Поученіе. Святой великомученикъ Прокопій

Прот. Григорій Дьяченко

Гдѣ и какъ является намъ I. Христосъ?

I. Святой Прокопій (III в.), воспоминаемый нынѣ церковью, до принятія христіанства называвшійся Неаніемъ, жилъ въ Іерусалимѣ. Отецъ его былъ христіанинъ, мать язычница; послѣдняя воспитала его въ язычествѣ и опредѣлила въ службу.

Въ то время царствовалъ въ римской имперіи Діоклитіанъ. Неаній получилъ отъ него порученіе преслѣдовать христіанство, но поѣхалъ не особенно охотно; онъ видалъ многихъ христіанъ въ домѣ своего отца, самъ вглядывался въ жизнь ихъ и много слышалъ отъ другихъ о той твердости, съ какою отстаиваютъ они свои убѣжденія. Такимъ образомъ Неаній составилъ себѣ мнѣніе о христіанахъ, какъ о людяхъ достойныхъ, и только долгъ службы могъ понудить его къ исполненію непріятнаго порученія императора. На пути къ мѣсту назначенія Неанія и спутниковъ его застигла буря; затѣм;ь началось землетрясеніе. И вотъ въ шумѣ бури слышится Неанію голосъ, упрекающій его за то, что онъ хочетъ возстать на Самого Христа. „Кто Ты, Господи? " въ страхѣ спросилъ Неаній. „Я Іисусъ распятый, Сынъ Божій“, отвѣчалъ голосъ—и въ то же время Неаній увидѣлъ на небѣ изображеніе креста. Это видѣніе сильно повліяло на Неанія. Прибывъ въ городъ Скиѳополь, онъ заказалъ себѣ сдѣлать крестъ на подобіе видѣннаго въ небѣ; отнынѣ этотъ крестъ онъ съ благоговѣніемъ хранилъ при себѣ. Съ христіанами Неаній обращался кротко. Затѣмъ онъ направился въ Константинополь. Здѣсь граждане обратились къ нему съ просьбою отразить набѣги дикихъ кочевниковъ, которые нерѣдко нападали на городъ и грабили въ немъ. Неаній съ небольшимъ числомъ воиновъ вышелъ противъ варваровъ и разбилъ ихъ. Возвращаясь съ побѣдой, онъ встрѣтилъ свою мать; та радовалась, благодарила боговъ за побѣду и убѣждала сына совершить торжественное жертвоприношеніе идоламъ. Но Неаній сталъ говорить ей, что не ничтожнымъ языческимъ богамъ онъ обязанъ своей побѣдой, а единому истинному Богу, и въ доказательство ничтожности идоловъ вошелъ вмѣстѣ съ матерью въ молельню ея и началъ сокрушать идоловъ, попирая ихъ ногами. Мать оскорбилась и поспѣшила въ Антіохію, гдѣ жилъ императоръ, съ жалобою на сына. Діоклитіанъ немедленно поручилъ палестинскому правителю Юсту разслѣдовать дѣло и, если Неаній объявитъ себя христіаниномъ, то дѣйствовать на него убѣжденіями, авъ случаѣ неуспѣха и мѣрами строгости. Юстъ сообщилъ Неанію о повелѣніи императора; Неаній дѣйствительно исповѣдалъ себя христіаниномъ. Тогда начался для него рядъ мученій, настолько жестокихъ, что сами язычники при видѣ страданій святого мученика содрогались, а нѣкоторые плакали. „Не обо мнѣ плачьте ", говорилъ имъ Неаній, „а о погибели душъ вашихъ". Наконецъ онъ былъ обезглавленъ обративъ во время мученій ко Христу множество язычниковъ.

II. Голосъ Господа, услышанный Неаніемъ въ шумѣ бури и землетрясеніи, побуждаетъ насъ, возл. бр., размыслить о томъ, не явлется ли и намъ Господь I. Христосъ, и гдѣ, и какъ онъ является?

Се Азьсъ вами есмь. Это божественное обѣтованіе принадлежитъ, братіе, и намъ—послѣднимъ ученикамъ Христовымъ; ибо, по слову Самого Господа, оно простирается на всѣ дни до окончанія вѣка. Какъ не оставилъ Онъ сирыми св. апостоловъ, такъ не оставляетъ и никогда не оставитъ сирыми и насъ, если мы сами не оставляемъ Его и не удаляемся отъ Него умомъ и сердцемъ своимъ. Какъ пребывалъ Онъ съ св. апостолами и являлся имъ Своею божественною помощію, Своимъ всемогущимъ содѣйствіемъ, Своимъ благодатнымъ утѣшеніемъ; такъ является, даетъ ощущать Свою божественною силу и какъ бы осязать Себя и намъ.

а) Гдѣ же и какъ является? Яко Господ и Владыка всяческихъ, емуже даде я всякая власть на небеси и на земли, какъ вѣчный Архіерей, прошедый небесами всемогущій Ходатай нашъ предъ Богомъ Отцемъ, Онъ является намъ во всей нашей жизни—въ ея началѣ и продолженіи, въ ея исходѣ и скончаніи: о Немъ бо живемъ и движемся и есмы. Сѣдя одесную Бога Отца, Онъ выну ходатайствуетъ предъ Нимъ о всемъ мірѣ, ходатайствуетъ преимущественно о вѣрующихъ въ Него, ходатайствуетъ о самыхъ грѣшникахъ, противящихся Ему. Умоляемый имъ Отецъ небесный еще милуетъ и ущедряетъ міръ Своими богатыми дарами, продолжаетъ сіять солнце Свое на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и неправедныя. Ради Его всемогущаго ходатайства правосудіе Божіе медлитъ поражать грѣшниковъ праведнымъ судомъ Своимъ, долготерпѣливо ожидая ихъ обращенія и покаянія. Ради Его ходатайства Отецъ небесный милостиво пріемлетъ всѣ прошенія и исполняетъ во благихъ всѣ желанія вѣрныхъ чадъ Своихъ, ниспосылаетъ имъ свыше всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ. Итакъ, возлюбленный собратъ мой, если, несмотря на грѣховность свою, ты наслаждаешься еще жизнію и здоровьемъ, — это Господь Іисусъ Христосъ, Единородный Сынъ Божій, Своимъ ходатайствомъ предъ Отцемъ поддерживаетъ тебя, укрѣпляетъ тебя, животворитъ тебя. Имѣешь ли въ довольствѣ все, благопотребное для жизни, украшается-ль жизненный путь твой цвѣтами радостей? Это — даръ любви Отца небеснаго, ниспосылаемый свыше ради ходатайства о тебѣ Единороднаго Сына Божія. Чувствуешь ли на себѣ удары несчастій и скорбей? Это — не жезлъ гнѣва и отверженія праведнаго Судіи, а наказаніе любви Отеческой, которая влечетъ тебя къ Единородному Своему Сыну: еюже бо любитъ Господь,наказуемъ: біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ: судими болотъ Господа наказу емся. данесъ міромъ осудимся (Евр.
12, 6; 1 Кор. 11, 32.). Умѣй же, возлюбленный, срѣтать всюду благоговѣйно мыслію и благодарнымъ сердцемъ всегда и во всемъ присущаго и всегда благодѣющаго намъ Господа!  Не приписываю, подобно древнимъ язычникамъ, какому то безумному случаю того, что совершается въ насъ и для насъ благодатію и силою Господнею. Не спрашивай, подобно исцѣленному Господомъ слѣпцу: кто есть Сынъ Божій, да вѣрую въ Него?

б) Но особенно видимо и, такъ сказать, осязаемо присутствуетъ съ нами и является намъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ церкви Своей, которая есть тѣло Его, которая живетъ Его божественною жизнію, священнодѣйствуетъ Его божественною благодатію, все творитъ Его божественною силою и властію. Здѣсь то, братіе мой, въ св. храмѣ, какъ въ собственномъ благодатномъ дому Своемъ, пребываетъ выну Господь нашъ не только вездѣприсущимъ Божествомъ, но и самою пречистою плотію и кровію Своею; здѣсь то преимущественно мы и можемъ приближаться къ Нему вѣрою, любовію и упованіемъ, можемъ даже видѣть Его и слышать Его. Ибо здѣсь мы видимъ божественный ликъ Его, который Онъ Самъ завѣщалъ церкви Своей, чудодѣйственно отпечатлѣнъ его на убрусѣ, —ликъ, исполненный благости и милосердія, любви и состраданія, кротости и долготерпѣнія, но вмѣстѣ сіяющій божественнымъ величіемъ и святостію, нелицепріятнымъ судомъ и правдою. Здѣсь, въ храмѣ Божіемъ, Господь оставилъ намъ жиживотворящій крестъ Сбой, на которомъ Онъ былъ распятъ, пострадалъ и умеръ для спасенія насъ отъ проклятія и вѣчной смерти, которымъ упразднилъ имущаго державу смерти, сирѣчь діавола, который Онъ оставилъ намъ во свидѣтельство удовлетворенія правдѣ Божіей за грѣхи всего міра и примиренія нашего съ Богомъ, въ залогъ Своей побѣдоносной силы, ограждающей вѣрныхъ отъ всѣхъ козней и навѣтовъ вражіихъ. Здѣсь св. евангеліе—этотъ божественный завѣтъ Его, въ которомъ Онъ завѣщалъ намъ, якоже завѣща ему Отецъ, царство, который скрѣпленъ и запечатлѣнъ Его святѣйшею кровію, изліянною за грѣхи міра, въ которомъ благовѣствуется то же божественное слово Его, которое Онъ Самъ, Своими пречистыми устами, проповѣдывалъ во Іудеѣ.

Но сего мало. Въ храмѣ Божіемъ священнодѣйствуется самое таинство искупленія нашего, совершившееся на Голгоѳѣ въ крестной смерти Христовой. Здѣсь видимъ самое пречистое тѣло Его, за насъ ломимое во оставленіе грѣховъ, и самую пречистую кровь Его, за насъ изливаемую во оставленіе грѣховъ; слышимъ Его Самого, призывающаго насъ къ Своей божественной трапезѣ: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое; пійте отъ нея вси, сія есть кровь Моя.

III. Такъ, премилосердный Господь нашъ, и вознесшись на небо плотію, не оставилъ насъ, но пребываетъ съ нами неотступно. Надобно и намъ, братіе мой, не оставлять Его всѣмъ умомъ и сердцемъ своимъ, не отпадать отъ Него малодушною измѣною завѣту Его, не удаляться отъ Него грѣхами и беззаконіями, пребывать въ Немъ вѣрою живою и неотступною, любовію крѣпкою и николиже отпадающею, упованіемъ живымъ и непосрамляющимъ. Будите во Мнѣ, и Азъ въ васъ, говоритъ Онъ намъ: аще кто во Мнѣ не пребудетъ, извержется вонъ якоже розга, и изсъшетъ (Іоан. 15,4, 6). Аминъ. (Сост. по Ч. М. и проповѣд. Димитрія, архіеп. херсонск. и одесск., т. I, изд. 1889 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий