую. Одна партія называетъ другую невѣжественной и суевѣрной, другая же возражаетъ, что всѣ ея противники лицемѣры; и обѣ страдаютъ отъ взаимныхъ колкостей; страдаетъ у нихъ правда и гибнетъ милосердіе.

Постыдимся, братіе, и спросимъ: развѣ таковъ путь къ распространенію дѣла Божія и царства Христова? Нуждается ли Христосъ въ вашей лжи? Будете ли вы ради Бога говорить нечестиво или обманывать ради Него? «Ибо весь законъ въ одномъ словѣ заключается: люби ближняго твоего, какъ самого себя. Если же другъ друга угрызаете и съѣдаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены другъ другомъ» (Гал. Ѵ, 14 и 15).

ее) Братія, милосердіе одно изъ могущественныхъ средствъ и противоядій противъ ненавистнаго преступленія оскорбленія нашего ближняго лживымъ языкомъ. Если бы вы взглянули, какъ отличается нравственное безобразіе клеветы отъ высшей красоты, отъ небеснаго сіянія милосердія, какъ ихъ изображаетъ св. ап. Павелъ въ посланіи къ коринѳянамъ. Взгляните на послѣднее изображеніе, какъ оно нѣжно, ангельски привлекательно, сколь проникнуто небеснымъ, и какъ оно полно чарующихъ красокъ, а затѣмъ посмотрите на изображеніе клеветы, какъ она сбивчива, тревожна, одержима ядомъ всѣхъ низкихъ страстей, она не можетъ говорить инымъ языкомъ, какъ языкомъ демона, самое имя котораго значитъ клеветникъ. (См. Духовно-нравств. бесѣды, Фаррара).

III. Умоляемъ васъ, братія, «облекитесь, какъ избранные Божіи, святые и возлюбленные, въ милосердіе, благость, смиренномудріе, кротость, долготерпѣніе, снисходя другъ другу и прощая взаимно, если кто на кого имѣетъ жалобу: какъ Христосъ простилъ васъ, такъ и вы» (Кол. III, 12 и 13). И кромѣ всего этого, проникнитесь любовью, она условіе совершенства; читайте какъ можно менѣе дурного, не вѣрьте ничему дурному, пока оно не доказано; если же оно и доказано, то на повторяйте его. Ваше милосердіе покроетъ множество грѣховъ.

Чего бы вамъ это ни стоило, и что бы съ вами ни случилось, откажитесь отъ всякаго зложелательства, хитрости, лицемѣрія и злословія. Оставьте вашу защиту Богу, какъ сдѣлалъ І. Христосъ. Ни о другихъ не говорите зложелательно, ни сами не внимайте зложелательствамъ, когда ихъ произносятъ. И тогда будьте увѣрены, что, не смотря на всю силу дьявола и его споспѣшниковъ, миръ Господень будетъ пребывать въ вашихъ сердцахъ. (Сост. свящ. Гр. Д—ко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий