Поученіе. Святый Мартынъ исповѣдникъ, папа римскій

 Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 

 О правой вѣрѣ.

 I. Святому Мартину, память коего нынѣ, Господь судилъ быть архипастыремъ въ Римѣ въ то время, когда въ большой силѣ была, такъ называемая, моноѳелитская ересь. Она состояла въ томъ что въ Іисусѣ Христѣ признавали одну только волю Божественную, хотя природы признавали въ Немъ двѣ— и Божескую и человѣческую.

Этимъ неправильнымъ ученіемъ зараженъ былъ самъ императоръ Констансъ и даже константинопольскій патріархъ. Но что значитъ все это для человѣка, твердо преданнаго истинѣ? Для него все равно, если бы даже весь свѣтъ отступилъ отъ истины, онъ и тогда не измѣнитъ ей. Таковъ и былъ св. Мартинъ. Императоръ требовалъ, чтобы св. Мартинъ принялъ неправильное ученіе, но Мартинъ не согласился и говорилъ: «если бы мое тѣло раздробили на части, и тогда я не измѣню православному ученію». И дѣйствительно не измѣнилъ. Его лишили сана, сослали въ заточеніе, но вѣрѣ его не повредили. Онъ остался православно вѣрующимъ до смерти. Богъ за это наградилъ его. Когда скончался онъ, то отъ его мощей было много чудесъ.

II. а) Итакъ недостаточно только вѣровать, но нужно правильно вѣровать, — только правая вѣра спасаетъ насъ. Поэтому нужно слушать только православныхъ проповѣдниковъ, принимать къ сердцу только православное ученіе — только то, которое хранитъ святая православная церковь. Горе тѣмъ, которые ученіе св. православной церкви считаютъ устарѣлымъ, ищутъ чего-то новаго въ церкви, желали бы преобразовать самую церковь. Нѣтъ, церковь есть столпъ и утвержденіе истины, въ ней, какъ въ сокровищницѣ, хранится все, что предано ей І. Христомъ, Начальникомъ и Основателемъ вѣры, и апостолами, распространителями вѣры. Не ее нужно преобразовать, а она должна насъ преобразовывать, совлекая съ насъ внѣшняго человѣка, и облекая въ новаго, воспитывая насъ для неба, для царствія небеснаго. Ея ученіе есть та спасительная закваска, которой долженъ проникнуться весь міръ, все живущее человѣчество. И еслибъ, самъ ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать не то, что благовѣствовали апостолы, да будетъ анаѳема. Между тѣмъ и въ нынѣшнее время есть лжеименные, самозванные учители, которые дерзновенно проповѣдуютъ ученіе свое, а не то, которое проповѣдуется въ церкви, проповѣдуютъ не устно только, но и печатно. Если бы кому изъ насъ гдѣ-нибудь пришлось встрѣтиться съ подобными лжеучителями, то убѣжимъ отъ нихъ, закроемъ очи, уши, чтобы не слышать ихъ обольстительныхъ словесъ, и не видѣть коварныхъ и хитрыхъ дѣйствій ихъ. А если бы вкралось въ нашу душу какое-нибудь сомнѣніе въ истинѣ своего вѣрованія и замѣтили бы мы въ себѣ хотя малѣйшее сочувствіе къ ихъ ученію, скорѣе пойдемъ къ пастырямъ поставленнымъ церковною властію для насъ, имъ откроемъ волненіе души своей, у нихъ попросимъ разрѣшенія недоумѣній своихъ, и они дадутъ намъ его, и скажутъ все, что нужно для утвержденія вѣрованія нашего. Во всякомъ случаѣ будемъ тверды въ исповѣданіи своей правой вѣры и небоязненно будемъ всюду исповѣдывать ее, подобно св. Мартину, неубоявшемуся даже ссылки, лишенія сана, которымъ подвергли его.

б) Да, нужно быть готовымъ за вѣру на все, чтобы только уберечь, сохранить ее.  Дороже вѣры не можетъ быть ничего. Сбережемъ вѣру, сбережемъ все, — потеряемъ вѣру, потеряемъ все. Вѣра есть то сокровище, тотъ драгоцѣнный бисеръ, ради котораго нужно пожертвовать всѣмъ, дорогимъ для насъ въ жизни сей. Что жизнь наша безъ правой вѣры? Это безотрадное существованіе на землѣ. Что блага міра сего — богатство, слава, здоровье, когда нѣтъ сокровища правой вѣры въ нашей душѣ? Все это не наполнитъ пустоты этой жизни, и не составитъ истиннаго счастія для насъ. Что, наконецъ, самыя добрыя дѣла наши — милостыня, постъ, молитва безъ правой вѣры? Все это не можетъ успокоить нашего духа, не можетъ дать истинной радости нашему сердцу. Покой духа, радость сердца въ обладаніи правою вѣрою, и все добро, совершаешое нами и Богу пріятно, и намъ полезно только при правой вѣрѣ. Преп. Никита исповѣдникъ, гонимый за вѣру и соскучившись этими гоненіями, чтобы освободиться отъ нихъ, согласился совершить литургію съ патріархомъ еретикомъ, къ чему его принуждали. Но какъ только сдѣлалъ это, потерялъ всякое спокойствіе въ своей душѣ. Онъ начинаетъ плакать о своемъ грѣхѣ, но и слезы не успокоивали его, — совѣсть продолжала мучить его. И онъ тогда только совершенно успокоился духомъ, когда явился въ городъ, и сталъ снова публично обличать еретиковъ въ ихъ заблужденіяхъ, за что и взятъ былъ на новыя мученія. Св. мученикъ Копрій подумалъ было найти себѣ счастіе въ отступленіи отъ вѣры во Христа. Онъ уже въ почетѣ, и въ дорогихъ одеждахъ возсѣдитъ въ палатахъ царскихъ. Но лишь только товарищъ его Патермуѳій, оставшійся вѣрнымъ Христу, началъ умолять его изъ-за временныхъ наслажденій не лишать себя радостей со Христомъ, онъ сразу почувствовалъ всю пустоту этихъ наслажденій, сбросилъ съ себя дорогія одежды и снова обратился ко Христу. Да, наше счастіе во Христѣ, въ вѣрѣ въ Него, въ сохраненіи и исповѣданіи правой вѣры. Всѣ отступники отъ правой вѣры достойны слезъ и всякаго сожалѣнія.

III. Пожалѣемъ, братія, заразившихся тѣмъ или другимъ ложнымъ ученіемъ и возблагодаримъ Бога., что Онъ помогаетъ намъ хранить вѣру правую— ту, которую исповѣдуетъ вся православная церковь. Великая это милость Божія и великое счастіе намъ отъ Господа. О, когда бы намъ съ этою вѣрою и жизнь свою скончать! А для этого будемъ вѣру правую выражать дѣлами добрыми — будемъ стараться жить по вѣрѣ. Жизнь сообразная съ вѣрою привлечетъ къ намъ благодать Божію, которая поможетъ намъ окрѣпнуть въ вѣрѣ настолько, что уже никакіе соблазны, никакія искушенія, никакіе примѣры отступничества отъ вѣры не увлекутъ насъ къ измѣнѣ вѣрѣ. Вѣра войдетъ въ плоть и кровь нашу, сдѣлается неотъемлемымъ достояніемъ нашего духа. Недовольству- ясь этимъ, будемъ стараться возлюбить изученіе слова Божія, житій святыхъ, равно чтеніе и другихъ духовно-нравственныхъ книгъ, написанныхъ въ духѣ православной церкви. Тогда не только сами устоимъ въ вѣрѣ, но будемъ въ состояніи и другихъ слабовѣрныхъ утверждать и привлекать къ ней. О, когда бы такъ было! Будемъ умолять св. Мартина исповѣдника вѣры, и онъ поможетъ намъ. (Сост. по поуч. свящ. П. Шумова, помѣщ. въ прилож. къ N° 15 жури. „Кормчій^ 1896 г.).

 Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий