Поученіе. Святый священномучен. Ѳеодотъ, епископъ киринейскій

   Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Примѣръ благочестивой жизни — лучшая проповѣдь.

 I. Св. Ѳеодотъ, память коего совершается нынѣ, проповѣдывалъ ученіе Христово (въ концѣ III и въ началѣ IV в.) на островѣ Кипрѣ, гдѣ и былъ поставленъ епископомъ въ городѣ Киринеѣ.

Словомъ своимъ и примѣромъ собственной жизни онъ могущественно дѣйствовалъ на язычниковъ и многихъ изъ нихъ обратилъ ко Христу. Когда, при Ликиніи, открылось гоненіе на христіанъ, то правитель города велѣлъ привлечь къ суду христіанскаго епископа. Ѳеодотъ самъ явился къ нему и сказалъ: — «Вотъ тотъ, кого ты призываешь къ суду, я не скрываюсь, но самъ пришелъ, чтобы засвидѣтельствовать о Богѣ истинномъ». Въ отвѣтъ на эти слова правитель велѣлъ предать Ѳеодота жесточайшимъ истязаніямъ. Его били ремнями, терзали острыми желѣзными орудіями, положили на желѣзо, раскаленное въ огнѣ. Ѳеодотъ съ чуднымъ терпѣніемъ переносилъ всѣ истязанія и только молился Богу объ укрѣпленіи его и всѣхъ гонимыхъ христіанъ. Множество не вѣровавшихъ прежде, видя сверхъестественную силу мученика въ перенесеніи ужасныхъ истязаній, поняли дѣйствіе высшей, Божественной силы, совершающейся въ немощи человѣка, и стали открыто прославлять единаго истиннаго Бога.

Тогда епископъ Ѳеодотъ былъ отведенъ въ темницу, гдѣ и томился до тѣхъ поръ, пока побѣдоносный императоръ Константинъ не прекратилъ гоненія, воздвигнутаго Ликиніемъ, и не освободилъ христіанъ, томившихся въ разныхъ темницахъ. Послѣ этого св. Ѳеодотъ прожилъ еще два года, управляя церковію киринейскою, и мирно скончался въ 320 мъ году.

II. Изъ краткаго очерка жизни св. священномученика Ѳеодота мы видимъ, братіе, что онъ, какъ епископъ и какъ исповѣдникъ Христовъ, примѣромъ своей благочестивой жизни и дивныхъ своихъ страданій многихъ язычниковъ обратилъ ко Христу. Это даетъ и намъ урокъ примѣромъ своей благочестивой жизни обращать къ истинно христіанской жизни нашихъ ближнихъ.

Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. V, 16), говоритъ 1. Христосъ вѣрующимъ, указывая тѣмъ на силу примѣра доброй жизни.

а) Великое дѣло примѣръ. Ужъ такъ устроила насъ природа, что мы болѣе слѣдуемъ тому, что видимъ, нежели тому, что слышимъ или знаемъ. Заставляй насъ то и то дѣлать, намъ не хочется, мы стараемся отъ того уклониться; стань же дѣлать одинъ, и другіе за нимъ тоже будутъ дѣлать. Наставленіе дѣйствуетъ только на умъ, а примѣръ —на нашу волю. Наставленіе сообщаетъ познаніе, а примѣръ наставляетъ насъ на самое дѣло. Но особенно сильно дѣйствуютъ на насъ примѣры порочной жизни. Они, по наклонности нашей ко грѣху, еще гораздо вліятельнѣе на насъ дѣйствуютъ, чѣмъ примѣры самой доброй жизни. Какова, наприм., сила моды? Кто можетъ стоять противъ нея? Не каждый ли почти безпрекословно слѣдуетъ ей, какъ бы она ни была неразумна, разорительна и даже пагубна? Видите, какъ склоненъ человѣкъ къ подражанію, и какъ располагаютъ имъ видимые имъ примѣры!

б) Если же такъ важны и дѣйствительны на насъ примѣры, то какой великій, обязательный, отвѣтственный долгъ лежитъ на тѣхъ, которые стоятъ выше другихъ, которые властію и иными преимуществами имѣютъ особенное вліяніе на другихъ! Таковы пастыри церковные, начальствующіе надъ народомъ, вельможи надъ простолюдинами, ученые и образованные передъ неучеными и необразованными, родители передъ дѣтьми, старшіе передъ младшими. Это вожди меньшей братіи, и куда они поведутъ другихъ, туда пойдутъ и другіе, а поведутъ конечно тудя, куда сами идутъ, —какъ сами живутъ, такіе примѣры подаютъ и другимъ.

Прекрасно, если пастыри церковные не только поучаютъ народъ, но и представляютъ въ жизни своей образы благочестія и добродѣтелей христіанскихъ; если начальствующіе въ народѣ и примѣромъ и властію утверждаютъ народъ въ честной, степенной, христіанской жизни, и все несообразное съ благочестіемъ разумными, законными мѣрами отстраняютъ и пресѣкаютъ; если знатные живутъ и поступаютъ соотвѣтственно достоинству своего происхожденія, отличаясь христіанскими добродѣтелями и гражданскими доблестями; если ученые и образованные разумными и благородными поступками посрамляютъ и изгоняютъ изъ общества суевѣріе и невѣжество; если родители не только словомъ, но и образомъ жизни своей воспитываютъ дѣтей въ правилахъ доброй и благочестивой жизни, насаждая въ умахъ ихъ чистыя познанія вѣры и утверждая сердца ихъ въ страхѣ Божіемъ. Если старшіе и словомъ, и жизнію подаютъ добрый примѣръ младшимъ—благо, говорю, тогда всѣмъ, и обществу и церкви Божіей. Честь, милость, и благословеніе отъ Бога всѣмъ добрыми и назидательными примѣрами жизни утверждающимъ въ народѣ благочестивую вѣру и честную христіанскую жизнь!

А если напротивъ? Горе, горе всѣмъ, дурнымъ образомъ жизни и дѣйствій увлекающимъ простыхъ, неразумныхъ въ грѣхи. Горе, говоримъ слова Христа Спасителя, горе человѣку тому, иже соблазнъ приходитъ (Матѳ. XVIII. 7). Всякому, говоритъ также Господъ, ему же дано будетъ много, много взыщется отъ него (Лук. XII. 48), и сильніи, по слову премудраго Соломона, сильнѣ истязани будутъ. (Прем. VI. 6).

III. Да дастъ намъ Господь Богъ, по молитвамъ св. священномученика Ѳеодота, разумѣвать другъ друга въ поощреніи любви и добрыхъ дѣлъ (Евр. X. 24—25), къ преуспѣянію въ жизни непорочной. (Составл. по «Сѣяте. Благочестія», прот. В. Нордова, т. 2. изд. 2. стр. 154-157).

 

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий