Поученіе. Въ субботу Страстной седьмицы

Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)

Въ субботу Страстной седьмицы.
И Азъ завѣщаваю вамъ, якоже завѣща
Мнѣ Отецъ Мой, царство,
да ясте и пieтe па трапези Моей
во царствiи Моемъ (Лук. 22, 29—30).

Когда умираетъ какой-либо извѣстный человѣкъ, то оставляете обыкновенно духовное завѣщаніе; и все стараются поскорѣе узнать, что содержится въ томъ завѣщаніи. Предъ нами, возлюбленные, лежите умершій за насъ, не человѣкъ, а Богочеловѣкъ, также оставившій намъ завѣщаніе, которое вотъ на персяхъ Его—во Святомъ Евангеліи. Позаботимся узнать содержаніе сего великаго завещанія: оно от­носится къ намъ,—-въ немъ все наше богатство и вѣчное спасете, въ немъ—самая сущность христіанства.

Существо христіанства, какъ извѣстно, состоите въ возстановленіи падшаго человѣка. Человѣкъ въ твореніи назначенъ быть въ общеніи съ Богомъ, чтобы жить въ Немъ и блаженствовать. Преступленіемъ заповѣди онъ отпалъ отъ Бога, потерялъ истинную жизнь и долженъ былъ страдать какъ временно, такъ и вѣчно. Единородный Сынъ Бо­жій, принявъ на Себя человѣческое естество, оживотворилъ его въ Себѣ, смертію Своею удовлетворилъ правде Божіей и возвратилъ человѣку бла­женство въ Богѣ. Для того, чтобы и людямъ можно было усвоять сіи блага во всѣ времена, Онъ учредилъ на землѣ святую Церковь—домъ спасенія и дворъ спасаемыхъ. Всякій теперь, желающій до­стигнуть своего назначенія—вкусить блаженства отъ общенія съ Богомъ, можетъ сподобиться сего не иначе, какъ чрезъ общеніе съ Господомъ Іисусомъ Христомъ. Никтоже можетъ npiumu ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6). Въ этомъ состоитъ существо завѣщанія Его къ намъ. Отсюда само собою видно,, что болѣе частные пункты сего завѣщанія касают­ся: а) пути восхожденія къ общенію съ Іисусомъ Христомъ, б) пребыванія въ Богѣ по общеніи съ Господомъ и в) пребыванія въ Церкви, гдѣ нахо­дятся всѣ силы и способы къ совершенію того и и другаго.

1.  Какъ восходятъ въ общеніе съ Господомъ и что вслѣдствіе того лежитъ на насъ? Путь восхожденія къ общенію съ Господомъ состоитъ въ слѣду­ющемъ: приходя въ раскаяніе о своихъ грѣхахъ, человѣкъ готовъ бы впасть въ отчаяніе, если бы не предстоялъ ему Господь съ заслугами. Усвояя же ихъ себе вѣрою въ Господа Іисуса Христа, онъ возникаешь къ надеждѣ спасенія и пріемлетъ Бо­жественный силы, чтобы положить намѣреніе работать Господу вся дни живота своего; а потому чрезъ таинство и соединяется съ Господомъ.

Соединеніе съ Господомъ вотъ чеготребуетъ отъ всякаго христіанина: а) знай и познавай свою бѣдность и окаянство,—что ты нищъ и слѣпъ и нагъ, и погибалъ бы и временно и вѣчно, если бы не Господь... б) Знай и возрастай въ познаніи Господа Iиcyca Христа, пришедшаго въ міръ грѣшниковъ спасти: Онъ удовлетворилъ правдѣ Божіей за тебя, ояшвотворилъ тебя въ Себѣ и спосадилъ одесную Отца на небесныхъ... в) Вѣруй полною вѣрою, что Господь, спасшій міръ весь, и тебя спасаетъ, и взы­вай къ Нему съ Ѳомою: Господь мой и Богъ мой!.. г) Вслѣдствіе сего, уповай спасеннымъ быть: содер­жи въ сердцѣ, что опасность уже миновалась, но не предавайся безпечности и нѣгѣ, а ходи въ дѣлахъ самоотверженія, забвеніе котораго ввергало тебя въ бездну столько разъ... д) Возгрѣвай чувство мира съ Богомъ: созерцай въ духѣ свѣтлое, благоволительное къ Тебѣ Лице Божіе, но не послабляй страстямъ; и всякій разъ, когда онѣ прорвутся противъ воли твоей, спѣши очищать себя слѣза­ми покаянія, или и всегда пребывай въ слезахъ покаянія, омывая ими всякую нечистоту... е) Носи въ сердцѣ убѣжденіе, что и ты сынъ Богу,—сынъ, коему дана власть взывать къ Нему: Авва — Отче; и, помня cie, дѣйствуй какъ бы отъ Лица Божія, въ видахъ Божіихъ, для Бога, всегда во славу всесвятаго имени Его... Вотъ первый рядъ чувствъ и расположеній, завѣщанныхъ Господомъ!

2. Вступивъ въ общеніе съ Іисусомъ Христомъ, а чрезъ Него возсоединившись съ Богомъ, человѣкъ становит­ся предъ Лице Бога, отъ Коего отпалъ было: созерцаетъ Его въ безконечныхъ совершенствахъ Его и въ Его дѣлахъ—творенія, промышленія и совершенія всего. При этомъ онъ долженъ исполняться осо­быми чувствами и расположеніями. Какими именно?

а) Созерцая Бога сокровеннѣйшимъ и непошижимымъ, изумляйся предъ Нимъ: да замолкнетъ въ те­бе всякое помышленіе, какъ молчить предъ Нимъ всякая тварь — небесная и земная... б) Созерцая Его безконечно великпмъ, падай предъ Нимъ въ уничиженіе, проникаясь благоговѣейнымъ страхомъ и трепетомъ... в) Созерцая Бога всесовершеннѣйшимъ, хвали и славословь Его, вмѣстѣ съ хорами Ангеловъ, взывая къ Нему: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, исполнь вся земля славы твоея!.. г) Созер­цая Ею вездѣсущимъ, всевидящимъ и всеисполняющимъ, ходи предъ Лицемъ Его такъ, какъ ходилъ бы предъ царемъ, на тебя смотрящимъ. д) Богъ сотворилъ тебя и хранить— , ты весь Его, покорствуй же Ему, какъ Владыкѣ жизни, въ чувствѣ всесто­ронней зависимости отъ Него... е) Богъ, сотворившій тебя, и промышляетъ о тебѣ; стало быть, все твое есть Его: благодари Его за все, благодушествуй и терпи, если найдетъ на тебя что непріятное, и никогда не попускай ослабѣвать въ тебе чувству довольства распоряженіями Промысла о тебѣ са­момъ... ж) Богъ, всѣмъ управляющій, ведетъ тебя къ своему назначенію; следовательно все, что будетъ съ тобою, будетъ отъ Бога. Итакъ, предай себя въ волю Бсеблагаго Бога, Который лучше тебя знаетъ, что тебѣ нужно: успокойся въ Немъ, не позволяя себѣ терзаться пустыми недоумѣніями и крушеніями духа, и питая полную надежду, что Онъ при­ведешь тебя къ твоему концу, возносись къ Нему умомъ и сердцемъ въ молитвѣ. 3) Богъ, все сотво­рившій и всѣмъ управляющій, положить конецъ настоящему порядку вещей, преобразитъ небо и зе­млю и водворитъ вѣчное царство блаженства для чѣловека. Итакъ, ожидай сего втораго пришествія Господня, и не только вѣрь Ему, но и желай и при­готовляйся срѣтить Его на всякій часъ: готовься къ смерти, помни судъ, рай и адъ, и будь какъ странникъ на землѣ. Вотъ второй рядъ чувствъ и расположеній, завѣщанныхъ Господомъ!

3.  Вступающіе въ общеніе съ Іисусомъ Христомъ, а чрезъ Него съ Богомъ, не иначе достигаютъ се­го общенія, какъ въ святой Церкви, по ея указанію и руководству, и не иначе утверждаются и пребываютъ въ семъ общеніи, какъ пребывая въ об­щеніи съ Церковію. Въ Церкви всѣ необходимый для сего благодатныя средства, и всѣ въ ней, поль­зующіеся сими средствами и къ Богу обращающіе­ся, становятся единымъ тѣломъ, исполненнымъ единымъ духомъ.

Церковь есть домъ спасенія, или сосудъ благодатныхъ средствъ, и дворъ спасаемыхъ. Итакъ, къ ней обращайся и въ ней ищи удовлетворенія тво­имъ нуждамъ духовнымъ. Все, что тебѣ нужно, найдешь въ ней. Тебѣ нужно просвѣщеніе ума? Церковь есть просвѣтительница. Вѣрь и содержи въ сердцѣ, что она одна есть столпъ и утвержденіе истины; и въ ней ищи сей истины—въ словѣ Божіемъ, въ отеческихъ писаніяхъ, въ наличномъ учи­тельствѣ церковномъ. По руководству сего просвѣщенія, ищи и всякаго другаго и имъ повѣряй его.— Ты слабъ, тебѣ нужно подкрепленіе? Церковь есть подательница благодати и воспитательница духа бла- годатнаго. Семь таинствъ, какъ семь сосцевъ, от­крыты у матери нашей; приступай къ нимъ вѣ­рою, и напояйся изъ нихъ живоносными силами, по нуи;дамъ своимъ. И потомъ возгрѣвай ихъ хожденіемъ во всѣхъ. уставахъ и чиноположеніяхъ церковныхъ—въ постахъ, говѣніяхъ и во всемъ.— Ты окруженъ врагами: тебѣ нужна защита и хода­тайство? Ходи въ храмъ Божій. Собирая чадъ сво­ихъ, Церковь низводитъ на нихъ защитительную и ходатайственную свою силу... Здѣсь жертва безкровная, здѣсь хоры Ангеловъ и святыхъ; здѣсь молитвованіе на всякую потребу—душевную и тѣ­лесную. Сюда прибѣгай и молитвою церковною ограждай себя.

Церковь—дворъ спасаемыхъ; все вѣрующие —од­но тѣло съ однимъ духомъ. Итакъ, пребывай въ единомысліи, не ища самостоятельныхъ взглядовъ въ дѣлахъ веры, отъ которыхъ бываютъ ереси,— пребывай въ сочувствіи со всѣми и въ готовности содѣйствовать благу всѣхъ. Это стихіи истинной любви, которая далѣе научитъ тебя—всякаго брата встрѣчать съ благорасположеніемъ, съ благожеланіемъ и благопопеченіемъ; научитъ—каждаго честію больше себя творить и блюсти чистымъ лице ближняго; научитъ всѣмъ жертвовать для блага его — душевнаго и тѣлеснаго, и—въ постоянномъ взаимообращеніи—быть искренно радушнымъ, скромнымъ, миролюбивымъ, уступчивымъ, истиннолюбивымъ и проч.; научитъ такъ держать себя не только въ отношеніи къ благодѣтелямъ и друзьямъ, но и ко врагамъ и недоброжелателямъ. Ревнуй всею ревностію, чтобы пребыть въ единеніи съ Церковію и себя подвесть подъ единъ съ нею духъ; а для сего по­мни обѣты, данные при вступленіи въ нее—въ крещеніи, и чаще возобновляй ихъ въ памяти. Отвергнись себя и непрестанно приноси себя въ жертву Богу; покори Ему умъ свой и воспріими умъ Христовъ; пожри волю свою и ходи только въ волѣ Божіей; пожри сердце свое и ничего не люби, кромѣ Его; пожри Ему тѣло свое въ трудахъ и озлобленіяхъ спасенія ради... Трезвися и бодрствуй, и чувства свои храни неразсѣянными. Вотъ третій рядъ чувствъ и расположеній, завѣщанныхъ намъ Господомъ!

Есть и еще особыя завѣщашя—всякому званію и состоянію; но они понятны уже изъ первыхъ за­вѣщаний сами собою. Всюду господствующимъ да будетъ духъ любви и самоотверженія, въ ревнованіи творить во всемъ единую волю Божію, которой должна быть посвящена вся жизнь. Истинный христіанинъ, твердо содержа сей Богоначертанный порядокъ, всю жизнь свою ходить по нему умомъ и сердцемъ, и собнраетъ въ немъ святыя чувства, расположенія и дѣянія,— собираетъ сокровища, неветшающія, по слову Господа,—сокровища небес­ный, скрываемыя па небесахъ, и дѣлается, въ полномъ смыслѣ, сыномъ Божіимъ,—наслѣдникомъ Божіимъ и сонаслѣдникомъ Христа Спасителя.

Таково завѣщаше Господа нашего Іисуса Христа, написанное Кровію Его и оставленное намъ въ святомъ Евангеліи и въ святой Церкви! Что мо­жетъ быть выше сего? Что необходимѣе сего для нашей жизни? Что можетъ сравниться съ этимъ сокровищемъ? Ни на землѣ, ни даже на небѣ нѣтъ ничего для насъ выше, необходимѣе и драгоцѣн­нѣе сего! Понятно, послѣ сего, какъ мы долж­ны отнестись къ сему завещанію, какъ исполнять его, чтобы получить завѣщанное имъ наслѣдство тѣхъ сокровищъ, ихжѣ око не видгь, и ухо не слы­ша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его, получить Царство Небесное?!

Въ немъ вся наша жизнь, единственное спасенie наше, вѣчное воскресеніе наше: „иного житія вѣчнаго начало". Безъ него—вѣчная смерть и невоз­вратная погибель. О, христіанинъ, емлися за вѣчную жизнь: помышляй себе мертвыми грѣху, живымъ же Богави;; и будешь праздновать свое, не времен­ное только, а и вѣчное воскресеніе! Аминь.

(Изъ соч. еп. Ѳеофана).

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго.
Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). М.1895 г

 

 

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий