Поученіе. Въ недѣлю о Ѳомѣ, на вечерни

Еп. Іустинъ (Полянскій)

Христосъ воскресе!

„Днесь весна душамъ, зане Христосъ
отъ гроба якоже солнце возсія тридневный,
мрачную бурю отгна грѣха. Того
воспонмъ, яко прославися.
(Канонъ въ недѣлю о Ѳомѣ, Пѣснь 1, Троп. 1).

Свѣтло мы торжествуемъ св. Пасху, воспоминая великое благодѣяніе Божіе падшему роду человѣ­ческому: храмы наши украшаются яко невѣста Жени­ху небесному, радостно празднуемъ брачный пиръ вѣры, немолчно поемъ хвалу и благодареніе Господу, совершаемъ въ Церкви весну душъ нашихъ! Но не одни мы такъ празднуемъ, поемъ и торжествуемъ; вторитъ намъ, сорадуется съ нами и вся видимая природа.

Когда мы здѣсь, въ храмѣ Божіемъ, торжественно воспоминаемъ великія благодѣянія Божіи падшему роду человѣческому,—какое дивное великое тор­жество совершается тамъ—въ открытомъ храмѣ при­роды! Когда здѣсь мы продолжаемъ радоваться и тор­жествовать Воскресеніе Христово,—какое свѣтлое и радостнѣйшее торжество воскресенія и обновленія совершается тамъ—внѣ жилищъ нашихъ, гдѣ самые холмы и горы препоясуются радостію! Ко­гда здѣсь мы возносимъ пѣеснь хвалы и благодаренія Господу, благодѣявшему намъ, —какая живая, восторженная пѣснь, полная жизни и радости, чув­ства вседовольства и блаженства, возносится миріадами голосовъ среди полей и луговъ, среди де­брей и лѣсовъ, среди горъ и удолій! Кажется, всѣ созданія Божіи возносятъ едиными усты и единымъ сердцемъ одну чудную и таинственную, радостную и восторженную, неумолкающую пѣснь хвалы и благодаренія своему Владыкѣ—Творцу и Промыслителю. Поистинѣ дивное, вселенское торжество совершается теперь въ окружающемъ насъ мipѣ!

И нѣтъ ничего, возлюбл., пріятнее для сердца, утѣшительнѣе для духа, поучительнѣе для разума, какъ подобное зрѣлище окружающей насъ приро­ды, особенно вь настоящіе дни обновленія и возрожденія ея и нашего къ новой жизни, когда все окружающее насъ невольно останавливаетъ на себѣ наши взоры; невольно привлекаетъ къ себе наше вниманіе.

Такимъ именно зрѣлищемъ твореній Божіихъ питали свою душу, возвышали и освящали свое воображеніе, услаждали свое сердце, просвѣщали свой разумъ святые Божіи человѣки!—Св. царь и пророкъ Давидъ, во всѣхъ явленіяхъ мipa видимаго, видѣлъ следы премудрости и благости Божіей: читайте его псалмы, и увидите; преп. Антоній Ве­ликій сказалъ: „предо мною двѣ отверстыя книги, написанныя не человѣкомъ, а Богомъ —небо и зе­мля; ихъ я читаю, изъ нихъ поучаюсь, ими умудря­юсь во спасеніе. Самъ Спаситель немало бралъ поученій изъ природы.

Чему же можно научиться намъ изъ богописан- ной книги природы въ настоящее время, когда она такъ привлекательно раскрывается предъ нами, а мы празднуемъ воскресеніе Христово? Мы могли бы прочитать въ ней всѣ главнѣйшіе члены нашей вѣры, нашей любви и надежды. Но яснѣе, живѣе и поучительнѣе всего въ весеннемъ обновленіи природы изображается намъ наше внутреннее обновленіе, наше духовное воскресеніе отъ смерти грѣховной къ новой благодатной жизни во Христѣ Іисусѣ. Въ этомъ юнѣющемъ видѣ природы внѣш­ней представляется намъ образъ той обновляющейся, яко орля, юности избранныхъ Божіихъ, кои возрастаютъ, процвѣтаютъ и плодоносятъ въ духовномъ вертоградѣ Церкви Божіей. Это—весна душамъ нашимъ) какъ воспѣваетъ св. Церковь. Но это такой важный и поучительный для насъ предметъ, кото­рый преимущественно достоинъ занять все вниманie наше,—особенно во дни св. Пятидесятницы; потому мы и будемъ, возл., бесѣдовать объ этомъ особенно въ слѣдующее воскресные вечера. Чему же лучше и посвятить время продолжающагося празднованія воскресенія Христова, какъ не размышленію о нашемъ духовномъ совоскресеніи съ Нимъ, о нашемъ обновленіи и возвращеніи въ свободу славы чадъ Божіихъ ? Аминь.

 

 Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго.
Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). М.1895 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий