Поученіе. Въ среду второй седьмицы Великаго поста, на литургіи

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.)

  Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ.

На великопостной литургіи, среди чтенія изъ Ветхаго Завѣта паремій, раскрываются Царскія врата, является среди нихъ священнодѣйствующій со свѣчею и кадильницею въ рукѣ и, знаменуя ими предстоящихъ во образъ креста, возглашаетъ: свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ!

При этомъ всякій изъ предстоящихъ преклоняетъ главу свою до земли; ибо раскрытіе Царскихъ вратъ образуетъ собою отверстіе самихъ небесъ; свѣтильникъ и кадильница знаменуютъ полноту даровъ Духа Святаго, а появленіе священнодѣйствующаго есть какъ бы явленіе Ангела съ неба, какъ читано было въ Евангеліи прошедшаго воскреснаго дня: отселѣ узрите небо отверсто, и Ангелы Божіи, восходящіе и нисходящіе надъ Сына человѣческаго. При этомъ знаменательномъ священнодѣйствіи св. Церковь ищетъ отъ насъ не одного простого наклоненія головы или видимаго поверженія себя долу предъ свѣтомъ Христовымъ, но въ духовномъ смыслѣ она хочетъ, чтобы мы открыли предъ нимъ все существо наше, дабы, такимъ образомъ, отъ ногъ до главы озариться намъ Божественнымъ свѣтомъ, — наполниться имъ всецѣло, и чрезъ то самимъ сдѣлаться свѣтоносными, каковыми и были первенствующіе христіане: яко свѣтила въ мірѣ, по слову св. Ап. Павла (Флп. 2, 16). Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ. Какъ просвѣщаетъ, гдѣ лучи сего свѣта? Лучи свѣта Христова сіяютъ для насъ въ Его земной жизни. Въ земной жизни Христовой — совершеннѣйшій для насъ образецъ благочестія, любви къ людямъ и безпримѣрной невинности.

Читать по теме: Проповедь в среду 2-й седмицы Великого поста. Иерей Михаил Браверман

1. Въ земной жизни Своей Господь нашъ Іисусъ Христосъ оставилъ намъ совершеннѣйшій образецъ благочестія. Вся жизнь Его есть одно выраженіе непрерывнаго, пламеннаго благочестія и ревности по благочестію; ибо всѣ дѣла и слова Его всегда направлялись къ одной цѣли — къ славѣ Божіей. Вездѣ Онъ говорилъ о Богѣ. Вездѣ — въ словахъ и дѣлахъ Своихъ — показывалъ ревность къ распространенію царства Божія. Будучи еще только 12-ти-лѣтнимъ отрокомъ, Іисусъ Христосъ, въ храмѣ Іерусалимскомъ, бесѣдуя о предметахъ вѣры, Своими мудрыми отвѣтами уже удивлялъ всѣхъ слушавшихъ Его. Подвигъ общественнаго служенія Онъ началъ 40-дневнымъ постомъ и молитвою, и послѣ весьма часто удалялся въ уединеніе для молитвы. Непрерывно поучалъ Своихъ учениковъ и всѣхъ приходившихъ къ Нему. Несмотря ни на какія трудности, безпрестанно продолжалъ подвигъ Своего служенія. Переходилъ съ одного мѣста на другое, предпринималъ дальнія путешествія — изъ Галилеи во Іудею, изъ Іудеи опять въ Галилею. Вся Евангельская исторія живыми чертами изображаетъ высочайшую ревность Іисуса Христа по славѣ Божіей, какъ Онъ Самъ о Себѣ свидѣтельствовадъ: снидохъ съ небесъ, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца; да разумѣетъ міръ, яко люблю Отца, и якоже заповѣда Мнѣ Отецъ, тако творю. Онъ говорилъ это, когда приближались Его страданія, и, послѣдуя заповѣди Отца небеснаго, добровольно Самъ вступилъ на сіе поприще. Востаните, идемъ отсюда, сказалъ Онъ, и пошелъ съ учениками Своими въ садъ Геѳсиманскій. Все дѣлалъ изъ повиновенія и любви къ Своему Отцу, что составляло главное для Него, какъ Самъ Онъ свидѣтельствовалъ предъ учениками Своими: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя, и совершу дѣло Его. Вотъ первый и самый яркій лучъ, осіявающій насъ изъ жизни Господа нашего! Подражайте Ему въ этомъ отношеніи: и свѣтъ Христовъ будетъ просвѣщать васъ.

2. Въ земной жизни Своей Господь Іисусъ Христосъ подалъ намъ образецъ совершеннѣйшей любви къ людямъ. Онъ непрерывно трудился и подъялъ необъятные подвиги для просвѣщенія заблуждающихся свѣтомъ истины и приведенія ихъ на путь благочестія и добродѣтели. Преподавалъ совершеннѣйшія наставленія объ обязанностяхъ къ другимъ, и Самъ во всей точности исполнялъ преподанныя правила. Вступленіе Іисуса Христа въ общественное служеніе спасенію рода человѣческаго было какъ благотворный восходъ солнца. Онъ свѣтилъ непрерывно Своимъ ученіемъ; училъ въ домахъ, въ собраніяхъ, на городскихъ улицахъ, въ полѣ; училъ, переходя съ мѣста на мѣсто, на всѣхъ путяхъ Своего странствованія, чѣмъ открывалъ удобство всѣмъ приходить къ Нему и слушать Его спасительное ученіе. Никого не отвергалъ Онъ отъ Себя. Іисусъ Христосъ благотворилъ другимъ посредствомъ чудотвореній, которыя, имѣвшимъ очи видѣть, ясно показывали въ Немъ обѣтованнаго Спасителя міра. Самъ Онъ въ краткихъ чертахъ изобразилъ благотворность чудесъ Своихъ, когда повелѣлъ ученикамъ Іоанновымъ возвѣстить своему учителю, чтó они видѣли и слышали, бывши близъ Него, то-есть, — что «слѣпые прозираютъ, хромые ходятъ, прокаженные очищаются, глухіе слышатъ, мертвые воскресаютъ и нищимъ благовѣствуется». Только тамъ сокращались Его чудотворенія, гдѣ недоставало вѣры и гдѣ не хотѣли принять Его. Іисусъ Христосъ ко всѣмъ былъ любвеобиленъ. Онъ показывалъ сыновнюю любовь къ родителямъ, нѣжную любовь, снисхожденіе и попечительность къ ученикамъ Своимъ и къ дѣтямъ, безпримѣрную попечительность объ исправленіи заблуждающихся, особенную любовь къ знаемымъ и близкимъ по крови, вообще — къ Своему отечеству, которое Онъ старался просвѣтить свѣтомъ истины и чрезъ то спасти отъ предстоящей ему погибели; о врагахъ Своихъ и распинателяхъ молился къ Отцу небесному, и явилъ величайшую и безпредѣльную любовь ко всему роду человѣческому, когда Своимъ ученіемъ, молитвами къ Богу Отцу и искупительными страданіями пріобрѣлъ спасеніе всему міру. Вотъ второй пресвѣтлый лучъ, озаряющій насъ изъ жизни Господа нашего! Подражайте Ему и въ этомъ отношеніи; и свѣтъ Христовъ будетъ просвѣщать васъ.

3. Евангельская исторія открываетъ намъ, что Іисусъ Христосъ, въ земной жизни Своей, имѣлъ совершеннѣйшую чистоту и невинность человѣческой природы. Всѣ слова и дѣйствія Его показывали, что Онъ жилъ такъ, какъ отвѣчалъ искусителю: не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ, и какъ исповѣдалъ о Самомъ Себѣ: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дѣло Его. Имѣлъ полное самоотверженіе и отверженіе благъ внѣшнихъ, или совершенное отреченіе отъ нихъ; ибо не имѣлъ Онъ ни дома, ни сокровища. Самъ свидѣтельствовалъ о Себѣ предъ тѣми, которые видѣли образъ Его жизни: лиси язвины имутъ, и птицы небесныя гнѣзда; Сынъ же человѣческій не имать, гдѣ главу подклонити, и въ удовлетвореніи необходимыхъ нуждъ жизни подучалъ пособіе отъ рукъ усердія и признательности. Имѣлъ совершеннѣйшее смиреніе и кротость. Въ началѣ общественнаго служенія Онъ просилъ крещенія у Іоанна Предтечи, и подклонилъ главу Свою подъ руку его; на послѣдней вечерѣ умылъ ноги ученикамъ Своимъ и говорилъ имъ: образъ дахъ вамъ, да якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите. На всѣ несправедливыя клеветы и обвиненія враговъ отвѣчалъ или совершеннымъ молчаніемъ, или кроткими словами; и ученикамъ Своимъ указывалъ въ Самомъ Себѣ образецъ смиренной кротости: научитесь отъ Меня, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ. Съ безпримѣрнымъ смиреніемъ и кротостію принялъ Онъ несправедливыя обвиненія враговъ предъ нечестивыми первосвященниками и римскимъ правителемъ, предавшимъ Его на распятіе. Имѣлъ безпримѣрное терпѣніе и великодушіе. Среди нечестивыхъ и злодѣевъ Онъ стоитъ, какъ Агнецъ безмолвный. Осужденный на смерть, подвергаемый поруганіямъ, оплеванію, заушенію, біенію, обремененный орудіемъ Своей смерти, распинаемый и на крестѣ поносимый, и изнемогающій среди крестныхъ страданій и умирающій, Онъ неизмѣнно сохранилъ терпѣніе, преданность волѣ Отца небеснаго и любовь къ людямъ, безмолвно переносилъ болѣзни и муки крестныя, согласно съ пророчествомъ. Между смертными никогда не было такого праведника. Совершеннѣйшая святость Іисуса Христа указывала въ Немъ Богочеловѣка, а не простого человѣка. Самые злѣйшіе враги древніе не могли обличить Іисуса Христа въ какомъ-либо грѣхѣ; и новѣйшіе вольнодумцы не могутъ безъ уваженія смотрѣть на жизнь Іисуса Христа, какъ на величайшаго проповѣдника между лучшими людьми. Вотъ третій, не менѣе яркій и пресвѣтлый лучъ, сіяющій намъ изъ Евангелія Христова! Подражайте Ему во всѣхъ отношеніяхъ, и свѣтъ Христа будетъ просвѣщать васъ.

О, Боже, ущедри ны и благослови ны: просвѣти Лице Твое на ны и помилуй ны! Аминь.

 

Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). М.1895.

Источник: «Русскiй Порталъ»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий