Поученіе. Успеніе Пресвятыя Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы Косово. Печь Патриаршия. Церковь св. Димитрия, XIII век

Прот. Григорій Дьяченко

Средства, при помощи коихъ можно встрѣтить смерть не со страхомъ, а съ радостью.

I. Высокоторжественный праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы, къ чествованію котораго мы сегодня собрались сюда, по зову нашей любящей матери и мудрой воспитательницы—церкви, вызываетъ въ умѣ христіанина самыя радостныя надежды.


Церковное преданіе разсказываетъ, что по вознесеніи Господа нашего Іисуса Христа на небо Пречистая Матерь Его съ особенною любовію посѣщала тѣ мѣста близъ Іерусалима, которыя ознаменованы были молитвою, страданіемъ и смертію Ея возлюбленнаго Божественнаго Сына. Гора Еле- онская, Голгоѳа, вертоградъ, гдѣ было погребено тѣло Божественнаго мертвеца, сдѣлались любимыми мѣстами Ея молитвъ и изліяній св. чувствъ Ея сердца.

Долго и часто думала Она о Своей смерти и загробной жизни., часто даже молила Бога объ ускореніи Ея отшествія изъ здѣшняго міра.
И вотъ однажды, во время молитвы Ея на горѣ Елеонской, къ ней явился архангелъ Гавріилъ и предвозвѣстилъ время Ея кончины.
Исполненная глубокой вѣры въ будущую вѣчно блаженную жизнь, Она приняла эту вѣсть не со страхомъ и печалію, а съ чувствомъ живѣйшей радости и величайшей благодарности къ Богу.

И въ предопредѣленное свыше время св. Дѣва, окруженная апостолами, которые со всѣхъ концевъ земли чуднымъ образомъ были собраны въ Іерусалимъ ко дню славнаго Ея успенія, съ радостію въ сердцѣ и молитвою на устахъ спокойно и безболѣзненно предала духъ Свой Богу. Но пречистое тѣло Ея не видѣло истлѣнія: на третій день по Ея успеніи Она была воскрешена Богомъ къ вѣчной блаженной жизни и въ новомъ, прославленномъ тѣлѣ вознесена на небо. Въ этомъ дивномъ переселеніи Ея въ будущую славную жизнь апостолы убѣдились не только изъ того, что тѣла Ея на третій день уже не оказалось во гробѣ, но еще болѣе изъ того, что въ этотъ же день воскресшая Матерь Божія, сіяющая славою небесною и окруженная ликами св. ангеловъ, вдругъ предстала собраннымъ въ од- номъ домѣ апостоламъ, обѣщанъ имъ Свое невидимое присутствіе между ними и Свое матернее предстательство за міръ- , послѣ сего Она скрылась изъ ихъ глазъ, наполнивъ сердца ихъ и всѣхъ христіанъ неизъяснимою радостію и еще болѣе укрѣпивъ ихъ вѣру въ воскресеніе мертвыхъ.

Итакъ, смерть Богоматери есть только тихій и спокойный сонъ, или, какъ называетъ его православная церковь, успеніе; она не заключаетъ въ себѣ ничего страшнаго и безотраднаго для ума и сердца христіанина: напротивъ того, св. Дѣва Марія показала въ Своемъ успеніи, что смерть для христіанина должна быть не предметомъ страха и отчаянія, а величайшей радости и свѣтлѣйшей надежды, ибо смерть есть только сонъ болѣе или менѣе продолжительный, за которымъ слѣдуетъ радостное пробужденіе въ новомъ прославленномъ тѣлѣ для неизъяснимо блаженной жизни на небѣ.

II. Остановимся же, братіе мой, на малое время на размышленіи о средствахъ, при помощи которыхъ христіанинъ можетъ и долженъ встрѣчать свою смерть не со страхомъ, а съ радостію.

а) Первое средство—это память о смерти.

Для насъ, въ нашемъ грѣховномъ состояніи необходимо постоянное памятованіе смерти; всегдашняя память о смерти, которая можетъ постигнуть насъ всякій день и часъ, будетъ заставлять насъ зорко слѣдить за своимъ нравственнымъ поведеніемъ, заблаговременно приготовлять свою душу къ вѣчной загробной жизни, пріучать постепенно разставаться съ привычными дѣлами и страстями, сокрушать земныхъ идоловъ своего сердца, отрѣшаться отъ всѣхъ чувственныхъ земныхъ привязанностей и, такъ сказать, постепенно умирать для грѣха.
Вотъ почему наша св. церковь, какъ мудрая воспитательница христіанъ и для здѣшней временной жизни, и для будущей вѣчной, поставляетъ въ обязанность всѣмъ предъ отходомъ ко сну вспоминать о смерти. И св. мужи, достигшіе высокой степени праведности, свидѣтельствуютъ о великой пользѣ памяти о смерти для жизни христіанина.

Такъ св. Іоаннъ лѣствичникъ говоритъ, что память смертная столь же необходима человѣку, какъ необходимъ хлѣбъ, и какъ безъ хлѣба нельзя жить, такъ безъ памяти смертной невозможно управить жизнь свою.

Въ жизни святыхъ есть нѣсколько примѣровъ пробужденія отъ смертнаго сна. Пріобрѣти этимъ путемъ живую память о смерти, такіе люди предавались послѣ столь строгой подвижнической жизни, что удивляли всѣхъ. Такъ, преподобный Аѳанасій печерскій., возставшій изъ гроба на третій день послѣ смерти, на вопросъ о загробной жизни, отвѣчалъ только: кайтесь каждый часъ и молитесь и больше не спрашивайте меня ни о чемъ—затворился въ пещерѣ, гдѣ и провелъ въ подвигахъ благочестія еще 12 лѣтъ.

Одинъ инокъ (по имени Исихій хоривскій), о которомъ разсказываетъ св. Іоаннъ лѣствичникъ, заболѣлъ и умеръ. Но чрезъ часъ дѣйствіемъ Божественной силы снова пробудился къ жизни. Съ тѣхъ поръ онъ совершенно измѣнилъ свою жизнь, весь отдавшись молитвѣ и высокимъ подвигамъ. Вредъ смертію онъ сказалъ братіи только слѣдующее: „кто стяжалъ память смерти, тотъ никогда не можетъ согрѣшить".

Итакъ, память о смерти можетъ спасти человѣка отъ гибельнаго грѣ ховнаго усыпленія, дать ему въ. руки духовное оружіе, праведность, при помощи котораго онъ въ состояніи болѣе или менѣе спокойно, безъ особеннаго смущенія и страха, встрѣтить смерть, этого врага своей земной жизни.

б) Второе средство противъ страха смерти — чистая совѣсть. У кого чистая совѣсть. тотъ спокойно можетъ переступить порогъ вѣчности — смерть тѣлесную, у того совѣсть, которая пробуждается, какъ показываетъ опытъ, съ особенною силою предъ смертію, не будетъ терзать душу позднимъ и безполезнымъ сожалѣніемъ о даромъ потраченной земной жизни, о зарытыхъ въ землѣ талантахъ, о несправедливостяхъ и обидахъ, причиненныхъ ближнимъ, о невозможности исправить свои ошибки, о неблагодарности къ Богу за всѣ Его неизреченныя благодѣянія- , она не устрашитъ его возстановленіемъ предъ его сознаніемъ, въ предсмертные часы, всѣхъ его беззаконій и не повергнетъ его въ бездну отчаянія, ужасъ котораго превосходитъ самую смерть. Человѣкъ съ спокойною совѣстью, стоя на краю вѣчности, передъ тѣмъ, какъ догорающая лампада его жизни вспыхнетъ послѣднимъ пламе- немъ, можетъ сказать съ праведнымъ Сѵмеономъ: „нынѣ отпущаеши раба твоего, Владыко... съ миромъ". Но у кого же можетъ быть спокойная совѣсть предъ смертію? У того, кто старался жить христіанскою жизнію, кто былъ послушнымъ сыномъ церкви, кто примирился съ Богомъ и людьми, кто успѣлъ приготовиться къ смерти таинствомъ покаянія, которое снимаетъ тяготѣющее надъ совѣстію бремя грѣховъ, и вкусить въ таинствѣ св. причащенія тѣла и крови Христовой, какъ источника вѣчной жизни. Такой христіанинъ, предавъ все свое существо въ волю милосердаго и правосуднаго Бога, не малодушно и робко, но смѣло и увѣренно можетъ встрѣтить смерть, какъ зарю будущей блаженной жизни.

в) Слѣдующее столь же сильное средство для человѣка противъ страха смерти есть вѣра его въ безсмертіе его души, вѣра въ ту несомнѣнную истину, что лучшая часть его существа — душа— никогда не умретъ, но вѣчно будетъ жить. Тѣло разрушается и истлѣваетъ, его можно даже отторгнуть отъ души насильственно—и человѣкъ умираетъ, но духъ его., созданный Богомъ для безсмертія, остается вѣчно жить. „И возвратится персть въ землю, яко же бѣ, и духъ возвратится къ Богу, Иже даде его» (Еккл. 12., 7). «Не убойтесь отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убита», увѣщевалъ Господь учениковъ Своихъ предъ отправленіемъ ихъ на проповѣдь. «О человѣкъ, непремѣнно безсмертный, хотя бы ты о томъ не думалъ, хотя бы и не хотѣлъ того!» скажемъ словами приснопамятнаго святителя Филарета, митрополита московскаго. «Берегись забывать твое безсмертіе, чтобы забвеніе о безсмертіи не сдѣлалось смертоносною отравою и для смертной жизни твоей и что-бы забываемое тобою безсмертіе не убило тебя на вѣки, если оно тебѣ, не ожидающему его и не готовому, внезапно явится. Не говори отчаянно: «утрѣ умремъ», что-бы тѣмъ необуз- даннѣе устремляться за наслажденіями смертной жизни. Говори съ надеждою и страхомъ: «утрѣ умремъ на земли и родимся или на небесахъ или во адѣа».

г) Послѣднее и самое могущественное орудіе противъ страха смерти есть вѣра, что душа не только безсмертна, но что будетъ нѣкогда время, когда она соединится съ своимъ воскресшимъ прославленнымъ тѣломъ для вѣчной жизни за гробомъ — блаженной для праведниковъ, мучительной для грѣшныхъ. Имѣя живую вѣру въ эту истину, христіанинъ не только не будетъ бояться смерти, но даже съ радостію встрѣтитъ ее, когда она придетъ къ нему, подобно Пресвятой Дѣвѣ Маріи.

Эта живая вѣра въ существованіе за гробомъ вѣчной блаженной жизни одушевляла безчисленные сонмы мучениковъ въ первые вѣка христіанства и дѣлала для нихъ смерть самымъ радостнымъ событіемъ, не смотря на страшныя безчеловѣчныя истязанія, которымъ подвергались святые мученики, когда ихъ живыми сжигали на кострѣ, распинали на крестѣ, отдавали на растерзаніе дикихъ голодныхъ животныхъ, сокрушали кости, отторгали члены отъ живого тѣла и подвергали другимъ безчисленнымъ пыткамъ, на измышленіе которыхъ способна была только сатанинская злоба враговъ Христовыхъ.

III. Пусть же и у насъ, православные христіане, ученіе св. писанія о воскресеніи мертвыхъ и будущей жизни и живой примѣръ св. мучениковъ пробудитъ хотя небольшую часть этой пламенной вѣры ихъ. Спаситель ясно для всѣхъ временъ и народовъ сказалъ: „грядетъ часъ, въ оньже вси сущій во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Вожія: и изыдутъ сотворшіи благая въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая въ воскрешеніе суда (Іоанн. 5,25 — 29). Азъ есмь воскрешеніе и животъ., говоритъ Спаситель въ лицѣ Марѳы, сестры умершаго и воскрешеннаго Имъ Лазаря, всему человѣчеству: вѣруяй въ Мя, аще и умретъ, оживетъ".

Будемъ же, братія, жить такъ, чтобы смерть для насъ не казалась страшнымъ, но радостнымъ вѣстникомъ, зовущимъ насъ въ вѣчную блаженную жизнь за гробомъ. Аминъ. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий