Поученіе. Святый благовѣрный князь царевичъ Димитрій угличскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Таинственныя судьбы правосудія и благости Божіей.

I. Прошло три вѣка послѣ того, какъ совершилось ужасное событіе — убіеніе невиннаго осьмилѣтняго отрока, наслѣдника русскаго престола, царевича Димитрія, память коего совершается нынѣ.

Мученическая кончина его послѣдовала, можетъ быть, въ тѣ же самыя минуты, въ которыя мы теперь, благоговѣя предъ неисповѣдимыми путями Промысла Божія, воспоминаемъ эту горестную кончину его. Исторія передаетъ намъ, что царевичъ Димитрій, занимаясь дѣтскою игрою въ послѣобѣденное время на бѣломъ дворѣ, близъ своего дворца, 15-го мая 1591 года, непредвидѣнно пораженъ былъ ножемъ убійцы, и умеръ смертію мученика, обливаясь своею кровію.

II. Кто злоумыслилъ такое беззаконіе, и чего домогаясь, — это оставимъ дознавать людямъ, особо призваннымъ къ изслѣдованію минувшаго, а теперь во храмѣ Всевѣдца и Вседержителя, безъ воли Котораго и власъ главы нашей не гибнетъ, помыслимъ благоговѣйно къ назиданію нашему о тайнственныхъ судьбахъ Ею правосудія и благости, по коимъ Онъ попустилъ совершиться на землѣ нашей ужасному злодѣянію, повлекшему за собою столько смутъ и народныхъ бѣдствій. Промыслъ Божій, особенно хранящій Помазанниковъ Своихъ и родъ ихъ, на сей разъ не отвратилъ удара, направленнаго на убіеніе невиннаго отрока, со смертію коего долженъ былъ пресѣчься и угаснуть навсегда древній знаменитый родъ князей и царей русскихъ.

Судьбы Божій, братіе, бездна многа. Исповѣдуемъ здѣсь и мы со святымъ апостоломъ непостижимость путей Провидѣнія небеснаго. О глубина богатства, и премудрости, и разума Божія! яко не испытани судове Его и неизслѣдовани пущіе Его (Римл. XI, 33). О имени Его святомъ дерзаемъ только рещи, что праведный Судія Господь, передающій грѣхи Отцевъ на чада (Исх. XX, 35), можетъ быть, и въ настоящемъ случаѣ восхотѣлъ въ сынѣ — отрокѣ посѣтить жезломъ наказанія неправды отца, который не даромъ, не безъ основанія нареченъ «Грознымъ» отъ всѣхъ своихъ современниковъ, а равно и неправды раболѣпныхъ служителей его. Съ другой же стороны, можетъ быть, Господь восхотѣлъ допустить, чтобы смуты и крамолы междуцарствія, постигшія Россію вслѣдъ за убіеніемъ царевича, послужили сколько наказаніемъ для современниковъ за удобопреклонность ихъ къ смутамъ и крамоламъ, столько вразумленіемъ для насъ,— потомковъ ихъ, да познаемъ и увѣдаемъ великую цѣну самодержавія и государственнаго благоустройства, нами унаслѣдованнаго отъ предковъ, а имъ въ свое время стоившаго тяжкихъ испытаній и кровавыхъ жертвъ.

Народъ русскій, искушенный посѣщеніемъ гнѣва Божія, съ избыткомъ утѣшенъ чрезъ многознаменательное пріобрѣтеніе новаго царскаго рода, и притомъ не чуждаго убіенному царевичу, и явно для всѣхъ, а особенно въ наши дни, ознаменованнаго благословеніемъ Божіимъ; а неповиннаго страдальца царевича Димитрія дивный въ судьбахъ Своихъ Богъ прославилъ святостію нетлѣнія, дабы всѣ видѣли, что царевичъ есть священный агнецъ, закланный за спасеніе законной царской власти, и дабы его царственная кровь, подобно крови Авелевой, всегда вопіяла къ Богу отмщеній противъ мятежниковъ и похитителей царскаго вѣнца (Слова и рѣчи митропол. Филарета, т. I, стр. 247). Съ той поры неповинный страстотерпецъ царевичъ Димитрій, по благодати Божіей, предстоитъ незримо престолу царя небеснаго и молится за благословенный новый родъ царскій, ему родственный, и предстательствуетъ на небѣ за ц арство русское и ея державныхъ правителей. „Царскую діадему, восклицаетъ нынѣ святая церковь, обагрили еси кровію твоею, Богомудре мучениче Димітріе, за скиптръ крестъ  въ  руку пріими, явился еси побѣдоносецъ, и жертву непорочну Владыцѣ принесла  еси себе; яко бо агнецъ незлобивъ отъ раба закаленъ еси, и ныть радуяся предстатели Святѣй Троицѣ, и молишися о державѣ сродниковз твоихъ богоугоднѣй быти, и сыновомъ россійскимъ спастися“. (Троп. гл. 2).

III. Бозблагоговѣемъ же, братіе, предъ дивными судьбами Божіими, явленными въ неповинной смерти царевича Димитрія, и съ крѣпкою любовію къ Великому Государю нашему Императору Николаю Александровичу, принесемъ Царю царей и Господу владыкъ земныхъ благодарственное моленіе, да хранитъ Онъ драгоцѣнную для всѣхъ насъ жизнь Даря и весь Его царственный Домъ въ нерушимомъ здравіи и благополучіи и да соблюдетъ всѣхъ вѣрноподданныхъ Его въ вѣрѣ. и благочестіи и неизмѣнной преданности Ему въ роды родовъ. Аминъ... (Извлеч. въ сократи изъ поуч. Іѳнафана, архіеп, яросл. и ростовск.,  напечатай. въ «Церк. Вѣдом». и зд. . при Св. Син. за 1891 г. №. 24).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий