Поученіе. Въ недѣлю о Ѳомѣ, на литургіи

Еп. Іустинъ (Полянскій)

Христосъ воскресе!

Въ вечеръ Пасхи, когда Господь явился учени­камъ въ горницѣ Сіонской, одного изъ нихъ, по имени Ѳомы, не было съ ними; и когда ему разсказали о явленіи имъ Воскресшаго, онъ не повѣрилъ.

И вотъ, послѣ 8 дней, въ томъ же домѣ опять было собраніе учениковъ, въ которомъ присутствовалъ и Ѳома. Какъ и прежде, изъ опасенія отъ іудеевъ, двери были заперты. Прншелъ Іисусъ, сталъ посреди и сказалъ: миръ вамъ! Всевѣдущій зналъ душевный недугъ Ѳомы, видѣлъ также искрен­нее стремленіе его къ истинѣ, а посему, наказавъ малое невѣріе краткимъ лишеніеъ радости, позволилъ ему „собственными, такъ сказать, руками взять радость воскресенія изъ живоносныхъ ранъ воскресшаго тѣла. Принеси перстъ твой сѣмо и виждъ руцѣ Мои, сказалъ Господь недугующему невѣріемъ Апостолу, вполне согласно съ желаніемъ, выраженнымъ имъ,—принеси руку твою и вложи въ ре­бра Моя, и не буди невѣренъ, но вѣренъ“. Тѣло столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенный двери, очевидно чуждо было всякой дебелости, но Христосъ показываетъ его такимъ для того, что­бы увѣрить въ воскресеніи и научить, что именно Онъ былъ распятъ, и не другой воскресъ вмѣсто Него, „— говоритъ св. Златоустъ. Ѳома осязаеть Воскресшаго „десницею любопытною;" и это не простое, только внѣшнее осязаніе, но живое прикосновеніе „къ открытымъ, такъ сказать, устіямъ внутренняго источника жизни,“ воскрешаетъ въ жизнь вѣры полу-умерщвленнаго невѣріемъ Апо­стола: Господь Мой, и Богъ Мой!—воскликнулъ Ѳома въ радостномъ восторгѣ. Отвѣчая ему, Господь, въ поученіе всѣмъ родамъ и вѣкамъ, высказалъ законъ нравственнаго царства Божія, по которому—„чѣмъ очевиднѣе знаменіе, тѣмъ менѣе достойно вѣры“ (Златоустъ); и, не одобряя въ вѣрующихъ исканіе очевидныхъ, удостовѣряющихъ доказательствъ, далъ преимущество вѣрѣ, которая ихъ не требуешь: яко видѣвъ Мя вѣровалъ ecu,—блажени не видѣвшіи, и вѣровавше. „Кажется, можно здѣсь видѣть, какъ Го­сподь взоромъ укоренія взираетъ на Ѳому и гла­голешь: видѣвъ Мя, вѣровалъ ecu; потомъ обращаетъ взоръ одобренія на Іоанна, и хотя не открыто къ его имени, но тѣмъ не менѣе внятно къ его серд­цу продолжаетъ: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше. Ап. Іоаннъ давно уже глубоко вѣровалъ. Прочіе Апостолы, заслуживъ еще прежде упрекъ Господа въ невѣріи и жестокосердіи, также утвердились теперь въ вѣрѣ видѣніями Воскресшаго; а потому слово, сказанное Ѳоме, косвенно относилось и къ нимъ, относится и ко всѣмъ, ищущимъ наглядныхъ и очевидныхъ знаменій вѣры. Повѣствованіе объ втомъ явленіи Господа св. Евангелистъ заключаетъ общимъ замѣчатемъ о дѣлахъ Христовыхъ во вре­мя земной жизни Его: многа же и ина знаменія со­твори Іисусъ предъ ученики Своими, яже не суть пи­сана въ книгахъ сихъ. Сія же писана бита, да вѣруете, яко Іисусъ есть Христосъ, Сынъ Божій, и да вѣрующе, животъ гшате во имя Его.

О, Всеблагій Господи! даруй намъ вѣру въ Тебя, во адъ сшедшаго и съ Собою вся воскресившаго! Вѣруемъ, Господи, помози нашему невѣрію! Самъ возжги въ сердцахъ нашихъ свѣтильникъ живой вѣры, да озаряетъ онъ вей пути нашей жизни и да побуждаетъ насъ къ благоугожденію Тебѣ! Аминь.

 

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго.
Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). М.1895 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий