Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)
Христосъ воскресе!
Ни камень велійа зѣло, ни грозная печать первосвященника, ни сильная стража римская, — ничто не могло удержать Господа во гробѣ: Онъ воскресъ.
Самый моментъ воскресенія Христова не описывается въ св. Евангеліи; но, безъ сомнѣнія, въ этотъ моментъ произошло что-то такое, чего нельзя было описать и Апостольскимъ перомъ. Доволь но того, что въ этотъ моментъ неустрашимые воины римскіе омертвѣли отъ ужаса, и опомнившись, отъ страха разбѣжались. Такъ страшенъ и ужасенъ былъ этотъ моментъ!
Но намъ нужнѣе знать о явленіяхъ воскресшаго Господа. Являлся воскресшій Господь ученикамъ Своимъ многократно, въ теченіе сорока дней, увѣряя ихъ о царствіи Божіемъ. И вотъ въ нынѣшній—первый день воскресенія, явленій сихъ было цѣлыхъ семь. О четырехъ изъ нихъ говорится въ Евангеліи, о двухъ упоминается въ посланіи Ап. Павла, одно известно изъ преданія.
Преданіе говорить, что воскресшій Спаситель явился пречистой Матери Своей; и это болѣе, чѣмъ вѣроятно, потому что, какъ было возможно не утѣшить Господу возлюбленной Матери Своей, безутѣшной въ разлукѣ съ Нимъ?
Евангеліе повѣствуетъ о явленіи Господа первой изъ всѣхъ учениковъ Своихъ—Маріи Магдалинѣ, которую назвалъ по имени, и которая отъ радости не знала, что дѣлать,—бросилась къ ногамъ Его, но Онъ повѣлелъ ей идти скорѣе и возвѣстить о Его воскресеніи ученикамъ Его.
Въ Евангеліи же говорится, что вскорѣ потомъ воскресшій Господь явился всѣмъ мѵроносицамъ вмѣстѣ, позволилъ имъ прикоснуться къ ногамъ Его, поклониться Ему, сказалъ имъ: радуйтесь, и велелъ сказать ученикамъ, что Онъ встрѣтитъ ихъ въ Галилеѣ. Эти три явленія были рано утромъ.
Около полудня были явленія Господа: Іакову — брату Господню, который былъ первымъ епископомъ Іерусалимскимъ, поставленнымъ отъ Самого Господа, и Петру, отрекшемуся отъ Господа и неутешно плакавшему объ этомъ, чтобы утѣшить его.
Къ вечеру настоящаго дня, Господь явился двумъ ученикамъ—Лукѣи Клеопѣ, шедшимъ въ Эммаусъ, вѣроятно, по благовѣстію мѵроносицъ, рѣшившимся идти поскорѣе въ Галилею, чтобы тамъ Его видѣть. Долго шелъ съ ними Господь по пути и бесѣдовалъ съ ними неузнаваемый, но на ночлегѣ за трапезою узнанный ими въ преломленш хлѣба. Отъ несказанной радости, ученики сіи, несмотря на наступленіе ночи, побежали въ Іерусалимъ, отстоящій отъ Эммауса на 50 стадій.
Достигши Іерусалима, они нашли всѣхъ учениковъ собравшимися въ одномъ домѣ и запершимися въ немъ, страха ради іудейска. Рѣчамъ ихъ и конца не было. Все и веѣ говорили объ одномъ— о событіи воскресенія ихъ Господа и о явленіяхъ Его, — старались собрать веѣ сказанія о семъ до подробности и осмыслить ихъ, чтобы увѣриться въ Его воскресенніи. Къ сказаніямъ учениковъ, эммаусскіе путники присоединили и свое сказаніе о томъ, что они слышали, видѣли и познали.
Вдругъ собравшимся воедино ученикамъ и бесѣдовавшимъ о воскресшемъ Учителѣ своемъ явился Самъ Воскресшій,—явился такъ, какъ мы сейчасъ возвѣстили вамъ, возл., изъ св. Евангеліяя. Двери были накрѣпко заключены; но Господь внезапно сталъ среди учениковъ и сказалъ: Миръ вамъ; они возрадовались, безъ сомнѣнія, радостіювеликою, а Господь повторилъ: миръ вамъ, и прибавилъ: яко же посла Мя Отецъ, и Азъ посылаю вы — проповѣдати Мое Евангеліе всему мipy. Но этого мало: cie рекъ дуну, и глагола имъ: пріимите Духъ Святъ. Имже отпустите гріхи, отпустятся; и имже держите, держатся... Вотъ это-то явленіе воскресшаго Спасителя нашего св. Церковь такъ торжественно и воспоминаетъ въ настоящая минуты! Чувствуете ли вы, возл., присутствіе между нами Господа нашего, сказавшаго: «гдѣ двое или трое соберутся во имя Мое, тамъ и Я посреди ихъ?» Чувствуете ли величіе даровъ Его, сообщенныхъ намъ — мира и радости и Дусгѣ Святѣ? «О, Пасха, велія и священнѣйшая, Христе! О, мудрости и Слове Божій, и сило! подавай намъ истѣе Тебе прычащатися, въ невечернемъ дни царствйя Твоего!»
Этимъ многознаменательнымъ явлетеніъ и закончился настоящій—первый день Воскресенія Христова, — сей день, еюже сотвори Господь, возрадуемся же и возвеселимся въ онъ. Аминь.
Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго.
Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). М.1895 г