Поученіе. Святой мученикъ Акакій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 

 О святыхъ мученикахъ.

  I. Святой Акакій, воспоминаемый нынѣ церковью, мученикъ IV вѣка, былъ родомъ изъ Каппадокіи, по званію римскій сотникъ, и пострадалъ при царствованіи Максиміана.

Акакія за рѣшительный отказъ принести жертву идоламъ и за безбоязненное исповѣдаданіе христіанства подвергли жестокимъ мученіямъ, били воловьими жилами, и оловянными прутьями, затѣмъ заключили въ темницу, гдѣ въ продолженіе 7 дней святой мученикъ оставался безъ пищи. Изъ темницы въ тяжкихъ оковахъ онъ былъ приведенъ въ Константинополь и здѣсь послѣ новыхъ истязаній окончилъ жизнь подъ мечемъ палача. Константинъ Великій воздвигъ въ честь святого мученика Акакія храмъ на мѣстѣ его погребенія.

II. Въ день памяти св. мученика Акакія размыслимъ о страданіяхъ св. мучениковъ и почерпнемъ отсюда себѣ назиданіе.

а) Страшно и представить тѣ казни, коимъ подвергались побѣдоносные исповѣдники имени Христова! Темницы, голодъ, оковы, біеніе палицами, строганіе тѣла, разсѣченіе членовъ, жженіе раскаленнымъ  желѣзомъ, сожженіе въ огнѣ, утопленіе въ водахъ, отсѣченіе главы, распятіе на крестѣ,— все это, и большее, употреблено было нечестивыми мучителями. И можно, безъ увеличенія, сказать, что тогда весь адъ ополчился противу Христа въ лицѣ Его вѣрныхъ послѣдователей. Но не мученики изнемогли въ терпѣніи, а мучители въ изобрѣтеніи рода мученій. И кто же побѣждалъ эти полчища ада, какъ не Самъ Христосъ, дѣйствуя въ исповѣдникахъ имени Его Своею благодатію и всемогущею силою? Кто страдалъ въ мученикахъ, какъ не Тотъ, Который пострадалъ за весь міръ на крестѣ? Посему-то святые мученики часто не чувствовали тѣхъ страшныхъ болѣзней, которыя они терпѣли среди казней, и послѣ нанесенныхъ рань невидимою рукою внезапно исцѣлялись. Посему-то въ страданіяхъ ихъ столько совершилось знаменій и чудесъ, что нерѣдко сами гонители повергались предъ именемъ Распятаго и дѣлались мучениками. При такомъ покровительствѣ отъ Бога могло ли истребиться христіанство и погибнуть церковь Христова? Нѣтъ. Чѣмъ болѣе преслѣдовали христіанъ, тѣмъ болѣе они умножались; чѣмъ болѣе гнали церковь Христову, тѣмъ болѣе она распространялась и укрѣплялась, — и вотъ наконецъ, во дни благовѣрнаго императора Константина, она просіяла во всемъ величіи и славѣ, сдѣлавшись господствующею во всей римской имперіи и принявъ въ свое матерное лоно, какъ покорнаго сына, самого обладателя міра. Такъ опять исполнилось слово Христово, которое Онъ сказалъ о церкви Своей: врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18).

б) Вотъ, братіе, какіе прежде были христіане! Видите, сколь велика была ихъ вѣра въ Спасителя нашего Бога! Ежели сравнить вѣру мучениковъ съ нашею вѣрою, и терпѣніе ихъ съ нашимъ терпѣніемъ, мы безотвѣтно повинны Христу, Искупителю нашему. Мученики ни за что не хотѣли отпасть отъ вѣры во Христа. Ихъ не могли разлучить отъ любве Божья ни скорбь, ни тѣснота, ни гоненіе, ни гладъ, ни бѣда, ни мечъ (Рим. 8, 35). Мы же едва не ежечасно измѣняемъ Христу, то изъ лести, то по человѣкоугодію, то изъ страха лишиться чести, потерять расположеніе сильныхъ, понести ущербъ въ своихъ выгодахъ. Какая наша вѣра, когда мы о Богѣ и Спасителѣ нашемъ мало и думаемъ, когда мы судьбу свою подчиняемъ не промыслу Божію, а своимъ собственнымъ разсчетамъ,— когда мы въ случаѣ бѣдъ, напастей, болѣзней обращаемся не къ силѣ Божіей, а къ помощи человѣческой! Гдѣ наше терпѣніе, когда мы тяготимся всѣми христіанскими обязанностями: и бдѣніемъ, и молитвами, и постомъ, и не можемъ отказать ни въ чемъ своимъ чувственнымъ желаніямъ и страстямъ? Горе намъ, братіе! Чѣмъ мы можемъ извинить себя въ оскудѣніи нашей вѣры и дѣлъ христіанскаго благочестія? Внѣшними ли какими препятствіями? Но мы живемъ въ благословенное время мира христіанскаго: у насъ цари благочестивые, поборники вѣры и покровители святой церкви; мы ежедневно и и открыто призываемся на служеніе истинному Богу; насъ побуждаютъ и поощряютъ исповѣдывать имя Христово и исполнять всѣ христіанскія обязанности. Собственною ли нашею немощію? Но мученики развѣ не такіе же были люди? Развѣ они родились безплотными, или съ другою плотію, нежели какую имѣемъ мы? Нѣтъ. Они, какъ и всѣ святые, были, по выраженію слова Божія, подобострастны намъ(Іак. 5, 17), т. е. имѣли тѣ же немощи, ту же растлѣнную грѣхомъ природу; но, вооружившись вѣрою и любовію ко Христу, мужественно подвизались противу всѣхъ искушеній плоти, міра и діавола, и вотъ Богъ даровалъ имъ благодать и силу, при содѣйствіи которыхъ они восторжествовали надъ всѣми своими врагами, получили себѣ побѣдные вѣнцы. Отъ чего же и намъ не быть подражателями ихъ? Вѣдь и намъ всегда готова помощь небесная. Богъ, говоритъ Писаніе, всѣмъ человѣкомъ хочетъ спастися (1 Тим. 2, 4), и Іисусъ Христосъ, Помощникъ и Спаситель нашъ, вчера и днесь тойже и во вѣки (Евр. 13, 8). Начнемъ только дѣло своего спасенія, и не замедлитъ посѣтить насъ сила Божья, готовая во спасете всякому вѣрующему (Рим. 1,16).

III. Будемъ, братіе, воодушевляться вѣрою и терпѣніемъ святыхъ мучениковъ и съ ревностію проходить поприще христіанской нашей жизни, поборая грѣховныя страсти и растлѣнные міра обычаи, чтобы святые мученики были молитвенниками за насъ и помощниками намъ въ немощахъ нашихъ, а не обличителями нашими предъ Богомъ. Аминь. (Сост. по Ч. М. и кн.: «Сѣятель благочестія» прот. Нордова, т. I, изд. 1891 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий