Поученіе. Святой Кириллъ александрійскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Безмѣрное милосердіе Божіе должно побуждать насъ не къ безпечности, но къ покаянію.

  I. Святой Кириллъ, память коего нынѣ, родился въ Александріи во второй половинѣ IV вѣка отъ богатыхъ и знатныхъ родителей. Подъ руководствомъ своего дяди, архіепископа Ѳеофила, онъ изучалъ священное писаніе, а свѣтскія науки проходилъ въ знаменитой въ древности александрійской школѣ.

Живя въ богатомъ и многолюдномъ городѣ, Кириллъ не могъ привыкнуть къ городскому шуму, не любилъ развлеченій и искалъ уединенія. Онъ избралъ мѣстомъ своей пустынной жизни скитъ св. Макарія, гдѣ провелъ пять лѣтъ въ иноческихъ подвигахъ. Архіепископъ Ѳеофилъ вызвалъ его изъ пустыни въ Александрію и сначала причислилъ къ клиру, потомъ рукоположилъ въ діакона. По смерти Ѳеофила возникъ вопросъ, кого избрать на епископскую каѳедру. И народъ и духовенство указывали на Кирилла, котораго твердая вѣра, познанія въ священномъ писаніи и благочестивая жизнь рѣзко выдѣляли изъ числа другихъ желавшихъ занять александрійскій престолъ, и Кириллъ былъ избранъ.

Первымъ дѣломъ святителя была борьба съ ересью новаціанъ. Новаціане были послѣдователями римскаго священника Новація. Они утверждали, что тѣ, кто впалъ въ тяжкій грѣхъ послѣ крещенія, особенно же отрекшіеся отъ вѣры во время гоненій, если бы даже потомъ и раскаялись, должны быть на всегда отлучены отъ церкви. Новаціане думали составить церковь изъ однихъ только совершенныхъ и, будучи ослѣплены гордостью, считали такими только себя. Въ знакъ своей мнимой святости они носили бѣлыя одежды. Не такъ думали истинные христіане, слѣдуя ученію и примѣрну Христа, они утверждали, что нѣтъ грѣха, который превышалъ бы милосердіе Божіе, и что впавшіе въ тяжкіе грѣхи могутъ быть приняты въ церковь, если искренно растятся. Святой Кириллъ сначала дѣйствовалъ противъ новаціанъ убѣжденіемъ,  затѣмъ принужденъ былъ изгнать ихъ изъ Александріи. Еще болѣе, чѣмъ новаціане, возмущали спокойствіе церкви египетскіе іудеи и язычники. Ихъ было очень много въ Александріи и они постоянно наносили христіанамъ оскорбленія. Кириллъ изгналъ и ихъ, закрывъ синагоги и языческіе храмы. Удаляя изъ среды своей паствы враговъ православія, святитель въ то же время заботился и объ утвержденіи александрійскихъ христіанъ въ истинахъ вѣры, дѣйствуя словомъ и писаніями.

Св. Кириллъ принималъ дѣятельное участіе на 3-мъ вселенскомъ соборѣ, осудившемъ ересь константинопольскаго патріарха Несторія. Послѣ 32-хъ лѣтняго управленія александрійскою паствою святитель скончался (въ 444 г.), оставивъ по себѣ память, какъ о твердомъ защитникѣ православной вѣры и неутомимомъ проповѣдникѣ.

ІІ. Воспользуемся урокомъ изъ борьбы св. Кирилла съ ересью новаціанъ и размыслимъ, къ чему побуждаетъ насъ безмѣрное милосердіе Божіе.

Отецъ небесный такъ безпредѣльно милосердъ къ намъ, что весь судъ Свой надъ нами предалъ Сыну Своему, Котораго послалъ въ міръ для избавленія нашего, такъ безконечно благъ къ намъ Единородный Сынъ Божій, Господь и Судія нашъ, что туне даруетъ намъ прощеніе грѣховъ, которое купилъ Онъ цѣною крови Своея, тяжкими страданіями и крестною смертію! Теперь— одно слово: согрѣшишь ко Господу,— и Господь отъемлетъ беззаконія наша; теперь каждый только глаголи беззаконія твоя,—и оправдишися. Но неизреченное снисхожденіе Божіе сколько утѣшительно для насъ, столько же, съ другой стороны внушаетъ намъ и спасительный страхъ; это удобство получить прощеніе грѣховъ сколько возбуждаетъ надежду, столько же научаетъ со страхомъ время житія жительствовать.

а) И во первыхъ, чѣмъ легче и удобнѣе можемъ получать нынѣ прощеніе грѣховъ, тѣмъ безотвѣтнѣе будемъ, когда явимся на судъ Божій неоправданными. Господь Іисусъ Христосъ требуетъ отъ насъ только одного,—истиннаго покаянія и исповѣданія грѣховъ своихъ: глаголи беззаконія твоя, да оправдишися. Что же скажемъ мы послѣ сего въ оправданіе свое, если явимся на судѣ Божіемъ неоправданными? извинимся-ли недостаткомъ времени? Но долготерпѣніе Божіе даруетъ намъ его съ избыткомъ. Мало- ли времени для покаянія проведшему десятки лѣтъ жизни, тогда какъ для истиннаго покаянія нуженъ только часъ? Разбойникъ и въ краткое время страданій крестныхъ успѣлъ исповѣдаться и наслѣдовать рай. Сошлемся ли на какія-либо препятствія, или на обремененіе дѣлами житейскими? Но развѣ могутъ быть такія препятствія, которыя не дали бы возможности притти въ храмъ Божій и исповѣдать грѣхи свои? Развѣ есть дѣла важнѣе дѣла спасенія? Такъ, сугубо виновными об- рящемся на судѣ Божіемъ, если явимся тамъ во грѣхахъ, сугубой достойны будемъ казни какъ за содѣянные грѣхи, такъ и за то, что не воспользовались богодарованнымъ средствомъ къ снисканію прощенія грѣховъ. б) Чѣмъ легче и удобнѣе можемъ получить нынѣ прощеніе грѣховъ, тѣмъ преступнѣе нерадѣніе наше о покаяніи. Оставаться во грѣхахъ, когда каждую минуту готово для насъ прощеніе и помилованіе, не есть ли крайнее неразуміе и жестокая неблагодарность къ Искупителю? Неужели за то, что Богъ безконечно милостивъ къ тебѣ, ты презираешь благодѣянія Его? Или о богатствѣ благости Его и кротости и долготерпѣніи нерадиши, не вѣдый, яко благость Божія на покаяніе тя ведетъ (Рим. 2, 4)? Неужели не чувствуешь, что любовь Божія всѣмъ обиліемъ благости своей объемлетъ тебя, влечетъ тебя? И не самъ-ли ты многократно давалъ себѣ обѣтъ оставить путь не- честія, обратиться ко Господу и измѣнить образъ яшзни своей? Что-жъ остаешься при одномъ безплодномъ желаніи? Почему не пользуешься временемъ долготерпѣнія Божія? Думаешь-ли,что ему не будетъ конца и что имъ можно воспользоваться всегда., по собственному своему произволу? Нѣтъ, возлюбленный, время долготерпѣнія Божія не продолжительнѣе настоящей жизни нашей; и конецъ его такъ же неизбѣженъ и также неизвѣстенъ для насъ, какъ часъ смерти нашей. А за гробомъ уже нѣтъ покаянія: тамъ часъ суда, а не помилованія; тамъ торжество правосудія, а не долготерпѣнія и милосердія.

Не медли убо обратитися къ Господа и не отлагай день отъ дне; внезапну бо изыдетъ ярость Его, и во время мести погибнеши (Сирах. 5, 8, 9).

в) Чѣмъ легче и удобнѣе получаемъ мы; прощеніе грѣховъ, тѣмъ болѣе намъ должно быть благодарными Искупителю нашему; чѣмъ болѣе оставляется намъ, тѣмъ болѣе должно возлюбить Господа; чѣмъ болѣе являютъ намъ милосердія, тѣмъ осторожнѣе должны мы вести себя, чтобъ, по полученіи прощенія, не оскорблять паки своего Владыку и Господа новыми грѣхами. Что же дѣлаетъ послѣ сего тотъ, кто приходитъ къ таинству покаянія безъ намѣренія исправленія своей жизни, и отходитъ безъ твердой? рѣшимости оставить навсегда исповѣданный грѣхъ, и паки возвращается къ прежнимъ беззаконіямъ? Не явно- ли посмѣевается онъ милосердію Божію? Не очевидно-ли поругается долготерпѣнію Господню? Не второе-ли распинаетъ Сына Божія и попираетъ святѣйшую кровь Его, которою избавленъ онъ отъ вѣчныя смерти, ради которой; даровано ему отпущеніе грѣховъ? Чего долженъ ожидать себѣ такой презритель славы Божіей? Возлюби клятву, и пріидетъ ему; не восхотѣ благословенія и удалится отъ него. Богъ поругаемъ не бываетъ: страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31).

г) Нѣмъ легче и удобнѣе получаемъ сами/ прощеніе грѣховъ, тѣмъ скорѣе и охотнѣе должны прощать ближнимъ своимъ, согрѣшающимъ предъ нами; чѣмъ болѣе милосердія и снисхожденія оказываютъ намъ, тѣмъ снисходительнѣе намъ должно быть къ другимъ. Аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный; аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14, 15). Между нами и ближними нашими нѣтъ ходатая и посредника: намъ должно мириться самимъ, пока находимся на пути жизни; иначе соперникъ нашъ предастъ насъ судіѣ, и судія предастъ слузѣ, и ввергнутъ насъ во тьму кромѣшную.

III. Итакъ, мысль о преизбыточествующемъ милосердіи Божіемъ къ намъ не только не должна служить возглавіемъ нашей безпечности,—напротивъ, болѣе и болѣе должна возбуждать насъ къ истинному покаянію: милость бо и гнѣвъ у Него, и на грѣшницѣхъ почіетъ ярость Его (Сирах. 5,7). Аминь. (Сост. по „Поля. соб. пропов. “Димитріяархіеп. херс. и одес., т. IV, изд. 1890 г.).

 

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий