Поученіе. Святый Ефремъ переяславскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Польза созиданія храмовъ и благотворительныхъ учрежденій.

Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский

I. Святый Ефремъ переяславскій, память коего нынѣ, происходилъ изъ знатнаго рода. Онъ былъ казначеемъ великаго князя кіевскаго, Изяслава Ярославича, значитъ, завѣдывалъ всѣмъ его домомъ и хозяйствомъ.

Хлопотливая и шумная жизнь при дворѣ великокняжескомъ наконецъ стала ему въ тягость, и онъ рѣшился удалиться отъ міра. Пришелъ онъ однажды къ преподобному Антонію печерскому, и сталъ умолять его принять къ себѣ въ пещеру. Преподобный Антоній принялъ и скоро Ефремъ былъ постриженъ въ монашество. Такъ какъ Ефремъ постригся безъ согласія князя, то преподобному Антонію изъ за него пришлось перенести много непріятностей, и на нѣкоторое время онъ долженъ былъ даже удалиться изъ самой пещеры. Но вскорѣ все успокоилось, и св. Антоній по прежнему съ своей братіей сталъ подвизаться на прежнемъ мѣстѣ. Ефремъ во всемъ подражалъ своему духовному руководителю и всей братіи Печерскаго монастыря, — но онъ желалъ видѣть еще высшіе образцы духовной монашеской жизни. И вотъ, съ благословенія святыхъ отцевъ печерскихъ, онъ отправляется въ далекое путешествіе на востокъ, обходитъ многіе греческіе монастыри, побывалъ и въ Студійскомъ монастырѣ, гдѣ жила братія по уставу св. Ѳеодора Студита. Этотъ уставъ ему такъ понравился, что онъ рѣшился принести его съ собою въ монастырь Печерскій. Съ тѣхъ поръ этотъ уставъ введенъ сначала въ Печерскомъ монастырѣ, а за тѣмъ и во всѣхъ другихъ русскихъ монастыряхъ. Образованіе, опытность, строгая благочестивая жизнь отличали препод. Ефрема отъ всѣхъ другихъ иноковъ, и онъ скоро былъ избранъ на святительскую каѳедру въ г. Переяславль. Тутъ для св. Ефрема открылось широкое поле дѣятельности къ славѣ Божіей, и ко спасенію ввѣренной ему паствы. Онъ имѣлъ большія средства, принесенныя изъ міра, и всѣ употребилъ на дѣла благочестія и благотворительности. Въ продолженіе 13 лѣтъ своего святительства онъ постоянно строилъ храмы, благотворительныя учрежденія, больницы, въ которыхъ безплатно лѣчились больные, и городъ Переяславль такъ украсилъ подобными зданіями и учрежденіями, что онъ сталъ неузнаваемъ.

По кончинѣ тѣло святителя Ефрема оказалось нетлѣннымъ, сначала почивало въ созданной имъ церкви святаго Архистратига Михаила, а во время нашествія татаръ перенесли его въ Печерскій монастырь, гдѣ почиваютъ они и до сихъ поръ.

II. Итакъ святитель Ефремъ во время своего святительства всего болѣе заботился объ устройствѣ храмовъ и благотворительныхъ учрежденій. Что можетъ быть прекраснѣе подобной заботы и подобнаго употребленія земныхъ сокровищъ? Блага земныя — даръ отъ Бога — и вотъ къ Богу же чрезъ благотворенія они и возвращаются. Любя Бога, строютъ храмы, — по любви къ Нему же созидаются и богадѣльни, больницы, пріюты и другія подобныя имъ мѣста. Лучшаго дара нельзя принести Господу Благодѣтелю нашему за всѣ Его безчисленныя милости, преизобильно изливаемыя на насъ. Счастливъ тотъ, кто понимаетъ правильно, по-евангельски, назначеніе сокровищъ земныхъ, и правильно, благоразумно расточаетъ ихъ. Таковой исполняетъ слова Спасителя: сотворите себѣ други отъ мамоны неправды, да егда оскудѣете, примутъ вы въ вѣчные кровы. И подлинно, чрезъ такое употребленіе сколько душевной пользы доставитъ онъ и другимъ и себѣ!

а) Вотъ благодѣтель устроилъ храмъ, — начинается въ немъ совершеніе богослуженія, приносится безкровная жертва, — добрые христіане посѣщаютъ его, — и сколько отрады получаетъ каждый своему сердцу! Приходитъ онъ отрѣшенный отъ заботъ житейскихъ, погружается весь въ Бога, слушаетъ хваленіе Его, слово Божіе и какъ будто не на землѣ онъ, — все только небесное, божественное, ничего мірскаго. Вотъ Спаситель, вотъ Божія Матерь — наша первая Ходатаица, — вотъ апостолы, преподобные, святители, мученики — все жители міра небеснаго, — и успокоивается духъ странника земного среди такого святого общества. Посмотритъ на другихъ, — всѣ погружены также въ небесное, очи возведены у всѣхъ горѣ. И отрадно дѣлается ему. А когда сдѣлается онъ созерцателемъ Таинства Таинствъ, присутствуя за Божественной литургіей, когда видитъ духовно своего Спасителя, то какъ бы снова исходящаго съ проповѣдію къ міру, то идущаго снова на закланіе за грѣхи наши, что бываетъ на великомъ входѣ, то, какъ на тайной вечерѣ, снова приглашающимъ всѣхъ къ принятію Тѣла и Крови Своей, то поучающимъ, то являющимся по воскресеніи — скажите, можно ли описать радость духа вѣрующаго, духовно созерцающаго все это? У грѣшника льются слезы, ему противенъ становится любимый его грѣхъ, и какъ часто изъ храма онъ возвращается новымъ, другимъ человѣкомъ, и самъ постепенно начинаетъ преобразоваться въ храмъ духовный, въ храмъ и жилище Тріνпостаснаго Бога. Ужели мало вамъ всего этого для того, чтобы понять, какое великое благодѣяніе въ дѣлѣ спасенія каждый новосозидаемый храмъ.

б) Другой, или тоже самое лицо, устроиваетъ на богоданныя средства благотворительное учрежденіе — богадѣльню. Не одинъ десятокъ лицъ послѣ бурнаго плаванія по морю житейскому пришли сюда найти покой себѣ. Все у нихъ готово, и пища, и одежда, и сухо и тепло у нихъ, — трудятся, которые могутъ трудиться, остальнымъ — немощнымъ одинъ покой. Скажите, какое благодѣяніе можетъ сравниться съ этимъ благодѣяніемъ? Всю жизнь проведшіе въ нуждѣ, въ заботахъ, въ скорбяхъ, въ трудахъ имѣютъ возможность остатокъ дней своихъ прожить безъ печали, въ единственной заботѣ о своей душѣ. Тотъ, кто не имѣлъ одной свободной минуты подумать о Богѣ и Его милостяхъ, о душѣ и спасеніи ея, теперь можетъ каждую минуту употреблять на это – не милость ли, не благодѣяніе ли это для бѣдныхъ, престарѣлыхъ и нуждающихся? Прежде, быть можетъ, слово ропота срывалось съ устъ ихъ; а теперь одни слова сердечнаго благодаренія ко Господу слышатся отъ нихъ. А говорить ли здѣсь о другихъ подобныхъ учрежденіяхъ — больницахъ, пріютахъ? Сколько льется добраго, полезнаго для души тѣхъ, которые пользуются этими милостями, и исчислить даже нельзя. Но, спасая другихъ, благотворитель спасаетъ прежде всего себя самого. Къ нему относятся эти сладчайшія и утѣшительныя слова Спасителя, которыя Онъ любящимъ Его скажетъ на страшномъ судѣ Своемъ. Пріидите благословенные Отца Моего, наслѣдуйте царствіе, уготованное вамъ отъ сложенія міра. Боленъ бѣхъ и посѣтисте Мене, — нагъ, и одѣясте Мене, Я жаждалъ, алкалъ, и вы накормили и напоили Меня.

III. О, дай Богъ, чтобы больше и больше было подражателей св. Ефрема въ дѣлѣ благоустроенія храмовъ и благотворительныхъ учрежденій! Много нынѣ этихъ подражателей. Мы счастливы, что живемъ въ такое время. Дай Богъ, чтобы не охладѣвалъ, а еще болѣе возгарался во всѣхъ духъ благотворительности. (Сост. по поуч. свящ. Шумова, помѣщ. въ прилож. къ журн. «Кормчій» № 4, 1896 г.).

Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий