Поученіе. Святые мученики Ѳеопемптъ и Ѳеона

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Отчего мы боимся смерти?

Мученики Ѳеопемптъ и Ѳеона

I. Воспоминаемый нынѣ св. Ѳеопемптъ былъ епископъ Никомидіи (въ Малой Азіи) и жилъ во второй половинѣ III-го вѣка, при римскомъ императорѣ Діоклитіанѣ.

Онъ первый пострадалъ отъ гоненія на христіанъ Малой Азіи, отказавшись въ присутствіи самого императора кланяться идоламъ и приносить имъ жертвы. «Тѣ, кому ты поклоняешься», сказалъ Ѳеопемптъ императору, «не боги, и какими бы ты муками ни грозилъ мнѣ, ты не заставишь меня почитать ихъ». Діоклитіанъ велѣлъ бросить епискоаа въ горящую печь; предупреждая его намѣреніе, Ѳеопемптъ самъ вошелъ въ нее, а на другой день воины нашли его невредимымъ. Нерѣдко суевѣрные язычники видѣли въ христіанскихъ чудесахъ дѣйствіе волшебства; такъ было и на этотъ разъ. Убѣжденный въ томъ, что Ѳеопемпту помогаетъ волшебство, Діоклитіанъ велѣлъ отыскать волхва, который обладалъ бы этимъ искусствомъ еще въ большей степени. Одинъ волхвъ, по имени Ѳеона, явился на вызовъ императора; послѣдній обѣщалъ ему большія почести и награды. «Я сдѣлаю надъ тобою два опытаа, сказалъ Ѳеона епископу, «и если ты останешься послѣ нихъ живъ, то и я увѣрую въ твоего Бога». Затѣмъ онъ далъ съѣсть ему двѣ небольшія лепешки, въ которыя былъ положенъ ядъ; Ѳеопемптъ остался невредимъ. Удивленный Ѳеояа далъ выпить ему воды, въ которую была положена ядовитая трава; но и она не повредила епископу. Тогда волхвъ въ изумленіи упалъ къ ногамъ святителя и воскликнулъ: «нѣтъ иного Бога кромѣ Того, въ Котораго ты вѣруеіпь; я христіанинъ и Христу поклоняюсь». Въ темницѣ, куда Діоклитіанъ приказалъ отвести обоихъ исповѣдниковъ, епископъ утвердилъ Ѳеону въ христіанской вѣрѣ и крестилъ. Послѣ новыхъ истязаній, истощивъ всѣ средства къ погубленію святителя, императоръ наконецъ приказалъ отсѣчь Ѳеопемпту голову (303 г.). Святитель радостно принялъ это извѣстіе и воскликнулъ: «благословенъ Богъ, удостоившій меня достигнуть того дня, котораго я желалъ во всякое время». Послѣ мученической кончины св. Ѳеопемпта Діоклитіанъ угрозами и обѣщаніями старался расположить Ѳеону къ отреченію отъ Христа, но встрѣтилъ твердый отказъ. Тогда онъ повелѣлъ бросить его въ глубокій ровъ и засыпать землею. Ѳеона скончался въ 303 году.

II. Братіе христіане! Св. Ѳеопемптъ радуется при вѣсти о близкой кончинѣ и съ радостію переселяется отъ земли на небо. Отъ чего же мы не чувствуемъ въ себѣ ничего подобнаго при мысли о часѣ смертномъ и въ минуты смертной опасности? Отъ чего, наоборотъ, даже боимся и вспомнить о смерти, тогда какъ и для христіанина смерть есть то же не что иное, какъ переселеніе отъ земли на небо, перемѣна худшаго на лучшее?

а) Боимся смерти, не желаемъ даже и думать о ней отъ того, что мало любимъ Спасителя своего. Кто кого любитъ, тотъ къ тому стремится всей душой, тотъ ждетъ-не-дождется той минуты, когда можно ему будетъ узрѣть любимаго своего. Вотъ св. ап. Павелъ любилъ Спасителя Іисуса Христа, Которому отдалъ всего себя, посвятилъ всю жизнь свою, — и смотрите, чего онъ болѣе желаетъ — желаніе имый разрѣшитися и со Христомъ быти, — желаетъ разрѣшенія чего? души отъ тѣла, т. е. смерти, какъ единственнаго средства быть неразлучнымъ со Христомъ и созерцать Его вѣки безконечные. Но наша любовь ко Христу очень слаба, поэтому намъ и не хочется итти къ Нему и не хочется умереть. Какъ въ этой жизни, когда находимся въ тѣлѣ, мы не находимъ сладости въ любви ко Христу, — какъ здѣсь мы по большей части холодны къ храму — къ главному мѣстопребыванію Христа на землѣ, и къ таинству причащенія, въ которомъ христіанинъ таинственно соединяется со Христомъ, — какъ здѣсь не находимъ удовольствія въ исполненіи заповѣдей Христовыхъ, почитая даже за тягость жить по волѣ Христа, словомъ: всегда болѣе или менѣе были здѣсь далеки отъ Христа, такъ не можемъ представить себѣ блаженства пребыванія со Христомъ и на небеси. А не умѣя представить этого блаженства, мы и не стремимся къ нему, — и мысли о смерти бѣжимъ, и самой смерти ужасаемся, какъ самаго страшнаго событія для насъ. Христіанинъ! люби Христа, посвяти Ему свою жизнь, живи для славы имени Его, для того, чтобы удостоиться жизни на небеси съ Нимъ, — и ты смерти бояться не будешь, даже возрадуешься, когда болѣзнь — вѣстникъ этой смерти — придетъ къ тебѣ.

б) Еще отъ чего боимся смерти — не любимъ мысли о ней? Отъ того, что мы очень привязаны къ жизни сей. Конечно слѣдуетъ любить жизнь, но любить только, какъ даръ Божій, и не до такой степени любить, чтобы ее ставить выше всего. Есть предметы болѣе достойные любви — это, во-первыхъ, Самъ Жизнодавецъ — Тотъ, Кто далъ намъ жизнь, — это блаженная вѣчность, для которой дана намъ жизнь настоящая. Но мы любимъ жизнь, не какъ средство для полученія жизни вѣчной, а какъ средство къ полученію утѣшеній, разнаго рода удовольствій именно въ этомъ мірѣ, — мы видимъ въ ней средство къ насдажденіямъ. Разстаться съ жизнію значитъ разстаться съ любимыми нашими наслажденіями, а ихъ намъ жалко. Отсюда и скорбь при мысли о смерти. Но не будемъ пристращаться къ жизни и ея благамъ, будемъ все любить въ Господѣ, для Господа и никакъ не болѣе Господа. Будемъ всѣмъ, что намъ посылаетъ Богъ въ сей жизни, пользоваться такъ, чтобы быть всегда готовыми съ радостію — безъ сожалѣнія оставить то. — Не будетъ наше сердце привязано къ благамъ жизни, и смерть для насъ страшною не будетъ, мы встрѣтимъ ее легче, спокойнѣе, чѣмъ какъ встрѣчаютъ многіе теперь.

в) Еще смерть намъ страшна отъ того, что мы мало готовимся къ смерти. Ученикъ хорошо готовый къ испытаніямъ не боится никакой строгости ихъ. Управитель всегда вѣрный своему господину, по совѣсти ведущій дѣло, не боится пріѣзда господина, когда бы ни явился онъ. Онъ всегда готовъ отдать отчетъ ему. Но въ насъ нѣтъ этой готовности предстать предъ нелицепріятнаго Судію, мало мы думаемъ о душѣ, невѣрны обѣтамъ, даннымъ при крещеніи, живемъ не по евангелію, мы безпечны, нерадивы, не заботимся душу украсить добрыми качествами и особенно дѣлами милосердія, заботимся болѣе о томъ, чтобы здѣсь было хорошо. Совѣсть насъ во всемъ этомъ обличаетъ, обличаетъ часто, а иногда очень сильно — неумолимо. — Послѣ этого понятно, можетъ ли быть для насъ сладка мысль о смерти, мы боимся ея, какъ злѣйшаго врага своего, потому что не знаемъ, что будетъ съ нами — нашею душею, кто защититъ насъ на судѣ Божіемъ, избѣжимъ ли вѣчныхъ мученій, уготованныхъ безпечнымъ нераскаяннымъ грѣшникамъ. Но и въ этомъ случаѣ есть намъ средство избѣжатъ страха смертнаго. Это вѣра въ заслуги Спасителя, это духъ покаянія, духъ молитвы. Итакъ приноси это покаяніе, полагай каждый день начало своему обращенію на путь спасенія, вѣруй въ заслуги Распятаго, ради которыхъ Отецъ Небесный готовъ прощать кающемуся самое безчисленное множество грѣховъ, — блюди надъ своими мыслями, желаніями, словами, дѣлами, насколько возможно чаще устремляй свой молитвенный взоръ къ небу, имѣй твердое желаніе во всемъ поступать по заповѣдямъ Христа, — спѣши чаще соединяться со Христомъ въ таинствѣ причащенія, — и тогда смерть потеряетъ для тебя свой ужасъ. Итакъ, грѣшникъ, не смерти бойся, но грѣховъ. Правда, смерть ужасала иногда и великихъ праведниковъ. Но въ этой же праведности, въ этой чистотѣ и непорочности своей они находили и успокоеніе себѣ, и самое сильное оружіе противъ страха смертнаго. Такъ преподобный Иларіонъ такимъ образомъ успокоивалъ свою. душу, смущенную страхомъ суда Божія, въ часъ смертный: «изыди, душа моя, изыди, чего страшишься? почто колеблешься? ты почти 70 лѣтъ служила Христу — и боишься смерти».

III. Господи! Дай намъ безъ страха встрѣтить смерть. Дай намъ по смерти не новую вѣчную смерть увидать, а удостоиться вѣчной жизни со всѣми святыми. Аминь. (Сост. по «Сборн. общепонятн. поучен.» свящ. П. Шумова, вып. 2-й, 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий