Поученіе. Святой мученикъ Исидоръ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Черты истиннаго исповѣдника Христова.

 I. Нынѣ совершается память св. мученика Исидора. Святой Исидоръ былъ родомъ изъ Александріи и жилъ въ III вѣкѣ; онъ служилъ въ римскомъ войскѣ. Въ царствованіе Декія былъ объявленъ по римской имперіи указъ, повелѣвавшій, подъ страхомъ мученій и смерти, всеобщее поклоненіе идоламъ.

Исидору предстояло наравнѣ съ прочими воинами совершить поклоненіе, но онъ мужественно исповѣдалъ себя христіаниномъ. „Можно убить мое тѣло, — говорилъ онъ при допросѣ,—но надъ душою моею никто не имѣетъ власти. Пусть мучатъ меня: у меня есть истинный Богъ, Который и по смерти моей будетъ со иною“. Послѣ многихъ мученій Исидоръ былъ лишенъ жизни чрезъ обезглавленіе (251 г.). Тѣло его, брошенное безъ погребенія, было предано землѣ его другомъ Аммоніемъ. Впослѣдствіи часть мощей святого мученика Исидора была перенесена въ Константинополь и положена въ храмѣ святой Ирины.

II. Въ день, посвященный памяти мужественнаго исповѣдника св. вѣры христіанской, мученика Исидора, разсмотримъ, братія, тѣ признаки и свойства, по которымъ безошибочно можно узнать истинныхъ исповѣдниковъ Христовыхъ.

а) Православное исповѣданіе, собственно говоря, есть не что иное, какъ сердечное принятіе и открытое засвидѣтельствованіе истинъ слова Божія. По этому опредѣленію исповѣданія, мы удобно можемъ познать и прямаго исповѣдника Христова. Кто слово Божіе признаетъ и пріемлетъ за правило своей жизни, за зерцало своихъ дѣяній и за источникъ Божія къ себѣ милосердія: тотъ по справедливости можетъ назваться пря мымъ исповѣдникомъ Христовымъ. Таковы были всѣ богоносные свѣтильники церкви, которые, предпочитая слово Божіе злату, и сребру, и каменію драгоцѣнному, и паче меда устомъ своимъ (Псал. 118, 103), съ такимъ плодоносіемъ упражнялись въ поученіи онаго, что не только съ избыткомъ насыщали себя этою духовною пищею, но и множество другихъ питая ею, содѣлали ихъ истинными исповѣдниками Христовыми. Но не таковъ отвергшійся отъ Христа безбожникъ, который посмѣевается слову Божію; не таковъ слѣпой обожатель природы, который, измѣряя глубину Откровенія естественными законами, нищету ума своего противопоставляетъ богатству разума Божія; не таковы были исуть развратные толкователи Божественнаго писанія, которые, дѣлая насиліе истинному его смыслу и содержанію, даже до днесь раздираютъ Христову церковь. Всѣ таковые, отвергающіе истины слова Божія, отвергаются Самого Христа. Сколь же они отличны отъ исповѣдниковъ Христовыхъ, всякому очевидно.

б) Другая черта прямаго исповѣдника Христова, непосредственно соединяющаяся съ первою,—состоитъ въ благоговѣйномъ принятіи и наблюденіи преданій церкви, кои или явно заключаются въ св. писаніи, или выводятся изъ него чрезъ правильное заключеніе, или изобрѣтены для благолѣпія храма Божія. Такъ, начало употребленія въ церкви Христовой св. иконъ мы имѣемъ въ украшеніи скиніи, гдѣ Богъ повелѣваетъ Моисею изваяти изъ злата двухъ херувимовъ и поставить по обѣимъ сторонамъ очистилища, а другихъ херувимовъ сотврить дѣломъ тканымъ (Исход. 25, 18, 6, 31) на завѣсахъ и бокахъ скиніи. Отсюда же непосредственно слѣдуетъ и поклоненіе иконамъ, и почитаніе ихъ. Ибо ежели Богъ благоволилъ быть познанъ Моисею ивозглаголать къ Нему чрезъ изваянныхъ оныхъ херувимовъ: то не паче ли благоволитъ познанъ быть въ созерцаемомъ нами Своемъ изображеніи и благодатно возглаголать къ намъ? То же разумѣть должно объ иконѣ преблагословенныя и пречистыя Дѣвы Богоматери, и объ иконахъ друговъ Божіихъ, молитвами своими намъ споспѣшествующихъ, и къ подражанію своей святости насъ возбуждающихъ, также о возжигаемыхъ свѣтильникахъ, о куреніи ѳиміама, и о сооруженіи утварей церковныхъ, о троеперстномъ сложеніи и о прочемъ. Все это весьма нужно и полезно для соблюденія единства въ прославленіи Бога и почтеніи св. Божіихъ человѣковъ, узаконившихъ сіе, и наконецъ для различія между прямыми сынами церкви и между отступниками отъ ея.

Итакъ, по принятію или отверженію церковныхъ преданій весьма отличаются отъ исповѣдниковъ Христовыхъ тѣ, которые или не чтятъ св. иконъ, или чтятъ, боготворя вещественность ихъ; кои вмѣсто изображаемой, въ сложеніи трехъ большихъ перстовъ, Св. Троицы, слагаютъ оные на еретическое раздѣленіе личнаго во Христѣ единства; кои, не пріемля призванныхъ отъ Бога пастырей и гнушаясь апостольскими преемниками, желаютъ быть или пасомыми падшими подъ клятву, или избѣгающими строгости правосудія іереями, или дерзновенно возложившими на себя эту высокую должность простолюдинами. Ей! всѣ таковые не суть чада церкви, слѣдовательно не суть и истинные исповѣдники Христовы. Но мы, оставя ихъ судьбамъ Божіимъ, продолжимъ слово наше объ истинныхъ исповѣдникахъ Христовыхъ.

в) Такъ какъ успѣхъ всякаго дѣла познается изъ своего окончанія: то и истинные исповѣдники Христовы, дабы быть совершенно таковыми до самой кончины жизни своей, непоколебимы пребываютъ въ исповѣданіи своемъ въ засвидѣтельствованіе же сего постоянства своего, терпѣливо переносятъ несчастія, побѣждаютъ самихъ себя, противостоятъ искушеніямъ и самую смерть ни во что вмѣняютъ, только бы не быть отлученными отъ исповѣдуемаго ими Христа. Эта черта исповѣдника Христова столь ему собственна и неотъемлема, что не только явно отвергшіеся отъ Христа, но даже никто изъ христіанъ, сколько нибудь сомнѣвающійся и малодушествующій въ вѣрѣ не можетъ себѣ предвосхитить ея. Кто почтетъ безопаснымъ того мореходца, котораго судно посреди волненія бурнаго колеблется и возметается, и который не только потрясенъ отъ страха, но и лишенъ всѣхъ чувствъ? Кто въ подвигѣ борьбы можетъ хвалиться побѣдою, когда хитрый сподвижникъ его успѣлъ уже поколебать стопы его? Вѣренъ ли тотъ своему государю, который, ослѣпившись богатыми дарами непріятеля, намѣревается предать ему свое отечество? Великодушенъ ли тотъ, который, увидѣвъ смерть, не только теряетъ крѣпость души своей,но и,подобно робкимъ младенцамъ, защищается отъ нея только жалостнымъ воплемъ? Всѣ эти подобія изображаютъ подвигъ нашего исповѣданія. Но увы, немощи человѣческія! Не всякій линзъ насъ сознается, что душа наша нерѣдко сѣется грѣховными сомнѣніями, какъ пшеница, гдѣ плевелы зловредныхъ помысловъ, поднявшись на нѣсколько времени вверхъ, опять ниспадаютъ и смѣшиваются съ чистою пшеницею! Сколь часто торжествуетъ надъ нами міръ сей, износи изъ нѣдръ своихъ сокровища, и наводнивъ ими, какъ потопною водою, сердце наше,— погашаетъ огнь любви ко Христу! Сколь часто буйныя страсти свергаютъ нашъ разумъ съ его престола, и для удовлетворенія своимъ прихотямъ заставляютъ забыть и долгъ христіанина, и Самого Творца! Сколь часто несчастія, опершись ужасною своею тяжестію на храмину души нашей, угрожаютъ ей конечнымъ истребленіемъ вѣры! Сколь часто соблазны и ухищренія, угрозы и ласкательства міра отторгаютъ насъ отъ Христа! Сколь же необходимъ намъ послѣ сего мечъ глагола Божія, щитъ вѣры и сила благодати Божіей, дабы, низложивъ враговъ нашихъ, содѣлаться намъ истинными исповѣдниками Христовыми...?

III. Всемогущій Христе Іисусе! Мы. подъ Твоимъ знаменіемъ воинствуя въ жизни сей, отъ Тебя же и просимъ благовременныя помощи, да не оскудѣетъ наша въ Тебя вѣра, да бывъ облечены Твоею благодатію свыше, до послѣдняго нашего издыханія дерзновенно исповѣмы Тя Бога нашего предъ человѣки, да тако и Ты насъ истинныхъ исповѣдниковъ Твоихъ исповѣси предъ Отцемъ Твоимъ, Иже на небесѣхъ. Аминъ. (Сост. по „Собр. словъ, бесѣдъ и рѣчей“ Арсенія, митр. кіевск., ч. II, изд. 1874 г.).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий