Поученіе. Святой Іоаннъ, арх. новгородскій

 Прот. Григорій Дьяченко

Какъ относиться къ клеветѣ и клеветникамъ?

I. Нынѣ совершается память св. Іоанна, архіеп. новгородскаго. Родители Іоанна были знатные и благочестивые новгородскіе граждане. Съ малыхъ лѣтъ Іоаннъ полюбилъ молитву, воздержаніе, храмъ Божій и, достигнувъ совершеннолѣтія, избралъ духовное званіе.

Новгородскій епископъ Аркадій посвятилъ его въ санъ священника къ церкви св. Власія на Софійской сторонѣ. Но недолго Іоаннъ служилъ при этой церкви; ища полнаго безмолвія, онъ принялъ иночество въ одномъ изъ новгородскихъ монастырей съ именемъ Иліи, велъ строго подвижническую жизнь, пребывалъ въ постѣ, молитвѣ и уединеніи. Слухъ о его святой жизни распространялся по Новгородской землѣ и доставилъ подвижнику общее уваженіе Въ 1163 году умеръ новгородскій епископъ Аркадій, иновгородцы единодушно избрали іеромонаха Илію на мѣсто почившаго Аркадія. Въ 1165 году онъ былъ посвященъ и затѣмъ, первый изъ новгородскихъ святителей, получилъ санъ архіепископа. Во время его святительства чудеснымъ заступленіемъ Богоматери Новгородъ былъ избавленъ отъ грозившаго ему разоренія.
Не смотря на общее уваженіе, которымъ до сего времени пользовался Илія, нашлись люди, которые не задумались взводить на него разныя клеветы. Завистники начали распространять слухи, что онъ живетъ безнравственно. Народъ взволновался, собрался у дома архіепископа и рѣшилъ погубить его. Илію вывели изъ покоевъ къ мосту черезъ рѣку Волховъ, тамъ спустили его на плотъ, не имѣющій веселъ, и предоставили его плыть по теченію. Но здѣсь совершилось чудесное явленіе: плотъ пошелъ не по теченію рѣки, а противъ теченія, къ Юрьеву монастырю. Иноки монастыря съ честью встрѣтили архипастыря. Народъ пришелъ въ страхъ; у храма св. Софіи собралась толпа, просили духовенство взять иконы и кресты и ходатайствовать передъ Иліею о прощеніи виновныхъ. Незлобивый Илія простилъ ихъ и возвратился на каѳедру. Незадолго до кончины онъ отказался отъ управленія новгородскою паствою, принялъ схиму съ именемъ Іоанна и скончался 7 сентября 1186 года.
II. а) Мы слышали возлюбл. во Христѣ бр , какъ незлобиво и кротко святитель Іоаннъ отнесся къ клеветавшимъ на него завистникамъ. А мы, бр., какъ ведемъ себя относительно тѣхъ, кто взведетъ на насъ клевету какую? Даже когда и не клевету, а сущую правду о насъ говорятъ, только правду для насъ непріятную, — мы и тогда не разражаемся ли обыкновенно противъ тѣхъ людей самымъ страшнымъ гнѣвомъ и ругательствами? Вмѣсто того чтобы разъяснить дѣло просто, кротко, мы не большею ли частію стараемся разсчитаться съ обидчикомъ своимъ такъ, чтобы никакъ ужъ въ долгу у него не остаться? И какихъ тогда безчестныхъ словъ не наговоритъ иной изъ насъ при этомъ? какими проклятіями не разгромитъ обидчика? какихъ угрозъ ему не накажетъ? А затѣмъ предъ тѣми, предъ нѣмъ оклеветаны мы, какъ большая часть изъ насъ защищается? какихъ клятвъ, какой божбы не бываетъ тутъ пущено въ ходъ, и чего-чего не наговоримъ мы и сами про оклеветавшаго насъ? Всю жизнь его опишемъ, всѣ недостатки переберемъ, и часто не его только недостатки, а и всѣхъ его родныхъ и знакомыхъ. И есть даже мнѣніе, что для того, чтобы снять съ себя то или иное нареканіе, именно такъ- то и надо всегда поступать съ клеветниками. Какое грубое заблужденіе думать—зло зломъ побѣдить! Други мой! Не зломъ побѣждается зло: аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его; аще же жаждетъ, напой, его. Сіе бо творя, угліе огненно собираешь, на главу его (Рим. XII, 20). Вотъ чѣмъ побѣждается зло. Но это выше силъ, скажете? Бываетъ. Въ такомъ случаѣ предай дѣло суду Божію, какъ и пишетъ тотъ же апостолъ (тамъ-же 19): не мстите за себя, но дайте мѣсто гнѣву Божію. Писано бо есть: Мнѣ отмщеніе,. Азъ воздамъ, глаголетъ Господь.
6) Не могу, братіе, при семъ не обратить вашего вниманія и на то: св. Іоаннъ былъ уважаемъ всѣми за свою высоко добродѣтельную жизнь. Между тѣмъ—что видимъ? И онъ оклеветанъ и обозванъ отъ завистниковъ живущимъ безнравственно. Вотъ примѣръ непостоянства людского: кого нынѣ любятъ, слушаютъ и почитаютъ, завтра—смотришь — по навѣту чьему-нибудь, забываютъ всѣ заслуги этого человѣка, все доброе его, и готовы опорочить, осмѣять своего благодѣтеля.— Для тѣхъ, кому терпѣть приходится отъ клеветы и зависти людской, примѣръ сей да послужитъ на утѣшеніе и ободреніе. Ибо если святые мужи терпѣли отъ клеветы: то намъ ли роптать на клеветниковъ?—Спросимъ себя по совѣсти: мы и сами-то насколько и всегда ли справедливы къ ближнимъ? Не бываемъ ли мы и сами-то почасту повинны въ этомъ грѣхѣ, который такъ возмущаетъ насъ въ ближнихъ? не склонны ли мы псами къ оклеветанію? Такъ услышалъ иной что-нибудь недоброе о другомъ,—что онъ обыкновенно дѣлаетъ въ этомъ случаѣ? Только ли то, что разсказываетъ о томъ другому и третьему, какъ самъ слышалъ? Не большею ли частію, если не всегда, бываетъ такъ, что при подобныхъ пересказахъ мы и отъ себя еще прибавимъ слово-другое для прикрасы? А это что—какъ не клевета съ нашей стороны противъ тѣхъ о комъ мы распускаемъ такіе преувеличенные слухи? Но если кто изъ насъ и терпѣливъ на языкъ и не имѣетъ несчастной привычки клеветать на другихъ: не грѣшатъ ли, однако, иногда и подобныя лица—тѣмъ, что все же вѣрятъ худымъ слухамъ, принимаютъ ихъ, и на основаніи сихъ слуховъ составляютъ о томъ или иномъ человѣкѣ дурное мнѣніе? Какъ угодно, а вѣдь съ нашей стороны крайняя несправедливость—со слуховъ думать о человѣкѣ худо; а слѣдовательно—и грѣхъ. Оклевстающаго тай искренняго своего, сего изгонять, говоритъ о себѣ псалмопѣвецъ (Пс. С, 5). Вотъ какъ должны поступать и мы съ тайно клевещущими на другихъ: гонять ихъ отъ себя надо, какъ людей самыхъ низкихъ, самыхъ опасныхъ и дурныхъ. Ибо таковы они и дѣйствительно:клеветникъ — подобникъ діавола, или вѣрнѣе — самъ онъ есть діаволъ. Ибо слово діаволъ собственно значитъ клеветникъ.
III. Да, други мой, бойтесь не только сами клеветать на другихъ, но и внимать клеветамъ; а случится кому сдѣлаться жертвой клеветы,—старайтесь смотрѣть на нее, какъ на наказаніе Божіе за нашу собственную склонность къ оклеветанію, и потому смиритесь предъ Господомъ и утѣшайте себя такимъ разсужденіемъ: пусть люди взводятъ противъ меня всякія небылицы, лишь бы не осудилъ меня Богъ и чиста была моя совѣсть. — Аминь. (Сост. по „Круг. поучен.“ прот. А. Бѣлоцвѣтова, изд. 5-е 1894 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий